Авиационная противолодочная ракета АПР-2 "Ястреб-М"

Авиационная противолодочная ракета АПР-2/АПР-2М "Ястреб" предназначена для поражения современных подводных лодок, в том числе многоцелевых атомных ракетных, при скорости хода до 43 узлов в подводном (на глубинах до 600м), перископном и надводном положениях, а также надводных кораблей.

Ракета разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП «Регион» в составе:  НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ «Поиск», КБ завода им. Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ «Квант» на базе АПР-1 "Кондор". Главный конструктор М.Лисичко.

Морские испытания АПР-2 начаты в 1969 году. Государственные испытания изделия с модернизированной  системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 году, в том же году изделие под обозначением АПР-2М принято на вооружение. 

Носителями : — противолодочные вертолеты: Ка-27ПЛ, Ка-28, Ми-14ПЛ — самолеты: Ил-38, Ту-142М, Ту-142М3.

Экспортная модификация ракеты, получившая обозначение  АПР-2Е "Ястреб-Э", выпущена в 1984 году. 

Дальнейшим развитием АПР-2 является авиационная противолодочная ракета с турбоводометным двигателем  АПР-3/АПР-3М "Орел".

Состав: 

В состав торпеды (см. схему) входят головной обтекатель, приборный отсек с приборами системы наведения и управления, боевая часть, двигатель, рулевой отсек и тормозная система.  Двигатель — РДТТ на высококалорийном смесевом топливе.

Система наведения и управления ракетой – инерциальная с системой  самонаведения (ССН).  Используемая ССН гидроакустического типа с применением комбинаций корреляционно-фазовой обработки поступающей информации и методов согласованной фильтрации с селекцией амплитуды. Примененные решения обеспечивают совместную работу ССН и двигательной установки.

Боевая часть — фугасная, весом 80кг. Взрыватель - неконтактный акустический. По сравнению с  АПР-1 боевая часть оснащена новым зарядом взрывчатого вещества повышенного могущества.  Разработка БЧ — ГосНИИМаш, производство — Новосибирский завод искусственного волокна. 

Авиационная ракета АПР-2 сбрасывается с носителя в предполагаемом районе нахождения цели. Перед приводнением срабатывает тормозная система и ракето-торпеда приводняется. Далее торпеда под  углом 17° начинает погружение с одновременным выполнением циркуляции, при этом двигательная система реактивной торпеды находится в выключенном состоянии, ССН работает в пассивном режиме. Погружение осуществляется до максимальной глубины 150 метров, если за это время ракета не обнаружила цель, включается двигатель и начинает осуществляться поиск цели в активном режиме. Обнаружив подводную цель, система самонаведения пеленгует ее и запоминает данные. Реактивная торпеда начинает движение в направление цели по запомненным данным с помощью инерциальной системы наведения. Пройдя определенное расстояние до цели, торпеда с помощью системы самонаведения уточняет данные по местонахождению цели (используется активный режим) и продолжает движение в ее направлении.

В ходе эксплуатации контроль торпед осуществляется станцией автоматического контроля АКИПС-1.

Характеристики: 
  АПР-2
Масса, кг 575
Калибр, мм 350
Длина,мм 3700
Дальность хода, м 1500-2000
Скорость хода, км/ч
             - поиск подводной цели
             - максимальная

43 узла (80 км/ч)
62 узла (115 км/ч)
Глубина хода, м 15 - 600
Высота сброса с носителя, м 300-2000
Скорость носителя при применении, км/ч до 800
Скорость цели до 43 узлов
Параметры гидроакустической системы самонаведения:
            - сектор поиска по горизонту, м
            - сектор поиска по вертикали, м
            - радиус реагирования в активном режиме по подводным лодкам, м
            - радиус реагирования в активном режиме по надводным кораблям, м
            - радиус реагирования в пассивном режиме, м
            - разрешающая способность (сигнал/шум)
            - точность пеленгования

45°
90°
до 1500
до 1000
до 500
0.4
до 2°
Масса боевой части, кг 80
Заряд боевой части (в тротиловом эквиваленте), кг 100
Глубина снятия предохранения, м 20
Вероятность поражения цели при среднеквадратической ошибке целеуказания до 500м 0.70-0.85
Время выполнения боевой задачи, мин 1-2
Время самоликвидации, мин 15-20
Источники: 

Классификация:

Базирование:
Назначение:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
2 км.
Год разработки:
1976