Авиационная противолодочная ракета АПР-3 "Орёл-М"

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
2 км.
Год разработки:
1990 г.

]]>АПР-3 "Орёл-М" ]]> Авиационная противолодочная ракета АПР-3/АПР-3М "Орёл-М" предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок, в том числе многоцелевых атомных ракетных, при скорости хода до 40 узлов в подводном (на глубинах до 800м), перископном и надводном положениях, а также надводных кораблей в любых акваториях Мирового океана, в том числе в районах с малыми глубинами (60-150м), при волнении моря до 6 баллов.

Разработка ракеты "Орел" с турбоводометным двигателем была начата НИИПГМ (позднее ЦНИИ "Гидроприбор" г.Санкт-Петербург, в настоящее время ОАО ГНПП "Регион") в 1969 году практически параллельно с ракетой АПР-2 "Ястреб". Турбоводометный двигатель создавался в КБ завода "Сатурн" под руководством главного конструктора А.М.Люльки. Из-за сложности решения задач, поставленных перед создателями ракеты "Орел", сроки разработки неоднократно переносились. Разработка последнего варианта ракеты "Орел-М" была завершена только в 1990 году. После принятия на вооружение ракета получила обозначение АПР-3 (экспортный вариант — АПР-ЗЭ).

АПР-3Э отличается от АПР-2Э более эффективным двигателем. Модернизированная ракета АПР-3МЭ - дальнейшее совершенствование ракеты АПР-3Э: уменьшены массо-габаритные характеристики, увеличены дальность хода за счет времени работы двигательной установки, радиус реагирования системы самонаведения повышены ее точность, быстродействие и помехозащищенность, надежность ракеты, расширен диапазон глубин ее применения. АПР-3МЭ отличается от АПР-3Э наличием бортовой интегрированной системы управления с бесплатформенной инерциальной навигационной системой на современной элементной базе, что расширяет боевые возможности ракеты в составе авиационных и морских противолодочных комплексов, а также большей простотой обслуживания при эксплуатации.

Ракета АПР-3 и ее модификации могут применяться:

  • с противолодочных самолетов типа Ту-142МЭ, Ил-38, вертолетов типа Ка-28, Ми-14 в режимах полета или "висения" по данным первичного целеуказания,

  • в составе морских ракетных комплексов в качестве носимых самонаводящихся боевых частей с отделением от ракетоносителей в воздушной или водной средах в зависимости от вида их базирования (надводные корабли противолодочной обороны или многоцелевые подводные лодки), например ракеты ]]>91РЭ1]]>, ]]>91РЭ2]]> комплексов "Калибр-НКЭ" и "Калибр-ПЛЭ".

  • из штатных торпедных аппаратов надводных кораблей и подводных лодок с использованием транспортно-пускового контейнера ракеты.

В настоящее время экспортный вариант ракеты АПР-3 предлагается для поставок за рубеж. АПР-3Э состоит на вооружении ВМФ КНР.

Состав

]]>Сброс АПР-3]]>АПР-3 оснащена гидроакустической системой наведения – с использованием классификационных методов обработки информации. Сканирование пространства под водой в режиме поиска цели в бесшумных условиях производится за счет спирального движения ракеты под действием гравитации без включения двигательной установки. Реактивная двигательная установка ракеты приводится в действие только после обнаружения цели и позволяет за минимальное время (1...2 мин.) достичь цели, что практически исключает возможность ее уклонения и (или) другого противодействия.

С этой целью в конструкции и системах ракеты реализован ряд оригинальных, прогрессивных решений и новейших достижений науки и технологий. Так, например, в многоканальной гидроакустической системе обнаружения и пеленгования (СОП) АПР-ЗЭ впервые были применены новые пространственно-временные корреляционные методы обработки принимаемых сигналов в сочетании с использованием специальных зондирующих посылок с азимутальной частотной модуляцией. Использование подобных посылок приводит к тому, что спектр реверберации оказывается шире спектра сигналов подводной лодки - цели и это вместе с различием пространственно-корреляционных функций реверберации и ПЛ-цели позволяет надежно отстраиваться от реверберационных помех. Одновременно обеспечиваются высокая помехоустойчивость относительно ходовых помех и автоматическая защита от средств гидроакустического противодействия как заградительного, так и ретрансляционного типа. Кроме того, в алгоритме работы СОП реализованы стробирование цели по дальности, по углу в горизонтальной и вертикальной плоскостях, плавающий цикл по излучению, изменение длительности зондирующей посылки с дистанцией. Реализация этих технических решений позволила существенно повысить характеристики СОП.

В ракете впервые разработан и применен закон наведения с адаптивным углом упреждения. В процессе наведения ее на цель автоматически определяется значение вводимого угла упреждения, который при сближении с целью корректируется. Введение угла упреждения в двух плоскостях осуществляется за счет разворота оси диаграммы направленности акустической головки электронным способом. Реализация метода наведения с адаптивным углом упреждения позволила сместить центр группирования попаданий ракеты АПР-3 к центру ПЛ-цели и обеспечить попадание преимущественно в ее прочный корпус. Так если АПР-2 обеспечивала равновероятную область попадания по всей архитектуре ПЛ, то АПР-3Э не менее 50%, а АПР-3МЭ не менее 60% попаданий в наиболее уязвимую часть ПЛ (прочный корпус).

В системе электропитания бортовой аппаратуры ракеты наряду с использованием ампульной батареи большой мощности впервые разработан и применен молекулярный накопитель. Это позволило в 7 раз увеличить потребление электрической энергии генератора зондирующих импульсов СОП при существенно меньшем объеме накопителя.

Разработанный для ракеты АПР-З двухрежимный турбоводометный двигатель на смесевом высококалорийном твердом топливес регулируемой тягой не имеет аналогов в мировой и отечественной практике. Продолжительность работы двигателя - 113с. Для уменьшения влияния структурных шумов двигателя, проникающих на акустическую головку СОП по корпусу ракеты, корпус ракеты и узлы крепления акустической головки сделаны из шумопоглощающих материалов. Это обусловило работоспособность СОП при работе турбоводометной двигательной установки.

]]>]]>Конструкция ракеты состоит из отдельных отсеков, сочлененных между собой посредством клиноцанговых соединений (см. ]]>схему]]>). На носовую часть устанавливается металлический обтекатель для защиты антенной решетки акустической головки СОП от ударных нагрузок в момент приводнения. В носовом приборном отсеке размещена СОП, состоящая из акустической головки и автомата системы наведения. Акустическая головка представляет собой плоскую многоэлементную приемно-излучающую антенную решетку, гидрофоны которой объединены в группы для формирования каналов по излучению и приему. Диаграмма направленности по излучению и сектор обзора по приему могут трансформироваться в зависимости от условий работы ракеты. В акустической головке размещены также электронный блок акустического неконтактного датчика цели и его гидрофоны, являющиеся составной частью взрывательного устройства ракеты. Автомат системы наведения - это электронный блок, формирующий зондирующие посылки и обрабатывающий принимаемые сигналы. В отсеке боевой части размещены боевой заряд и предохранительно-исполнительный механизм взрывательного устройства, подрывающий боевой заряд по командам акустического неконтактного и контактного датчиков цели.

В центральном приборном отсеке размещены приборы систем управления, бортовой автоматики, электропитания и бортовой соединитель для электрических связей с системами носителя. Отсек двигательной установки включает в себя газогенератор с зарядом твердого топлива и турбонасосный агрегат движителя. На передней части корпуса двигателя размещены наделки, за которые ракета АПР-З подвешивается на носитель. С двигателем стыкуется кормовой приборный отсек, в котором размещены блоки бортовой автоматики и электрические приводы рулей. На отсеке расположены четыре стабилизатора с рулями, расположенными соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Кормовой отсек заканчивается фланцем для крепления отсека торможения. Отсек торможения состоит из корпусно-механической части, парашютной системы и устройств ввода его в работу, отделения в момент приводнения и связи с вертолетом-носителем при применении ракеты в режиме "висение".

При обнаружении ПЛ и принятии решения на ее уничтожение на носителе происходит подготовка ракеты АПР-ЗЭ к боевому применению (см. ]]>схему]]>). Носитель ложится на боевой курс и вводится информация о режиме полета и параметрах движения цели. Ракета переводится на бортовые источники питания, в ее системе управления формируется и передается на носитель обобщенный сигнал готовности, по которому производится сброс. При полете АПР-3Э на воздушном участке траектории происходят ее стабилизация по крену, раскрытие тормозного парашюта и отделение в момент приводнения тормозного отсека и защитного обтекателя. Ракета входит в воду и погружается под углом ~15° по дифференту, стабилизируется по курсу и крену. На глубине ~20м снимаются ступени предохранения и приводится в готовность взрывательное устройство. При поиске цели до глубин 200м ракета погружается по спирали без включения двигательной установки. На больших глубинах поиск осуществляется с включенной двигательной установкой. При обнаружении цели включается двигательная установка и происходит энергичное сближение с ПЛ и ее поражение. Если цель не обнаружена, по окончанию работы двигательной установки ракета самоликвидируется.

Для эксплуатации ракета АПР-ЗЭ снабжается:

  • комплектом оборудования стационарной технической позиции СТП-ЗЭ, включающим станцию автоматического контроля АКИПС-3.2;
  • комплектами запасных частей с основными блоками;
  • комплектами учебных пособий, в том числе учебно-разрезной ракетой АПР-3Р, комплексным учебным имитатором А4.

Тактико-технические характеристики

  АПР-2Э АПР-3Э АПР-3МЭ
Масса, кг 575 525 475
Калибр, мм 350 350 350
длина,мм 3700 3600 3200
Скорость хода, км/ч до 115 до 120 до 130
Глубина хода, м до 600 до 800 до 800
Параметры гидроакустической корреляционной системы:
            - радиус реагирования, м
            - разрешающая способность (сигнал/шум)
            - точность пеленга, град

до 1500
0.4
до 2

до 2000
0.2
до 2

до 2500
менее 0.1
до 2
Заряд боевой части (в тротиловом эквиваленте), кг 100 74 74
Вероятность поражения цели при среднеквадратической ошибке целеуказания 500м, % 70-80 до 85 не менее 85
Время выполнения боевой задачи, мин 1-2 1-2 1-2

Источники

  1. ]]>Авиационная противолодочная ракета АПР-3Э]]>
  2. ]]>Авиационная противолодочная ракета АПР-3Э]]> "Военный парад"
  3. Энциклопедия "Оружие и технологии России". 2001г.
  4. Волковский Н.Л. Энциклопедия современного оружия,1997г.
  5. ]]>http://bastion-karpenko.narod.ru/]]>