Противоракета ПРС-1/53Т6 комплекса ПРО А-135/РТЦ-181 "Амур"/5Ж60

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
100 км.
Год разработки:
1995 г.
Материалы предоставлены: М.А.Пашнев (г.Обнинск)

]]>запуск ПРС-1/53Т6]]>Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района и г.Москвы второго поколения А-135 является развитием аналогичного комплекса первого поколения А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М, - велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько вплоть до его отстранения в 1975г. Параллельно с Г.В.Кисунько работы по новой системе ПРО были начаты  по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968г. группой специалистов Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова. К концу 1969г. концепция двухэшелонной системы ПРО была предварительно  согласована с Министерством Обороны СССР.  В 1970г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970г. было образовано специализированное ЦНПО "Вымпел", в сферу деятельности которого вошли проблемы ПРО, систем предупреждения  о ракетном нападении и контроля космического пространства и т.п. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971г.  Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800км от Москвы и трех универсальных комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с мощными термоядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка двухступенчатой противоракеты дальнего перехвата заатмосферного эшелона А-925/51Т6 (обозначение США/НАТО - ABM-4 Gorgon/SH-11) была поручена МКБ "Факел", главный конструктор  - П.Д.Грушин. После заключения Договора по ПРО в июне 1972г. было начато перепроектирование системы ПРО и стрельбового комплекса "Амур" под размещение всех средств на площади диаметром 100 км (Московская обл.), комплексы С-225 были исключены из состава системы, а высокоскоростные противоракеты ПРС-1/5Я26, создававшиеся для этих комплексов в ОКБ "Новатор" под  руководством Л.В. Люльева (с 1985г. - Главный конструктор П.И. Камнев)  - будущие 53Т6 (новый индекс с 1973г.), были включены в ближний (второй) атмосферный эшелон системы А-135. Разработкой откорректированного проекта руководил А.Г.Басистов. Эскизный проект системы А-135 в 1973г. предложен МО СССР и с некоторыми замечаниями одобрен в конце 1973г. В том же 1973г. главным конструктором системы ПРО А-135 назначен А.Г.Басистов. В качестве РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) системы рассматривались следующие варианты:  РЛС «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К. Слока); РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков); РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В. Кисунько). Победителем вышел проект РЛС «Дон-2Н».

В 1974г. после подписания Протокола к Договору по ПРО под руководством А.Г.Басистова был разработан третий вариант проекта системы ПРО А-135. В 1975г. состоялось обсуждение проекта системы в МО СССР, проект отправлен на доработку с некоторыми замечаниями. В 1975 г. А.Г.Басистов назначен генеральным конструктором СКБ-2 ЦНПО "Вымпел" - проектировщика систем ПРО г. Москвы (до самой кончины, последовавшей 16.09.1998г., затем его сменил Е.П. Андрейчук), первым заместителем А.Г.Басистова по системе А-135 был назначен М.Г.Минасян. Эскизный проект системы ПРО А-135 с устранением замечаний заказчика разработан в 1976г. В состав системы по эскизному проекту были включены: 

  • командно-вычислительный пункт;
  • система передачи данных и связи;
  • стрельбовой комплекс в составе многофункциональной РЛС "Дон-2Н" и стартовых позиций противоракет двух эшелонов;
  • технические позиции подготовки ракет. 

Система создавалась в качестве двухэшелонной системы с дальними противоракетами 51Т6 (см. ]]>фото]]>) , представлявшими из себя развитие противоракет системы ПРО А-35 и средними противоракетами  53Т6, первоначально создававшимися в рамках проекта универсального комплекса С-225 КБ-1. Объекты системы ПРО проектировались разнесенными друг от друга на расстояние до 100 км. В системе А-135 предполагалось использование противоракет с ядерными БЧ различной мощности на ракетах разных эшелонов. 

]]>покадровая съемка пуска ПРС-1/53Т6]]>

Решение о создании полигонного образца системы ПРО А-135 - "Амур-П" 5Ж60П для испытаний компонентов и системы в целом принято в 1974г.  Строительство и развертывание полигонного комплекса системы ПРО в основном осуществлялось в 1976-1979г.г. В состав комплекса входят РЛС "Дон-2НП" (полигонный образец), командно-вычислительный пункт 5К80П с ЭВМ типа "Эльбрус", стрельбовой комплекс и система передачи данных 5Я67.  К 1978г. создание стрельбового комплекса системы А-135 "Амур-П" 5Ж60П в целом было завершено. Испытания противоракет и других средств системы велись на 6-й (ШПУ ПР 51Т6), 8-й (РЛС «Дон-2НП» и КВП 5К80П) и 35-й (ШПУ ПР 53Т6, опытные ракеты, применявшиеся в ходе испытаний, по некоторым данным, имели обозначение США/НАТО - ABM-X-3A/SH-08) площадках 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган («Полигон «А», г. Приозерск, Казахская СССР). В 1973г. был создан и поставлен для испытаний первый экспериментальный образец ПР 5Я26. Первые пуски проводились с наклонной пусковой установки под углом 20° к горизонту - самый первый, бросковый пуск, состоялся 27 ноября 1973 г. на 35-й площадке «Полигона «А». До второго пуска включительно ракета не оснащалась бортовой аппаратурой. Разделение ступени/ГЧ не производилось. С третьего - ракета имела штатную комплектацию. Начиная с 1978 г., с 7-го по 11-й пуски, заводские испытания проводились с использованием средств первого опытного образца системы («Азов»). Начиная с 12-го пуска в 1979 г., использовались средства второго опытного образца системы («Амур-П»). Испытания ПР в целом проходили с большими трудностями, связанными с особенностями ракеты. Из 15-и последующих пусков в шести ракета разрушалась и до 17-го пуска не удавалось обеспечить надежную радиосвязь с бортом. Дело в том, что конструкторы ракеты, заботясь о прочности и аэродинамике, отвели для установки бортовых антенн донную часть стартово-маршевой ступени ракеты. Как показали испытания, в полете эти антенны полностью экранируются плазмой, образующейся при высокоскоростном полете в атмосфере. После детального анализа конструкторам ракеты пришлось установить антенны на корпусе ракеты перед соплами газоструйной системы управления. Причем была разработана оригинальная система переключения антенн в зависимости от положения оси ракеты относительно радиотехнических средств комплекса.  Однако, несмотря на трудности, начиная с 17-го пуска удалось получить устойчивую связь по каналу управления, а с 20-го - и по каналу визирования. Кроме того,
в ходе отработки полигонного образца системы ПРО "Амур-П" отработаны следующие методики проверки и испытаний без реального пуска ракет:

  •  "Ангар" – проверка работы РЛС системы с контрольным бортом бортовой радиоаппаратуры противоракеты, расположенной на земле;
  •  "Лежачий пуск" – проверка функционирования комплекса по захвату противоракеты, проходящей подготовку на технической позиции, с установлением радиосвязи через выносную антенну; при моделировании на ракете задействовались все системы управления без включения двигателей.
  •  "Холодный пуск" – проверка всех средств комплекса в режиме подготовки и проведения пуска с отработкой всех операций, в том числе необратимых, на противоракете, установленной в ШПУ стартовой позиции, с подрывом пиропатронов в вынесенных бронекассетах;
  •  "Электронный пуск" – проверка функционирования средств комплекса при работах по натурным попутным или имитируемым баллистическим целям с использованием программных имитаторов противоракет ближнего и дальнего перехвата.

В августе 1979 г. был впервые произведен бросковый пуск ПР 53Т6 из ШПУ. ПР вылетела из шахты и приблизительно через 5 сек. самоподорвалась. На этом испытании был установлен дефект в конструкции газоотражателя шахты: в нем имелись отверстия и при старте ПР под ним создалось давление в 15 атм. и он сработал как поршень, вылетев из шахты на расстояние около 20 м, сминая ТПК и выдрав направляющие с опорным кольцом (общим весом около 7 тонн). Также было заявлено, что плохое качество сварных швов привело к отрыву металлоконструкций. Позже толщина металлического стакана шахты была увеличена с 7 мм до 32 мм, превратив ее в силовую конструкцию. Первый пуск противоракеты в замкнутом контуре управления был выполнен в июле 1981г. В апреле 1982 года осуществлен успешный перехват реальной баллистической цели - БРСД 8К65. Расхождение с целью на дальности стрельбы 40км составило около 50 метров, что вполне достаточно для поражения цели. Одно из испытаний системы прошло 18 июня 1982 г. в рамках крупнейших учений Вооруженных сил СССР (названных на Западе «семичасовой ядерной войной»). Две ПР системы 5Ж60П, запущенные с полигона "А", перехватили БРСД 15Ж45 БГРК «Пионер», запущенную с полигона Капустин Яр, и БРПЛ Р-29 с РПКСН проекта 667Б "Мурена" Северного флота. Заводские полигонные испытания комплекса с комплектом аппаратуры комплекса первого этапа были начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено 8 пусков ракет 51Т6 в т.ч. 4 в составе комплекса; 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч. 4 в замкнутом контуре управления; 9 проводок заказных баллистический целей, 27 проводок ИСЗ, производились облеты самолетами, циклы моделирования и функционального контроля комплекса). В марте 1984г., по ряду данных, были завершены Государственные испытания самой ракеты 53Т6.

В 1986 г. завершены испытания комплекса с ЭВМ "Эльбрус-1" и спецвычислителем (аппаратура первого этапа). Постепенная установка аппаратуры второго этапа с более совершенной ЭВМ "Эльбрус-2" на полигонном комплексе производилась с марта 1984г. по октябрь 1987г. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987г. (проведено 2 пуска ракет 51Т6, 5 пусков ракет 53Т6, 2 проводки заказных баллистических целей и 36  проводок попутных мишеней). По результатам испытаний сделан вывод о соответствии ТТХ комплекса заданным, в том числе для уничтожения новейшей маневрирующей ГЧ БРСД типа «Першинг-2». После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988г. (выполнено 2 пуска 51Т6, 3 пуска 53Т6, 5 проводок заказных баллистических целей и 16 проводок попутных мишеней). Государственные испытания системы А-135 около Москвы начаты в 1989 г. При этом на полигонном комплексе "Амур-П" в рамках госиспытаний проводились пуски противоракет - 3 пуска 51Т6 и 4 пуска серийных 53Т6, сделано 14 проводок заказных баллистических целей. При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействие газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом в ]]>1]]> секунду. Проведены испытания хранением двух ракет 53Т6 в горизонтальном положении сроком 10 лет и двух двигательных установок ракет 51Т6 в горизонтальном и вертикальном положениях в течение 11 лет. Государственные испытания системы А-135 на полигонном комплексе "Амур-П" успешно завершены 4 декабря 1989г. Кроме того,  в период проведения испытаний осуществлялся дополнительный контроль фоно-целевую обстановки и подтверждение характеристик боевых порядков сложных целей в пусках специальных баллистических ракет-мишеней при испытаниях полигонного комплекса ПРО системы А-135 со стороны размещенного на полигоне уникального РЛК "Неман-П". В эти же годы проведенные с его помощью измерения позволили дополнительно отработать алгоритмы селекции целей для системы ПРО А-135.

Постановление СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135 в Подмосковье вышло 7 июня 1978г. Строительство объектов системы ПРО А-135 начато в 1980г. и  в основном завершено в 1983г. В 1984-1987г.г. производилась доработка систем для сопровождения маневрирующих баллистических целей (в связи с размещением американских БРСД "Першинг-2" в Европе). По состоянию на лето 1986г. на объектах системы ПРО А-135 велся монтаж оборудования, на РЛС "Дон-2Н" шёл монтаж автономного источника энергоснабжения, велось строительство шахтных ПУ ракет 53Т6 по графику и шахтных ПУ ракет 51Т6 с отставанием от графика. Несмотря на все трудности, поставка ракет А-925/51Т6 и ПРС-1/53Т6 в части для постановки на дежурство в составе системы ПРО А-135 была начата в 1990г. и в декабре 1990г. система  принята в опытную совместную эксплуатацию. В это же время в 1989-1990гг. на полигонном комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения целей с помощью противоракеты 53Т6, увеличения маневренности данной противоракеты, а также оснащения ее новой неядерной боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6). На комплексе "Амур-П" за всё время его эксплуатации (снят с вооружения в 1990 г.) проведено 19 пусков ракет 51Т6, 37 пусков ракет 53Т6, 28 проводок заказных баллистических целей и 1900 циклов моделирования. Серийное производство ПР 53Т6 на заводе №8 (Завод им. М.И.Калинина, г.Свердловск (Екатеринбург), ныне входит в НПО "Алмаз-Антей") и постановка ракет на стартовые позиции системы ПРО А-135 были начаты в 1989 г. и в 1990 г., соответственно, а комплектация системы А-135 ракетами завершена в 1992 г.; серийный выпуск, по ряду данных, был свернут в 1993 г. Из ШПУ на 35-й площадке «Этилен» полигона Сары-Шаган в период 1982-1990 гг. (1-й, 2-й и 3-й этапы испытаний, Государственные испытания, программа «Самолет-М») было проведено 22 пуска ПР 53Т6.

]]>типовая стартовая позиция ПР ПРС-1/53Т6 (16 ШПУ,Московская обл.,г.Сходня)]]>11 февраля 1991 г. войсковые части ПВО заступили на опытное боевое дежурство на комплексе А-135. Комплектация система А-135 ракетами завершена в 1992г. и 17 февраля 1995г. вышел Указ Президента России Б.Н.Ельцина о восстановлении работоспособности системы ПРО А-135, обеспечении постоянной эксплуатации системы и начале работ по её модернизации. Система ПРО Москвы А-135 первоначально была принята на вооружение ВС России в составе двух позиций ПР 51Т6 по 16 ПУ  (32 ракеты; г. Наро-Фоминск и г. Сергиев Посад Московской области) и пяти позиций ПР 53Т6 по 12 или 16 ПУ (68 ракет; города Лыткарино и Сходня (по 16 ПУ), Королев, Внуково и Софрино (по 12 ПУ)). Система поставлена на боевое дежурство 1 декабря 1995г. и в 1996г. система ПРО А-135 официально принята на вооружение войск ПВО России. За ее создание главный конструктор РЛС «Дон-2Н» В.К. Слока в 1996 году удостоен звания Героя Российской Федерации, а большая группа участников разработки и создания ПРО была награждена орденами, медалями и удостоена почетных званий Российской Федерации. В 1997 г. разработчики системы ПРО А-135 были удостоены Государственных премий РФ. Главным конструктором системы ПРО А-135 с октября 2002г. являлся Ю.Ф.Воскобоев.

В 2006г. ракеты 51Т6 были сняты с вооружения и в составе системы остались только 68 ПР 53Т6. По состоянию на 2011г. система ПРО А-135 входит в состав 9-й дивизии ПРО 3-й отдельной Армии ракетно-космической обороны особого назначения Космических войск ВС России. Ведется работа не только по сохранению, но и по дальнейшему совершенствованию боевых возможностей системы ПРО А-135. Данная деятельность осуществляется по целому ряду направлений: например, одним из наиболее важных является максимально полное использование модернизационного  потенциала противоракеты 53Т6 - в свое время так заявил по этому поводу Генеральный конструктор системы ПРО А-135 А.Г. Басистов по окончании Государственных испытаний: «Система показала значительные запасы по всем параметрам. Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас их аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низкоорбитальных спутников, и другие боевые задачи». При осуществлении модернизационных мероприятий используются в том числе и данные, полученные ранее в рамках ОКР "Самолет-М". Не менее важной является и модернизация устройств передающей части и разработка усовершенствованных компонентов боевых алгоритмов РЛС "Дон-2Н"/5Н20 (натурные работы "БУРЦ-Б"). Ведутся и другие серьезные работы по расширению возможностей системы А-135  - в частности, в первой половине 2000-х годов в целях замены многофункционального вычислительного комплекса на базе ЭВМ "Эльбрус-2" на командно-вычислительном пункте КВП-135 комплекса был проведен монтаж, испытания и принятие на снабжение Вооруженных Сил локальной вычислительной сети (ЛВС) на основе высокопроизводительного сервера "Эльбрус-90 микро" с постепенным повышением ее характеристик (по ряду опубликованных сведений, в ближайшем будущем произойдет замена сервера на еще более совершенный "Эльбрус-3М" с перспективами дальнейшего роста возможностей комплекса) и т.п. Проведена работа по продлению гарантийных сроков всех систем комплекса, прежде всего ПР 53Т6 в рамках ОКР «Приозерск» (с первоначальных 10 лет до 15-20 лет и далее). Из ШПУ на 35-й площадке «Этилен» полигона Сары-Шаган в период 1991-2010гг. (учения, пуски в рамках программы продления гарантийного срока эксплуатации и различных ОКР) было проведено 8 пусков ПР 53Т6, последний на сегодняшний момент из которых состоялся 26 октября 2010г. Всего же было проведено 45 пусков ПР 53Т6.

 Оценивая возможности созданной системы ПРО второго поколения А-135, можно отметить, что данная система, с учетом подтвержденной правильности разработанных в проекте этой системы технических решений, ее высоких характеристик и боевых возможностей, способна защитить Столицу от ограниченного удара самых современных ракет. Противоракеты системы А-135 способны перехватывать баллистические ракеты противника и их головные части, летящие на высотах от 5 км до ближнего космоса, идущие на скорости до 7 км/с. Боевые возможности системы А-135 позволяют: парировать угрозу возможного ракетно-ядерного удара малого уровня; повысить порог ответного ядерного реагирования; обеспечить живучесть объектов высших звеньев управления, в том числе принимающих решения на ответные действия; в мирной обстановке или в начальный период безъядерного конфликта обеспечить точной информацией о космических объектах, а также поражение высотных гиперзвуковых целей, атакующих город Москву.

Состав

Противоракета 53Т6 (см. ]]>предполагаемую схему]]>) представляет собой ступень со стартово-маршевым РДТТ, неотделяемый отсек с микро-РДТТ управления и отделяемую неуправляемую головную часть, содержащую в себе специальную БЧ и систему управления. Тип корпуса - несущий остроконечный конус без выступающих элементов. По ряду данных, корпус ПР выполнен из композиционных материалов методом намотки с применением в отдельных местах конструкции титановых сплавов и высокопрочных сталей; наконечник головной части  ракеты - кварцевая керамика. Практически весь корпус ракеты покрыт специальным многофункциональным легким теплозащитным покрытием, защищающим противоракету от действий раскаленных газов при запуске и от аэродинамического нагрева. Бортовая кабельная сеть противоракеты замотана в корпус, ленточные кабели проходной кабельной сети проложены в корпусе двигателя при его изготовлении (в специальный канал между "коконами" намотки).  

Стартово-маршевый двигатель 5С73 ракеты 53Т6 разработан ОКБ-16 (Казанское КБ двигателестроения, позже - КБ "Союз"); главный конструктор П.Ф.Зубец, ведущий конструктор - И.Х.Фахрутдинов. Техническое задание на создание двигателя для ракеты 53Т6/ПРС-1  поступило в 1969 г. (по другим данным - 1970 г.).  По некоторым сведениям, двигатель разделен на стартовую и маршевую части, с прочноскрепленными, специфической канально-щелевой формы зарядами твердых смесевых высокоэнергетических топлив разного состава с высоким удельным импульсом. Сопло двигателя - центральное, неподвижное, утопленное. Старт ракеты - газодинамический из транспортно-пускового контейнера на собственном двигателе с помощью направляющих на внутренней поверхности ТПК. Управление ракеты на начальной стадии полета - газодинамическое с помощью впрыска в закритическую часть сопла стартово-маршевого двигателя продуктов сгорания из камеры РДТТ (по неподтвержденным данным, управление вектором тяги на участке работы стартово-маршевого двигателя  осуществляется за счет впрыскивания жидкого фреона в закритическую часть сопла). Корректировка траектории полета ракеты, в том числе на конечной стадии полета перед отделением ГЧ - газодинамическая с использованием импульсных газоструйных твердотопливных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты.

Система управления противоракеты радиокомандная, включает в себя размещенные на борту ракеты ответчик (ответственные конструкторы - В.И.Толстиков и В.И.Долгих) и автопилот 5А13 (ответственный конструктор П.М.Кириллов) разработки ЦКБ "Алмаз" с поплавковыми чувствительными элементами. При создании системы управления были применены уникальные технологии, позволявшие ракете надежно выполнять задачи при перегрузках свыше 100 g. Примененные в ракете электронные блоки имели специальную противоударную систему «заливки» в совокупности с повышенной устойчивостью к ПФЯВ. На этапе бросковых испытаний прототипов на ракету устанавливалось программное устройство («программник») разработки ОКБ "Новатор"; в совокупности с наклонной ПУ программник заменял собой автопилот. С момента выдачи команды "Включение подготовки противоракеты (ПР)" в ЦВК комплекса производятся операции: "обнуление по дальности", "выдача текущих команд склонения противоракеты", "определение времени выдачи команды "Пуск", "счет обратного времени до выдачи команды "Пуск". Запоминание последнего значения команд склонения производится по сигналу "Пуск принят" - данные значения команд склонения исполняются автопилотом ПР во время работы двигателя, когда радиосвязь с ПР затруднена или отсутствует. По той же команде ЦВК комплекса запоминает последнее значение "обнуленной дальности". При поступлении сигнала "Отрыв" запускается счетчик полетного времени ПР. После отсечки двигателя устанавливается радиосвязь с ответчиком ПР: по сигналу ответчика определяются координаты ПР, передача команд наведения и других команд происходит по каналу станции передачи команд (СПК). Антенны приемника команд и ответчика расположены попарно по 2 шт. на корпусе ракеты.

]]>РЛС Дон-2Н/5Н20]]>Наведение противоракет и управление всем комплексом осуществляется командно-вычислительным пунктом 5К80 с многофункциональной РЛС 5Н20 "Дон-2Н" (г. Софрино, Московская обл.) с 4 неподвижными ФАР с широкополосным зондирующим сигналом. Прототип - РЛС 5Н20П "Дон-2НП" ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип) - установлен на полигоне в Сары-Шагане (г. Приозерск). Командно-вычислительный пункт системы ПРО 5К80 с вычислительной системой "Эльбрус" разработан СКБ-2, разработчики - А.Г.Басистов и В.С.Бурцев. Прототип РЛС 5Н20 "Дон-2Н" - 5К80П ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип с вычислителем 65И6) - установлен на полигоне в Сары-Шагане. Элементы комплекса были разнесены на расстояние до 100 км (РЛС, КП, ПУ ракет, технические позиции подготовки ракет) и связаны между собой системой передачи данных 5Я67. Боевое управление комплексом перехвата происходит полностью в автоматическом режиме. Разработка РЛС "Дон-2Н" велась Радиотехническим Институтом имени А.Л. Минца АН СССР с 1972 г., Главный конструктор В.К.Слока, главный конструктор антенных систем Г.Г.Бубнов. На первом этапе создавалась РЛС с аналоговой обработкой сигналов и с вычислительным комплексом "Эльбрус-1", на втором этапе - РЛС с цифровой обработкой сигналов и ВК "Эльбрус-2". Вычислительный комплекс "Эльбрус-2" (разработки Института точной механики и вычислительной техники РАН СССР, главный конструктор В.С.Бурцев) - многопроцессорная вычислительная система с распараллеливанием вычислений, быстродействие 125 млн. операций в секунду ("Эльбрус-1" - 15 млн. операций в секунду). Модульная архитектура, позволяющая вести замену модулей без остановки системы. Аппаратная поддержка основных конструкций языков программирования высокого уровня. В системе используются прецизионные высокочастотные печатные платы и системы отвода рассеиваемой мощности. Для подготовки к испытаниям системы "Эльбрус-1" в 1975 г. создана экспериментальная группа, которая в течение трех лет готовила систему к испытаниям. Испытания комплекса "Эльбрус-1" велись с 1978 по 1980 годы на базе НПО "Алмаз". В 1985 г. успешно завершены государственные испытания модернизированной системы "Эльбрус-2" (главный конструктор В.С.Бурцев). Строительство РЛС "Дон-2Н" начато в 1979 г., строительство завершено в 1981 г., монтаж и настройка оборудования завершены в 1986 г.

]]>]]>МРЛС - моноимпульсная многофункциональная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с крупномодульными фазированными активными антенными решетками, электронным управлением характеристиками и положением в пространстве передающей и приемной диаграммами направленности, цифровой обработкой радиолокационных сигналов. Представляет собой стационарный наземный комплекс радиотехнической аппаратуры, сопряженный с вычислительной системой КВП-135 и размещенный в одном из двух сблокированных зданий специального инженерного сооружения. Сооружение представляет правильную четырехугольную усеченную пирамиду с длиной стороны по отметке 6 м - 144 метра, по кровле - 100 метров, высотой 33,6 м. На всех четырех боковых поверхностях сооружения расположены круглые фазированные антенные решетки сопровождения целей и противоракет (диаметр антенны 16 м) и квадратные (10,4х10,4 м) фазированные антенные решетки передачи команд наведения на борт противоракет. Радиолокационная станция "Дон-2Н" обеспечивает одновременный обзор всей верхней полусферы в зоне ответственности комплекса. Операторы РЛС регулярно выполняют учебные стрельбы по поражению БР по специальным компьютерным программам, имитирующим реальные боевые условия. Программы разделяются по различным траекториям полета БР, количеством ГЧ и ложных целей, степенью сложности поражения. В учебном бою участвуют все системы обороны. Бой идет в режиме реального времени и в реальном географическом измерении. В мирной обстановке РЛС "Дон-2Н" работает в режиме малой излучаемой мощности. Перевод станции в более активный режим осуществляется в случае необходимости детальной разведки и контроля космического пространства и т.п. По классификации НАТО МРЛС "Дон-2Н" обозначена как PILL BOX, а ее полигонный прототип - как HORSE LEG. Уникальные возможности МРЛС "Дон-2Н" были наглядно продемонстрированы результатами работы в одном из совместных с США экспериментов по обнаружению малоразмерных космических объектов, проводившемся по программе ODERACS 1 (Orbital DEbris RAdar Calibration Spheres) с целью проверки возможности отслеживания так называемого “космического мусора”, в ходе которого в феврале 1994 г. с КК Discovery типа "Спейс Шаттл", выполнявшего миссию STS-60, из грузового отсека с помощью специального устройства OSDS (ODERACS Sphere Delivery System) в открытый космос были выведены специальные микроспутники, получившие названия от ODERACS A до ODERACS F - 6 металлических сфер диаметром 5, 10 и 15 сантиметров (по 2 сферы диаметром 2, 4 и 6 дюйма, соответственно). Пятнадцатисантиметровые сферы обнаружили все РЛС, привлеченные к эксперименту. Сферы диаметром в 10 сантиметров увидели только три радара: два российских и американская РЛС COBRA DANE на Аляске. МРЛС "Дон-2Н" - единственная из всех привлекаемых в мире радиолокационных средств на дальностях 1500 - 2000 км смогла обнаружить и построить траекторию самого малого космического объекта-шарика диаметром 2 дюйма (5 см). МРЛС «Дон-2Н» также интегрирована в единую систему предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства РФ.
 

Разработка боезарядов для решения проблем, стоявших перед системами ПРО, достойна отдельного замечания. Для решения этой задачи потребовалось разработать специальные бустированные (т.е. усиленные за счет инициирования термоядерных реакций уже в процессе обжатия ядра заряда  - "термоядерные" нейтроны, благодаря своей высокой энергии, эффективно взаимодействуют с ядрами делящихся материалов) заряды в существенно асимметричной конфигурации. Научная проблема, которую необходимо было решить в ходе разработки, была связана с необходимостью исправления исходной асимметрии в процессе имплозии центральной части ядерного заряда при его срабатывании и обеспечением устойчивости бустерного режима. Эта фундаментальная проблема была успешно решена во ВНИИЭФ под научным руководством Р.И.Илькаева. В 70-80-е годы XX века во ВНИИЭФ в интересах проработки возможностей создания отечественной ПРО под научным руководством Ю.А. Романова, Е.М. Рабиновича, В.Ф. Рыбаченко были созданы и испытаны специальные ядерные заряды с уникальными характеристиками по широкому спектру поражающих факторов ядерного взрыва, в том числе и с существенно более высоким удельным выходом нейтронов на единицу энерговыделения по сравнению с обычными ядерными зарядами (т.н. "нейтронные" боезаряды). От конструкторов этими разработками руководили Е.Д. Яковлев и В.Д. Харькин (КБ-1 ВНИИЭФ). В числе созданных таким образом зарядов находится и специальный ядерный заряд АА-84 для противоракеты 53Т6 (по ряду данных, мощность изделия - 10 кт). Боеприпас для данного ядерного заряда и соответствующие системы автоматики были созданы в КБ-2 ВНИИЭФ под руководством С.Г. Кочарянца. Следует отметить, что в интересах разработки зарядов для ПРО и ПВО страны было проведено более 50 ядерных испытаний и был наработан уникальный научно-технический потенциал, который и до сего времени является базой, как конструирования новых термоядерных зарядов, так и тестирования интенсивно развивающихся математических методов моделирования. Испытания ядерных БЧ противоракет 53Т6 проводились на Семипалатинском полигоне, на спецобъекте "108-к", где находились испытательные штольни для ВНИИЭФ и ВНИИТФ. Вместе с тем в 1989-1990 гг. в рамках программы «Самолет-М» проводились испытания ПР и с неядерной осколочно-фугасной ГЧ направленного типа.

]]> ТПК с ПРС-1/53Т6 установлен в ШПУ]]>Базирование противоракет - групповое (группа состоит из 12 или 16 ШПУ, расположенных в нескольких десятках метров друг от друга) в шахтных ПУ разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.Бармина (разработка начата в декабре 1971 г.), в стеклопластиковых ТПК (см. ]]>предполагаемую схему]]>) . Защитное устройство ШПУ раздвижного типа, массой 25 т, из 2 частей (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>) . По некоторым сведениям, скорость отстрела крышки ШПУ - 0,4 с. Создание ШПУ для данных ПР было трудным заданием - необходимо было обеспечить выход стартующей ПР из шахты в течение одной секунды после получения команды на пуск. Это осуществлялось благодаря: высокой тяговооруженности ракеты, во много раз превосходящей тяговооруженность МБР аналогичного класса; обеспечением раскрытия защитного устройства (крыши) шахты, имеющего значительную массу, за доли секунды, и выдачи сигнала об этом в систему управления пуском ПР; созданием системы температурно-влажностного режима в стволе шахты для обеспечения длительного хранения ТПК с твердотопливной ПР и спецзарядом. ТПК в ШПУ амортизирован. Строительство ШПУ начато на позициях под Москвой в 1980 г. С 1982 г. велся монтаж оборудования, предварительная готовность - 1985 г.

Транспортировка и хранение противоракеты в ШПУ осуществляется в транспортно-пусковом контейнере, в котором производятся все технологические работы по проверке противоракет на технической позиции, хранение противоракет на технической и в ШПУ, транспортировка и старт противоракет. ТПК герметичен. Внутри него поддерживаются необходимые температура, давление и влажность, что позволяет длительное время хранить противоракету на открытом воздухе, в вертикальном и горизонтальном положении. При транспортировке и хранении ТПК с обоих торцов закрывается специальными крышками, что позволяет при транспортировке использовать для обогрева ракеты в ТПК систему термообогрева, подключаемую к транспортеру. При установке в ШПУ крышки снимаются. Старт противоракеты производится из закрытого ТПК, для чего он в передней части закрыт специальным резиновым колпаком, а с задней – резиновым дном. При старте противоракеты передний колпак и дно ТПК прорываются одновременно соответственно носком противоракеты и газовой струей двигателя. Автоматические контрольно-испытательные станции проверки противоракет 51Т6 и 53Т6 (АКИПС) произведены ДМЗ. Для транспортировки ТПК с ракетой и установки ТПК на заряжающую машину используется  транспортная машина 5Т93 на шасси МАЗ-543М. Машина оборудована системой подогрева ракеты для зимнего времени года (см. фото).  Существует как минимум два варианта машины 5Т93.

]]>загрузка ТПК с ПРС-1/53Т6 с транспортно-заряжающей машины 5Т92 в ШПУ]]>Для установки ТПК в пусковую шахту применяется транспортно-заряжающая машина 5Т92 на шасси МАЗ-543М и автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция противоракет 23Д6.

По западным данным, к 1990 г. велись НИОКР по созданию  мобильной модификации ПРС-1М/53Т6М (Главный конструктор - П.И. Камнев) с ПУ на базе 6-осного шасси МАЗ-547 аналогичного ПУ БРСД "Пионер".

Существуют предположения (основанные на особых условиях Договора о ПРО 1972 г., наличии ТПК, габаритах ракеты), что разрабатывалась шахтная пусковая установка ракет 53Т6 с перезаряжанием шахты барабанного типа - для многократного использования шахты и повышения боевой производительности системы.

Тактико-технические характеристики

 

Длина двигателя без сопла,м 7
Тяга двигателя 1000 т
Время работы двигателя, с 4
Длина, м   ~ 12
Диаметр, м ~ 1,7-1,8
Масса 10000 кг
Масса ГЧ ~ 700 кг
Масса БЧ ~ 150 кг
Дальность действия, км 80-100
Высота поражения,км 5-30
Скорость ракеты, км/c 5,5
Скороподъемность на высоту 30 км, с 6
Время разгона до максимальной скорости, с 4
Время выхода из шахты с момента запуска, с 0,4
Максимальные перегрузки:
                     - продольная
                     - поперечная

210g
90 g
Гарантийный срок эксплуатации 10 лет, с перспективой продления до 15-20 лет.
Тактико-технические характеристики РЛС «Дон-2Н»
Диаметр антенны,м 16
Излучаемая мощность, МВт 250
Дальность обнаружения баллистических целей,км 1200-1500 (по др. данным до 3700 км)
Дальность обнаружения космических целей,км 600-1000
Угол обзора по азимуту, град 360
Точность измерения координат:
                   - по дальности, м
                   - по углу места,град.

200   (100 - после модернизации)
0,06  (0,02-0,04 - после модернизации)
Количество одновременно сопровождаемых баллистических целей до 100  (до 30 до модернизации)
Количество одновременно наводимых противоракет не более 100  (по некоторым данным, до модернизации - 36 шт. (16 51Т6 и 20 53Т6)).
Время оповещения до 9 минут.

Источники

  1.  ПерминовА.В., АвраменкоС.Д., ГарбаоьА.Н., ДавиденкоВ.Н., ДюрягинМ.Г., ЛаптевМ.В., МолодцовС.М., ОлейниковИ.В., ХоменкоИ.Е. "Космическиевойска". Москва 2003 г.
  2. Андрюшин И.А., Чернышев А.К., Юдин Ю.А. "Укрощение ядра. Страницы истории ядерного оружия и ядерной инфраструктуры СССР". С., С.: Красный Октябрь, 2003 
  3. А. Курикша. Создание СПРН и СККП // ]]>www.vko.ru]]>
  4. В.Д. Анисимов, Г.С. Батырь, А.В. Меньшиков, В.Д. Шилин. СККП России: вчера, сегодня, завтра. // ]]>www.vko.ru]]>
  5. В. Репин. Основные этапы создания ракетно-космической обороны. // ]]>www.vimpel.ru]]>
  6. А. Хорев. Национальная безопасность. Система контроля космического пространства РФ. // ]]>www.rosbaltnord.ru]]>
  7. Мертвые зоны в противоракетной обороне. // ]]> kompromat.flb.ru]]>
  8. А. Хореев. Национальная безопасность. Контроль космического пространства. Что мы можем? // myarh.ru 
  9. В.Д. Анисимов, Г.С. Батырь, А.В. Меньшиков, В.Д. Шилин. Система контроя космического пространства Российской Федерации. //  ]]>www.vimpel.ru]]>
  10. В. Морозов. История разработки и создания системы предупреждения о ракетном нападении - история ЦНПО «Вымпел». // ]]>www.vimpel.ru]]>
  11. В. Морозов. Всевидящее око России. // ]]>nvo.ng.ru]]>
  12. А. Потехина. На космических рубежах.  
  13. В. Морозов. Против обезглавливающих и разоруживающих ударов. // ]]>www.vimpel.ru]]>
  14. О. В. Голубев, Ю. А. Каменский, М. Г. Минасян, Б. Д. Пупков. Прошлое и настоящее российских систем противоракетной обороны (взгляд изнутри). // ]]>www.vimpel.ru]]>
  15. В. Шилин. Важный инструмент стратегического сдерживания. // ]]>www.vimpel.ru]]>
  16. В. Мейлицев. Перехват. // ]]>www.specnaz.ru]]>
  17. ]]>militaryrussia.ru]]>
  18. Михаил Ходаренок. 10-й испытательный полигон ПРО Сарышаган. МРЛС «Дон-2НП». // ]]>www.vpk-news.ru]]>
  19. Михаил Ходаренок. Успешный пуск противоракеты типа ПРС-1. // ]]>www.vpk-news.ru]]>
  20. ]]>picasaweb.google.com]]>
  21. ]]>www.okb-novator.ru]]>
  22. ]]>www.vniief.ru]]>
  23. ]]>kursakov.boom.ru]]>
  24. ]]>warfare.ru]]>
  25. ]]>army.lv]]>
  26. ]]>www.military-informer.narod.ru]]>
  27. ]]>www.russianforces.ru]]>