Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 Молодец с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
11000 км.
Год разработки:
1989 г.

]]>Железнодорожная ПУ]]> Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный. Головной разработчик - КБ "Южное" (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В 1987-1991 годах были построены 12 комплексов.

В 1991 году НПО "Южное" предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124-100. Дальнейшего развития этот проект не получил. В настоящее время комплекс снят с вооружения.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 "Sсаlреl" Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

Состав

]]>Стартовая позиция 15П961 "Молодец" с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) ]]>В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;

  • командный модуль в составе 7 вагонов;

  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;

  • два тепловоза ДМ-62.

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Ракета РТ-23УТТХ (см.]]>схему]]>) имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа "кокон" из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло - центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени - "Старт", третьей - АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками (ББ) мощностью 0.43Мт, размещенными в один ярус. Боевая ступень (БС) оснащалась многофункциональным жидкостным ракетным двигателем 15Д264 (РД-866), работающим на тетраоксиде диазота и несимметричном диметилгидразине (НДМГ+АТ). Многофункциональный без дожигания генераторного газа двигатель 15Д264 (РД-866) содержит однокамерный ЖРД большой тяги (ЖРД БТ), шестнадцать ЖРД малой тяги (ЖРД МТ), а также централизованный источник питания, состоящий из двух турбонасосных агрегатов с газогенераторами и двух питателей. РД-866 обеспечивает многократное включение и регулирование тяги ЖРД БТ и ЖРД МТ. Двигатель работает по комбинированной схеме (вытеснительная и насосная подачи компонентов топлива) и обеспечивает питание компонентами топлива потребителей в широком диапазоне изменения расходов и давлений. Максимальное суммарное время работы ЖРД БТ - 330с, ЖРД МТ - 1200с. Максимальное количество включений ЖРД БТ - 14, ЖРД МТ - 10000.

Двигатель РД-866 предназначен для выполнения следующих задач:

  • создания управляющих усилий по крену в полете боевой ступени;
  • создания (на участке разведения ) тяги и управляющих усилий, различных по величине и направлению, при многократных включениях ЖРД БТ и ЖРД МТ;
  • питания горючим гидроприводов качания камеры двигателя большой тяги на участке разведения.

Отделение боевой ступени (БС) происходило по классической "толкающей" схеме. После отделения ЖРД БТ выводил боевую ступень в заданную точку пространства, ЖРД МТ разворачивали БС платформой вперед и доворачивали ступень отделяющимся боевым блоком (ББ) вниз. После срабатывания пиропатронов крепления и отсоединения главного штепсельного разъёма происходило безимпульсное отделение ББ. После отделения боевого блока ЖРД МТ отводили БС в сторону и разворачивали ступень платформой назад для запуска ЖРД БТ, который выводил БС в точку отделения следующего ББ. Процедура повторялась для каждого боевого блока. Таким образом применялась сложная комбинированная модель разведения с использованием и тянущей и толкающей схем. Выбор точек разведения (предположительно) выполнялся не по жёсткой программе (с 1 по 10), а по вероятностной, чтобы противнику невозможно было бы просчитать схему разведения.

На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.

]]>Железнодорожная ПУ для МБР РТ-23 УТТХ]]>

Ракета имеет оригинальный обтекатель головной части с изменяемой геометрией. Металическая гофрированная вставка под действием внутреннего давления, создаваемого специальным аккумулятором давления, в полёте распрямлялась, приобретая вид конуса вращения. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

Система управления - инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.

Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:

  • восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске;

  • реализация принципов терминального наведения;

  • использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень);

  • сопряжение с системой боевого управления "Сигнал-А".

Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковая установка (см.]]>схему]]>) 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД'а. Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные "разгрузочные" устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается с помощью ЗОКС отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км 10100
Точность стрельбы (предельное отклонение), км 0.2-0.5
Стартовый вес , т 104.50
Полетная надежность 0.98
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Длина ракеты, м
            - полная
            - без головной части
            - в ТПК

23.3
19.0
22.6
Первая ступень
            - длина,м
            - диаметр,м
            - вес,т
            - тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс

9.7
2.4
53.7
218/241
Вторая ступень
            - длина,м
            - диаметр,м
            - тяга ДУ,тс

4.8
2.4
149
Третья ступень
            - длина,м
            - диаметр,м
            - тяга ДУ,тс

3.6
2.4
44
Вес полезной нагрузки, кг 4050
Мощность заряда, Мт 10 х 0.43
Жидкостный ракетный двигатель РД-866 (боевая ступень)
Тяга двигателя в пустоте, кгс от -94.4 до +513.5
Удельный среднеинтегральный импульс тяги ЖРД БТ в пустоте, кгс·с/кг 305.5
Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг
            - камеры ЖРД БТ
            - ЖРД МТ в непрерывном режиме
            - ЖРД МТ в импульсном режиме с частотой 10 Гц

323.1
245
176
            - масса двигателя, кг 125.4
Абсолютное давление газов в камере сгорания, кгс/см2:
            - ЖРД БТ
            - ЖРД МТ

41.5
5.67
Абсолютное давление газов на срезе сопла камеры, кгс/см2:
            - ЖРД БТ
            - ЖРД МТ

0.024
0.007
Массовое среднеинтегральное соотношение компонентов топлива при работе:
            - ЖРД БТ
            - камеры ЖРД БТ
            - ЖРД МТ

2.03
2.3
1.85
Отклонение тяги от номинального значения, кгс
            - для ЖРД БТ
            - для ЖРД МТ при работе в непрерывном режиме

±41
±0,65
Минимальное абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель, кгс/см2:
            - окислителя (при температуре 45°С)
            - горючего (при температуре 65°С)

6.0
3.5
Минимальное абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель при температуре +35°С, кгс/см2:
            - окислителя
            - горючего

4.5
1.45
Максимальное суммарное время работы, с:
            - ЖРД БТ
            - ЖРД МТ

330
1200
Максимальное количество включений:
            - ЖРД БТ
            - ЖРД МТ

14
10000
Пусковая установка
Габариты, м:
            - длина
            - ширина
            - высота

23.6
3.2
5.0
Скорость движения, км/час 80
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2
            - в продольном направлении
            - в поперечном направлении

0.3
0.2

Испытания и эксплуатация

]]>Старт ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61)]]>Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения ("Сияние") и молниезащиту ("Гроза"). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны ("Сдвиг"). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) - на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) - на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Звездный под г.Пермь и пос.Кедровый в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находились на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались (см.]]>фото]]>).

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.

Источники

  1. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. "Отечественные стратегические ракетные комплексы", -СПб.: Невский бастион-Гангут, 1999.-288с.
  2. Бюллетень "Ядерная Безопасность", No 20/21, 1999
  3. Стратегическое ядерное вооружение России / под ред. П.Л.Подвига. - М.: ИздАТ, 1998
  4. Советская военная мощь от Сталина до Горбачева / под ред. А.В.Минаева. - М.: Военный парад, 1999
  5. ]]>Жидкостный ракетный двигатель РД-866]]>
  6. Недоукомплектованный образец боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П961 "Молодец" с макетом межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) в экспозиции Центрального музея Октябрьской железной дороги (г. Санкт-Петербург).

Выражается благодарность

Михаилу Бутову - за участие в подготовке материалов