Стартовый агрегат 9П117

]]>Стартовый агрегат 9П117 ]]> Стартовый агрегат является самоходной пусковой установкой, обеспечивающей проведение комплекса работ по подготовке и проведению пуска ракет. Он предназначен:

  • для транспортировки ракет;

  • для перевода ракеты из походного положения в боевое;

  • для проведения проверок ракеты 8К14 с помощью испытательно-пусковой аппаратуры, размещенной на стартовом агрегате;

  • для заправки ракеты пусковым горючим и сжатым воздухом;

  • для наведения ракеты на цель;

  • для производства пуска ракеты;

  • для перевода ракеты из боевого положения в походное в случае несостоявшегося пуска.

Стартовый агрегат (см.компоновочную ]]> схему]]> ) смонтирован на колесном шасси МАЗ-543 и состоит из следующих узлов и систем:

  • дооборудованное шасси;

  • стрела;

  • стол;

  • рубка;

  • гидросистема;

  • электрооборудование;

  • система предстартового обслуживания (СПО);

  • комплект ЗИП-О

  • комплект приборов наведения 8Ш18.

Шасси автомобиля МАЗ-543 является основанием, на котором смонтированы все узлы стартового агрегата. Ракета закрепляется на стреле. Стрела шарнирно закреплена на задней балке и может подниматься в вертикальное положение. В походном положении стрела передней частью опирается на опору стрелы,которая установлена на раме автомобиля у второго моста. Стрела соединяется (стопорится) с опорой стрелы с помощью механизма стопорения. Стол шарнирно закреплен на задней балке на тех же осях, что и стрела. В опущенном положении стол удерживается упорами. Задняя балка, являющаяся основанием для установки стрелы, стола, опор и упоров стола, приварена к хвостовой части рамы автомобиля. В средней части рамы автомобиля установлена и прикреплена к лонжеронам рубка, в которой размещено оборудование, необходимое для работы СА.

Подъем и опускание стрелы и стола, а также их стопорение и расстопорение производятся с помощью гидравлического привода. Упоры стола, опоры СА, захваты стрелы, механизм поворота стола и опоры стола имеют электрический привод. Все механизмы СА имеют электрическое управление, осуществляемое с пульта управления и с пульта управления столом.

Для повышения надежности работы СА в случае отказа электрооборудования все механизмы с электрическим приводом имеют ручное дублирование; управление гидросистемой в этом случае осуществляется непосредственно с пульта гидроаппаратуры. Для обслуживания СА с правой и левой стороны установлены лестницы. СА может передвигаться как собственным ходом, так и транспортироваться железнодорожным, водным и воздушным транспортом. В походном положении и при транспортировке СА должен быть зачехлен.

Дооборудование шасси автомобиля заключается в установке на нем: задней балки, стойки, кронштейнов, крыльев, двух лестниц, ловителя, щитков, узлов крепления принадлежностей и инструмента, а также элементов электрооборудования, гидросистемы и СПО.

На бампере автомобиля МАЗ-543 на крюках закреплен буксирный трос с блоком. На левом ограждении топливных баков автомобиля установлены скобы с ремнями для крепления термочехла. На правом ограждении установлены кронштейны для крепления конического ложемента и скобы для запасной камеры. Между левым и правым ограждениями топливных баков автомобиля МАЗ-543 установлен ловитель, который предназначен для улавливания штепсельного разъема Ш39 при подъеме стрелы с ракетой. К днищу лотка прикреплена цепь ловителя. К верхнему кольцу цепи карабином крепится трос, который ограничивает падение штепсельного разъема Ш39 вперед. При обслуживании ракеты штепсельный разъем Ш39 отстыковывается от коробки разъема на крыше рубки и пристыковывается к ракете; при этом цепь ловителя соединяется с кольцом штепсельного разъема. Между ловителем и ограждением топливных баков автомобиля с правой и левой стороны установлены щитки, предназначенные для защиты элементов гидромеханической трансмиссии автомобиля при обслуживании стартового агрегата и ракеты.

В средней части шасси, на лонжеронах, болтами закреплена стойка, которая служит для крепления на ней опоры стрелы. В задних крыльях в хвостовой части имеются встроенные ящики с крышками. В левом ящике хранится пульт управления столом, в правом- ЗИП. На правом переднем крыле закреплены две стойки, связанные между собой распоркой. Стойки служат для крепления лома, лопаты и пилы. На правом и левом передних крыльях укреплены лестницы для обслуживания агрегата. В походном положении лестницы запираются штырями. Между рубкой и ограждением топливных баков автомобиля справа и слева по ходу стартового агрегата установлены щитки для защиты агрегата от грязи. На задней балке установлено гнездо для крепления 3 бидонов. В одном бидоне хранится запас масла для гидросистемы стартового агрегата, два других предназначены для масла автомобиля. К боковым стенкам задней балки слева и справа приварены два фланца для крепления упоров стола. К задней балке приварен кронштейн, на котором винтами закреплена площадка для угломера. Стрелка, приваренная к щеке задней балки, по шкале, привинченной к стреле, показывает угол подъема стрелы. Кроме того, к щекам задней балки с наружной стороны приварены кронштейны для крепления пульта управления и ящика ЗИП и кронштейна для крепления опор.

Стрела предназначена для крепления, подъема в вертикальное положение ракеты. Опорами ракеты являются ложементы стрелы. От вертикальных и продольных перемещений ракета удерживается захватами стрелы и фитинговыми креплениями. Стрела состоит из двух продольных балок, двух поперечных балок, поддомкратной балки, двух вывешивающих устройств, балансира, двух фитинговых креплений, фитингов в сборе, ложемента, двух лестниц, кронштейнов, листов, скоб и панелей. Кроме того, на стреле установлены элементы электрооборудования и гидросистемы.

Балансир служит опорой передней части ракеты. Балансир состоит их двух продольных балок, ограждения, двух ложементов, кронштейнов и двух захватов. При работе с головной частью 3Н8 верхний ложемент крепится в передних кронштейнах, а к нему болтами крепится конический ложемент. При работе с другими головными частями ложемент крепится в средних кронштейнах, а конический ложемент снимается и закрепляется на правом ограждении топливных баков автомобиля МАЗ-543. В передней части балок вварены трубы ограждения. Ограждение раздвижное и служит для защиты головной части ракеты. Положение ограждения фиксируется пальцем.

Опора стрелы является подпоркой стрелы в походном положении и имеет приспособление для стопорения стрелы.

]]> РК 8К14]]>

Стол предназначен для установке на нем ракеты при пуске, для вертикализации ракеты и наведения ее на цель; металлоконструкция стола используется также для крепления сменных кабелей, шлангов СПО в походном положении и на стартовой позиции и другого вспомогательного оборудования. Стол шарнирно с помощью осей прикреплен к щекам задней балки. В походном положении стол крепится к стреле гидродомкратами стопорения, установленными на задних концах стрелы. Подъем или опускание стола может производиться либо гидродомкратом стола, либо (вместе со стрелой) гидродомкратом стрелы. Стол состоит из следующих основных узлов: каркаса, отражателя, нижней части, поворотной части и поворотного механизма Упоры стола предназначены для удержания стола в рабочем положении. Опоры предназначены для подпирания задней части стартового агрегата. Опоры прикреплены с правой и левой стороны стартового агрегата к кронштейнам задней балки.

Рубка представляет собой кабину и предназначена для размещения источников электроэнергии, пультовой аппаратуры и экипажа стартового агрегата, основного насоса гидросистемы, комплектов приборов 8Ш18, ящиков комплекта ЗИП-О и другого оборудования. Рубка установлена на лонжеронах автомобиля. Состоит из каркаса с обшивкой, дверей, окон и люков. Внутренний объем рубки разделен перегородками и выступающими частями на отдельные отсеки. В рубке установлены сиденья для номеров стартового отделения. Внутренний объем рубки разделен выступом, образованным выемкой для шасси автомобиля, на два отсека: правый и левый. В правом отсеке имеется отсек для дизель-агрегата. На наружной (правой) стенке отсека просверлено отверстие, закрытое заглушкой, в которое вставляется вал для привода подогревателя дизель-агрегата. В левом отсеке рубки имеется отсек для аккумуляторных батарей. Над отсеком для аккумуляторных батарей имеется ниша для установки штепсельных разъемов Ш90 и Ш91, предназначенных для подключения внешнего источника питания. На боковых стенках правого и левого отсеков имеются по одной двери. В дверях имеются по одному окну, снабженному светомаскировочной шторкой, закрепленной застежками. Люки предназначены для облегчения обслуживания оборудования рубки, а также для вентиляции рубки и охлаждения дизель-агрегата. Рубка герметична и (совместно с ФВУ) защищает личный состав, находящийся в ней при прохождении стартовым агрегатом зон, зараженных радиоактивной пылью, химическим и бактериологическим оружием. В рубке установлены 3 сиденья: одно - в правом и два в левом отсеках. Спинки сидений для облегчения доступа к оборудованию рубки могут откидываться.

В левом отсеке расположены пост 2В12М ( ]]>2В12М-1]]> ), распределительный пульт ]]>РП]]>, щит управления генератором дизель-агрегата ]]>ЩУГ]]>, пульт ]]>2В26]]> ИПАПР-3, ]]>4А11-Э2.1 Сб-1]]> (4А11-Э2-ІІ), ]]>9В151]]>, ]]>ПОГ-6]]> (ПОГ-5, ПОГ-5М), блок индикаторный П61502-1М (П61502-1), аккумуляторные батареи, реле регулятор Р10ТКМ, два фильтра Ф-10. В агрегатах, оснащенных пультом 2В12М-1, имеется кодо-блокирующее устройство (КБУ) – пульт 9В362М1

В правом отсеке размещены: дизель-электрический агрегат, пульт аккумуляторов ]]>ПА]]>, добавочное сопротивление и блок сопротивлений. Снаружи на передней стенке установлены: штепсельная розетка для подключения прибора 8Ш18 и штепсельный разъем Ш72 для подключения выносного пульта 9В344. В передней части рубки над выступом установлен гидронасос. На задней стенке рубки на кронштейнах и скобах закреплены ящики комплекта ЗИП-О СА. В рубке размещены элементы освещения, обогрева, вентиляции и телефонной связи.

В рубке имеются 2 углекислотных огнетушителя ОУ-2. В левом отсеке на полу под откидным сиденьем установлен бак с нейтрализационной жидкостью. В рубке установлены 3 бачка для питьевой воды: один в правом отсеке, два других- в левом. В левом отсеке на боковой стенке около двери установлен термометр, предназначенных для измерения температуры в рубке. Рядом с термометром установлен тягонапоромер, предназначенный для измерения избыточного давления в рубке. В левом отсеке на наклонной плоскости установлен карман, предназначенный для временного размещения в нем эксплуатационной документации во время работы стартового отделения. В рубке предусмотрено место для стрелкового оружия и ящик для боеприпасов. На кронштейне крепления бачка, расположенного в левом отсеке рубки, при необходимости может устанавливаться футляр 9Я51. Футляр 9Я51 предназначен для защиты изделия КЗ-6 (футляр 9Я52- для защиты изделия 57-СВ-392) от внешних воздействий при эксплуатации и хранении

Система предстартового обслуживания (СПО) предназначена для подготовки топливных и пневматических систем ракеты к пуску и обеспечения их работоспособности при пуске ракеты. При этом СПО обеспечивает проведение следующих операций:

  • проверку давления в пневмоблоке и дозаправку баллонов ракеты сжатым воздухом от баллонов стартового агрегата;
  • заправку пневмоблока головной части 3Н8 сжатым воздухом;
  • заправку ракеты пусковым горючим;
  • задействование ампульных батарей;
  • заправку баллонов для запуска двигателя автомобиля от компрессора УКС-400 и от баллонов стартового агрегата СПО.

Также обеспечивает проведение следующих операций с ракетой при отмене пуска или в случае АВД (аварийного выключения двигателя) ракеты:

  • слив дозы пускового горючего из ракеты;
  • сброс давления воздуха из пневмоблока ракеты.

В состав СПО входят: агрегаты питания, аппаратура управления, вспомогательная аппаратура, принадлежности и аппаратура СПО.

Электрооборудование стартового агрегата предназначено для обеспечения работоспособности узлов и механизмов стартового агрегата, имеющих электрические приводы или электромагнитное управление, аппаратуры ИПЭСУ, а также для обеспечения необходимых условий для работы стартового отделения (освещение, обогрев, вентиляция, сигнализация, радио и телефонная связь. Электрооборудование стартового агрегата питается напряжением 27 (+2 -3) В постоянного тока по двухпроводной схеме.

Электрооборудование стартового агрегата включает:

  • источники электроэнергии:
    • дизель электрический агрегат АПД-8-П/28-2;
    • генератор ГДЛ-10;
    • аккумуляторы агрегата (две аккумуляторный батареи 12-СТ-70);
    • внешним источником питания электрооборудования стартового агрегата может служить бензоэлектрический агрегат типа 8Н01М (или любая сеть трехфазного переменного тока промышленной частоты напряжением 380/220В) совместно с электропреобразовательным агрегатом 8Н026. Внешний источник питания подключается к стартовому агрегату через штепсельные разьемы Ш90, Ш91, расположенные с левой стороны рубки.
  • основную аппаратуру:
    • распределительный пульт, расположенный в левом отсеке рубки на потолке и предназначенный для коммутации источников питания стартового агрегата с целью обеспечения питания потребителей управления общего электрооборудования;
    • пульт управления, предназначенный для управления гидросистемой, электромеханизмами опор, упоров, захватов и освещения стартового агрегата;
    • пульт управления столом, предназначенный для управления электромеханизмами опор стола и механизмом поворотной части (уложен в ящик, встроенный в левое заднее крыло);
    • пульт аккумуляторов, предназначенный для подготовки цепи питания стартера дизель-электрического агрегата АПД-8, включения и отключения аккумуляторных батарей агрегата, включения и отключения вентилятора правого отсека рубки (расположен в правом отсеке рубки);
    • испытательно-пусковое электрооборудование.
  • исполнительные элементы:
    • электромеханизмы МВТ-300;
    • реле-регулятор Р10ТКМ (Р10ТКМ-1С);
    • микровыключатели;
    • датчик вертикализации ДЖМ-9Б.
  • вспомогательную аппаратуру:
    • электромагнитная муфта ЭТМ-093АбП;
    • добавочное сопротивление;
    • блок сопротивлений;
    • фильтры Ф-10;
    • средства вентиляции;
    • средства обогрева;
    • средства освещения;
    • средства сигнализации.
  • коммутационную аппаратуру и кабельную сеть
  • аппаратуру связи:
    • радиостанция ]]>Р-123]]> ;
    • переговорное устройство ]]>Р-124]]>, предназначенное для обеспечения внутренней телефонной связи.

Испытательно-пусковое электрооборудование предназначено для предстартовых проверок и пуска ракеты. В состав испытательно-пускового электрооборудования входят:

  • пост 2В12М ( ]]>2В12М-1]]> ) - для проверок системы управления;
  • пульт ]]>2В26]]> - для проверки системы АПР (аварийного подрыва ракеты);
  • пульт обогрева головной части ]]>ПОГ-6]]> (ПОГ-5, ПОГ-5М);
  • контрольный пульт ]]>4А11-Э2.1 Сб-1]]> (4А11-Э2-ІІ) - для измерения напряжения аккумуляторных батарей головной части ракеты, включения РД и контроля исправности цепей рабочих обмоток ЭВК;
  • пульт ]]>9В151]]> - для проверок системы управления изделия 3Н8;
  • пульт 9В46МГ ( ]]>9В46М]]> ) - для проверки системы СПО;
  • блок ]]>П61502-1М]]> (П61502-1) - для переключения установок радиодатчика, контроля их включения, контроля включения обогрева и напряжения ампульной батареи 1СБ25М головной части изделий 8Ф44Г (8Ф44Г1);
  • эквивалент системы управления 2В34 - для проверки поста 2В12;
  • эквивалент системы АПР 2В27 - для проверки пульта 2В26;
  • специальные заглушки: НОШО К2.275 - для проверки ПОГ-6, НОШО 9В154 - для проверки 9В151, ОШО-615 - для проверки П61502-1М;
  • заглушка Ш72 и выносной пульт 9В344 - для обеспечения пуска ракеты из рубки или укрытия.

Для недопущения несанкционированного применения ядерного оружия стартовые агрегаты, оснащенные пультом 2В12М-1 оснащались кодо-блокирующим устройством (9В362М1), которое храниться отдельно от стартовых агрегатов. ]]>Место под КБУ]]> находится слева от 2В12М-1. Установка 9В362М1 на штатное место производится только при приведении ракетной бригады в высшие степени боевой готовности по особой команде. Без разблокирования КБУ запуск ракеты не происходит. Для разблокировки прибора 9В362М1 переключатель Н-О переводится в положение «Н» (набор), при этом загораются транспаранты К1 и К2. Затем производится введение шестизначного числа при помощи узлов набора шифра. После чего переключатель Н-О переводится в положение «О» (огонь), при этом гаснут транспаранты К1 и К2, загораются транспаранты Ц1 и Ц2. Если код введен неправильно, то переключатель Н-О в положение «О» не переводится.

В походном положении стартового агрегата стрела находится в опущенном положении, опирается на опору стрелы и застопорена, стол поднят и застопорен, упоры стола убраны, опоры СА подняты, захваты закрыты. Погрузка ракеты на стартовый агрегат производится при опущенном столе и открытых захватах. Ракета поднимается краном, опускается на подведенный под нее стартовый агрегат и закрепляется с помощью фитинговых креплений и захватов.

При разработке колёсного стартового агрегата 9П117 была сделана попытка отказаться от использования крана при перегрузке ракет на стартовый агрегат. Для этого была предусмотрена возможность бескрановой погрузки. Стрела стартового агрегата 9П117 имела сложную составную конструкцию. При перегрузке тележка 2Т3 с ракетой устанавливалась сзади стартового агрегата. Стрела стартового агрегата переводилась в заднее положение, верхняя ее часть откидывалась назад и ложилась на ракету. После этого производилось крепление ракеты на стреле, раскрепление ракеты от тележки и стрела с ракетой укладывалась на стартовый агрегат. В дальнейшем от бескрановой погрузки отказались, а для перегрузки ракет на стартовый агрегат стали использовать специальный автомобильный кран ]]>9Т31М1]]>. В связи с тем, что бескрановая погрузка на стартовых агрегатах больше не применялась, то от сложной конструкции стрелы также отказались. Последующая модификация стартового агрегата, получившая наименование 9П117М, имела монолитную сварную стрелу, что упрощало и удешевляло конструкцию.

Пуск ракеты производится на стартовой позиции следующим образом:

  • опускаются опоры стартового агрегата
  • стрела с ракетой поднимается в вертикальное положение (стол застопорен)
  • выдвигаются упоры стола
  • ракета закрепляется ветровыми болтами (болты доворачиваются)
  • открываются захваты стрелы
  • стол расстопоривается и стрела опускается, а ракета остается на столе
  • с помощью опор стола и механизма поворота ракета вертикализируется и наводится на цель
  • с помощью оборудования стартового агрегата производится проверка ракеты, заправка ракеты пусковым горючим, задействование ампульных батарей и пуск ракеты.

После проведения пуска стартовый агрегат переводится в исходное положение.

При отмене пуска производится стравливание из ракеты сжатого воздуха, слив пускового горючего, укладка ракеты в походное положение и выгрузка ракеты.

Укладка ракеты осуществляется следующим образом:

  • открываются захваты стрелы
  • стрела поднимается в вертикальное положение
  • стол застопоривается
  • ввинчиваются фитинги в крепежные отверстия ракеты
  • захваты закрываются
  • вывинчиваются ветровые болты и укладываются в гнезда в рубке
  • стрела с ракетой опускается.

Перегрузка ракеты со стартового агрегата на тележку производится краном.

Модификации:

  • 9П117 - составная стрела обеспечивает воможность бескрановой погрузки, пультовая аппаратура для ГЧ в ядерном снаряжении, фугасной БЧ 8Ф44 и химической 3Н8
  • 9П117-1 - добавлен блок индикаторный П61502-1 для химической ГЧ 8Ф44Г (8Ф44Г1)
  • 9П117М - то же, что и 9П117, но с монолитной стрелой
  • 9П117М-1 - то же, что и 9П117-1, но с монолитной стрелой
  • 9П117М1-1 - установлен пост 2В12М-1 и 9В362М1 (КБУ).

Кроме вооружения ракетных бригад комплекса 9К72 в Советском Союзе, агрегаты 9П117 (9П117М) широко поставлялись на экспорт (без пультовой аппаратуры для специальных ГЧ и без КБУ). В отличие от агрегата 2П19 (2П19-1) (на гусеничном ходу), 9П117 позволяет применять ракеты 8К14-1 с ГЧ 3Н8, позволяет производить пуск с выносного пульта 9В344, многие операции механизированы.

Технические характеристики

Вес, кг:
            - с заправленной ракетой
            - в походном положении (без ракеты)

37400
30600
Габариты, мм:
            - длина
            - ширина
            - высота в походном положении
            - высота в боевом положении

13360
3020
3330
13670
Вписываемость в ж.-д. габарит:
            - по железным дорогам СССР
            - западно-европейских стран

габарит 1В
габарит 02-Т
Положение центра тяжести, мм:
            - от грунта
            - от крайней передней точки

1720
6400
Управление полуавтоматическое, с ручным дублированием
Двигатель
Тип Д12А-525А
Мощность, при номинальных оборотах 2100 об/мин, л.с. 525
Ходовые данные
Шины с автоматической подкачкой:
            - размер
            - давление нормальное, кгс/см2
            - давление минимальное, кгс/см2

1500х600х635
3.5
1.0
База (расстояние между осями 1 и 4), мм 7700
Число ведущих осей 4
Максимальная нагрузка на ось при транспортировке ракеты (ось 4), кг 10000
Ширина колеи, мм 2375
Радиус поворота по колее наружного колеса минимальный, м 13.5
Коридор проходимости, м 6.5
Угол въезда, град 28
Угол съезда, град 25
Угол преодолеваемого подъема, град не более 18
Угол поперечного крена, град не более 15
Ширина преодолеваемого рва, м 2.5
Запас хода, км:
            - при движении по асфальтированному шоссе по контрольному расходу топлива
            - при движении по грунтовым дорогам, практически по топливу

не менее 650
не менее 500
Источники электроэнергии
Дизель-электрический агрегат АПД-8-П/28-2:
            - количество
            - мощность (номинальная), кВт
            - число оборотов, об/мин
            - род тока
            - напряжение, В

1
7
1500
постоянный
28
Генератор ГДЛ-10:
            - количество
            - мощность, кВт
            - число оборотов, об/мин
            - род тока
            - напряжение, В

1
10
3600 - 5750
постоянный
28
Аккумуляторные батареи:
            - тип
            - количество на СА
            - количество на автомобиле
            - напряжение, В

12-СТ-70
2
4
24
Гидросистема
Насос 0405/8Е35:
            - количество
            - привод
            - производительность, л/мин

2
один от АПД, другой от коробки отбора мощности автомобиля
18
Максимально давление в гидросистеме, кгс/см2 165
Гидродомкраты, количество 6
Рабочая жидкость (масло АМГ-10), кг 135
Емкость маслобака, л 55
Время подъема стрелы в вертикальное положение, мин
            - без ракеты
            - с ракетой

2.0-3.5
2.25-3.5
Время опускания стрелы в походное положение, мин
            - без ракеты
            - с ракетой

3.0-4.4
3.0-4.0