Боевая машина БМ-13-СН

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
8.4 км.
Год разработки:
Материалы предоставлены: С.В.Гуров (г.Тула)

]]>]]>Боевая машина БМ-13-СН представляла собой дальнейшее совершенствование пусковых устройств для стрельбы 132-мм реактивными снарядами ]]>М-13]]>, а также новыми М-13-ДД-1.

Изготовление опытных образцов  БМ-13-СН было выполнено на московском заводе "Компрессор" (№ 733). Они успешно прошли полигонные и ходовые испытания, после чего  установка поступила в серийное производство.  В 1945 году на заводе "Компрессор" было изготовлено несколько дивизионов, предназначенных для применения при штурме Берлина, для чего была создана специальная войсковая часть под командованием майора Р.Б. Ванникова.

После окончания войны в 1945 году установка БМ-13-СН прошла войсковые испытания. Были продемонстрированы хорошие результаты, однако, ввиду предстоящей модернизации реактивных снарядов типа М-13, установка не была принята на вооружение. После серии 1946 года она была снята с производства (Приказ НКОМ № 27 от 24.10.1946 года). Однако, в 1950 году выпускалось Краткое руководство по боевой машине БМ-13-СН.

На основании директивы Заместителя Командующего Артиллерией Вооруженных сил № 348212сс от 05.04.46г. в период с 10 мая по 10 июня 1946 года на Софринском артполигоне были проведены войсковые испытания боевых машин БМ-8-СН и повторные войсковые испытания БМ-13-СН (см. галерею).  Испытания проводились под председательством Начальника 6-го факультета Артиллерийской академии генерал-лейтенанта артиллерии Кулешова П.Н. Для обеспечения войсковых испытаний был выделен дивизион 22-го Отдельного Гвардейского Минометного Полоцкого Краснознаменного полка. Испытаниям подверглись по четыре боевых машины БМ-8-СН, БМ-13-СН конструкции и изготовления завода №733 ММиП. Испытания по боевым машинам стрельбой и пробегом проводились параллельно со штатными боевыми машинами БМ-8-48 и БМ-13.

Во время испытаний были проведены боевые стрельбы со следующими задачами:

  • стрельбы прямой наводкой из одной боевой машины (БМ-8-СН и БМ-13-СН) при углах возвышения 6°-7° и 10°-10° с целью определния наименьшего угла прицеливания, обеспечивающего безопасность стрельбы для номеров и наименьшего угла прицеливания при стрельбе через кабину (4 стрельбы);
  • стрельба обной боевой машиной (новой и штатной для определения кучности боя на предельную дальность (угол возвышения - 45°) и на среднюю дальность (угол возвышения 21° - только для БМ-13-СН) - всего 21 стрельба.
  • стрельбы батарейные из новых и штатных боевых машин для определения площади рассеивания и плотности огня батарейного залпа (16 стрельб).

Стрельбы из БМ-13-СН велись снарядами ]]>М-13]]>, ]]>М-13-УК]]> (улучшенной кучности); М-20 (фугасные) и М-13-ДД (дальнобойные), и из штатных БМ-13 только ]]>М-13-УК]]> и М-20.

Результаты войсковых испытаний:

При стрельбе прямой наводкой из БМ-13-СН наименьшим углом возвышения, обеспечивающим безопасность стрельбы с подкопанным передним ходом машины, являлся угол в 6°, при котором разрывы ложились не ближе 300 метров от огневой позиции.

Боевая машина БМ-13-СН имела следующие преимущества по сравнению со штатной БМ-13:

  1. При стрельбе БМ-13-СН снарядом ]]>М-13]]> (более дешевыми) рассеивание уменьшалось до размеров, практически одинаковых с рассеиванием штатной БМ-13 при стрельбе снарядами ]]>М-13-УК]]>. Среднее значение дальности стрельбы из новой БМ-13-СН снарядом ]]>М-13]]> при углах возвышения 21º и 45º получено большее в среднем на 600 м по сравнению с дальностью стрельбы из штатной БМ-13 снарядами ]]>М-13-УК]]>;
  2. При стрельбе  БМ-13-СН снарядом ]]>М-13-УК]]> рассеивание уменьшалось на 10% по сравнению с рассеиванием снарядов ]]>М-13]]> при стрельбе из той же боевой машины;
  3. При стрельбе  БМ-13-СН снарядами М-20 на предельную дальность площадь рассеивания уменьшалась в 2 раза при увеличении плотности огня в 2,5 раза.
  4. Для БМ-13-СН обеспечивалась возможность производить стрельбу снарядами М-13-ДД с предельной дальностью до 12км (штатная БМ-13 стрельбу снарядами М-13-ДД не выдерживает).

Были отмечены следующие недостатки БМ-13-СН:

  1. Уменьшение количества стволов до 10 (вместо 16 из штатного) привело к уменьшению мощности залпа в 1,6 раза и плотности огня батарейного залпа в среднем на 40% (при стрельбе снарядами ]]>М-13]]> и ]]>М-13-УК]]> в сравнении со стрельбой штатной БМ-13 снарядами ]]>М-13-УК]]>). Для получения из новых БМ-13-СН плотного огня батарейного залпа равной плотности штатной БМ-13, необходимо при стрельбе из БМ-13-СН снарядом ]]>М-13-УК]]> израсходовать 1,5 батарейного залпа и снарядом ]]>М-13]]> - 1,7 залпа. ;
  2. Наименьший угол возвышения БМ-13-СН с неподкопанным передним ходом был на 3° больше, чем у штатной БМ-13, что увеличивало наименьшую дальность стрельбы прямой наводкой примерно на 800 метров, допуская стрельбу с дальности 2700 м  (при угле места целиравном 0º) . Штатная БМ-13 при стрельбе в таких же условиях имеет преимущества, так как позволяет стрельбу при угле возвышения равном 7º с дальность стрельбы около 1900 м. 
  3. Невозможность проверки отражателя панорамы как в БМ-13-СН, так и в штатной БМ-13, что является большим недостатком при стрельбе прямой наводкой;
  4. Вес артиллерийской части БМ-13-СН на 240 кг больше веса штатной БМ-13;
  5. Высота БМ-13-СН на 250 мм больше высоты штатной БМ-13;
  6. Малая скорость вертикальной наводки;
  7. Неудобство чистки и смазки винтовых направляющих, расположенных в центре пакета;
  8. Стопора недостаточно удерживают снаряды на походе - сместилось 6 снарядов в одной БМ;
  9. Замена поврежденного ствола в кассете требует замены целиком кассеты в мастерской части.

Снаряды М-13-ДД проходили войсковые испытания в 1944 году стрельбой из штатных боевых машин БМ-13. В отчете об этих испытаниях был сделан вывод о невозможности применения снарядов М-13-ДД из БМ-13 без упрочнения этой машины.  На испытаниях БМ-13-СН снаряды М-13-ДД туго входили в направляющие (стволы) по причине осевой кривизны снарядов.

Кроме того, на сборах заместителей  командующих округов по ГМЧ, в июне 1946 г. было произведено из БМ-13-СН 79 выстрелов снарядами М-13-ДД, из которых было 3 недолета (разрывы на дальности 5 км) и 30 оторванных крыльев стабилизатора на траектории.

При стрельбе на Софринском полигоне в период с 25.06.46 по 12.07.46г. в объеме 360 выстрелов из БМ-13-СН около 8% выпущенных снарядов М-13-ДД имели отрыв крыльев стабилизатора.

В боевой машине БМ-13-СН, как имеющей ряд существенных недостатков  устранить технические и основные эксплуатационные недостатки, отмеченные в отчете комиссии, заказать серию этих машин в количестве 12 штук и подвергнуть их более широким испытаниям в войсках.

Снаряды М-13-ДД было решено доработать и подать на войсковые испытания для стрельбы из боевых машин БМ-13-СН.

Состав

БМ-13-СН применялась для:

  • уничтожения живой силы противника, расположенной открыто и за легкими полевыми укрытиями;
  • подавления и уничтожения огневых средств противника;
  • уничтожения танков и других мотомеханизированных средств противника в местах их сосредоточения.

Стрельба из боевых машин БМ-13-СН велась только по це­лям, занимающим значительную площадь; число боевых машин, из которых одновременно велась стрельба, определялось в зави­симости от поставленной задачи.

Боевая машина БМ-13-СН обладала достаточной маневрен­ностью, что позволяло в короткий срок сосредоточить на важном направлении большое количество боевых машин и внезапно открыть огонь. Благодаря внезапности и массированности огонь боевых машин БМ-13-СН наносил противнику серьезное пораже­ние и оказывал на него сильное моральное воздействие.

 

Боевая машина БМ-13-СН в боевом положении, заряженная снарядами М-13:

  • 1 - пакет направляющих ячеек;
  • 2 - ферма;
  • 3 - подъемный механизм;
  • 4 - поворотный механизм;
  • 5 - аккумуляторный ящик;
  • 6 - консоль прицела;
  • 7 - домкраты.

 

 

БМ-13-СН представляла собой само­ходную артиллерийскую установку, состоящую из следующих основных частей: пакета, фермы, поворотной рамы, основания, подъемного механизма, поворотного механизма, специального оборудования шасси, электрической системы для воспламенения заряда, прицельных приспособлений и шасси автомобиля.

БМ-13-СН предназначалась для стрельбы штатными реактивными снарядами М-13, а также  снарядами М-13-ДД, М-20 и М-13-УК.

Боевая машина имела комплект спиральных направляющих, смонтированный на основании штатной БМ-13 (нормализованной) с фермой из БМ-31-12. Каждая спиральная направляющая состояла из 3-х труб, согнутых по винтовой линии, и одной ведущей направляющей, представляющей из себя квадратный стальной пруток с выбранными с двух противоположных сторон пазами и согнутого также по винтовой линии. Один из пазов является рабочим, в котором находится передний штифт снаряда, сообщающий ему вращение при выстреле.

Три трубы и ведущая направляющая, прикрепленные при помощи полос к обоймам, формировали ствол, внутри которого двигался снаряд.  Стволы, скреплялись сваркой в четыре кассеты. Две верхних кассеты имели по два ствола,  две нижних - по три, таким образом комплект направляющих состоял из 10 стволов.

]]>]]>Каждый ствол имел в казенной части стопор, удерживающий снаряд от выпадения назад и от продвижения при походе вперед. Стопор действовал автоматически. Для разряжания снаряда стопор оснащался ручкой, при помощи которой он открывался.

По бокам ведущей направляющей в месте расположения стопора были укреплены два электроконтакта, по одному на сторону при помощи которых подводился ток от аккумуляторов к пиросвечам снаряда.  Электроконтакты и стопор защищались кожухом.

В дульной части каждого ствола имелись скосы у ведущей направляющей и у одной из соседних труб для того, чтобы избежать задевание заднего (не рабочего) штифта снаряда при его вылете у ствола. Кассеты были съемными и укреплялись на ферме при помощи болтового соединения.

Пакет 1 состоял из десяти спиральных направляющих ячеек, предназначенных для выпуска снарядов. Направляющие ячейки были смонтированы в четырех кассетах, которые укреплены на ферме в два ряда.

Ферма 2 представляла собой решетчатую платформу, сварен­ную из угольников.  Ферма вместе с пакетом  направляющих ячеек могла поворачиваться в вертикальной плоскости относи­тельно оси, расположенной во втулках кронштейнов поворотной рамы.

Поворотная рама состояла из каркаса, сварен­ного из швеллеров, и двух кронштейнов. Вместе с фер­мой и пакетом направляющих ячеек она поворачивалась в горизон­тальной плоскости вокруг оси, укрепленной на основании.

Основание представляло собой прямоугольную раму, сваренную из швеллеров и было неподвижно закреплено на лонжеронах шасси автомобиля. На основании крепились все основ­ные узлы артиллерийской части.

Подъемный 3 и поворотный 4 механизмы  винтового типа. При помощи подъемного механизма пакету направляющих ячеек могли при­даваться углы возвышения от +10° до +45°. При помощи пово­ротного механизма изменялся угол горизонтальной наводки пакета направляющих  в пределах 10° (влево и вправо) от центрального положения.

Специальное оборудование шасси состояло из защиты кабины и бензобака, домкратов, ящика для ЗИП и аккумуляторного ящика. Защита кабины предохраняла кабину и находящийся в ней расчет от воздействия газовой струи снаряда при выстреле.

При помощи домкратов 7  обеспечивалось горизонтирование оси фермы при установке боевой машины на неров­ной местности. Кроме того, домкраты уменьшали колебания бое­вой машины при стрельбе.

В аккумуляторном ящике 5 помещались две батареи щелоч­ных аккумуляторов 5-НКН-45, служившие источником тока элек­трической системы для воспламенения заряда. Эта система состояла из двух батарей щелочных аккумуляторов 5-НКН-45, переклю­чателя, рубильника, соединительной коробки и системы проводов. При помощи переключателя ток через рубильник, соединитель­ную коробку и систему проводов подводился к контактам направляющих ячеек и обеспечивал воспламенение пиропатронов сна­рядов.

Прицельные приспособления включали:  прицел от 76-мм пушки обр. 1942 г. , панораму и группу переходных деталей.

Пакет, ферма, поворотная рама, основание, механизмы наве­дения, прицельные приспособления и электрическая система для воспламенения заряда составляли артиллерийскую часть боевой машины. Артиллерийская часть монтировалась на шасси автомобиля и для предохранения от пыли, грязи и атмосферных осадков в походном положении по­крывалась  брезентовым чехлом (см. схему).

Тактико-технические характеристики

Основные данные боевой машины БМ-13-СН
Число направляющих ячеек 10
Длина направляющих ячеек, м 4
Внутренний диаметр ячеек, мм 132,8
Наибольший угол возвышения, ° +45
Наименьший угол возвышения, ° +10
Угол горизонтального обстрела, ° ±10
Усилие на рукоятке подъемного механизма, кг 10-12
Усилие на рукоятке поворотного механизма, кг 10
Вес пакета направляющих ячеек, кг 1150
Вес артиллерийской части, кг 2470
Вес БМ-13-СН в походном положении (без снарядов), кг: 6250
Вес БМ-13-СН в боевом положении, кг:  
                со снарядами М-13 или М-13-УК 6680
                со снарядами М-13-ДД-1 6880
Длина в походном положении, мм 6365
Ширина в походном положении, мм 2200
Высота в походном положении, мм 3115
Время перехода из походного положения в боевое, мин 1,5-2
Время, необходимое для заряжания боевой машины, мин:  
              снарядами М-13 или М-13-УК 2,0-2,5
              снарядами М-13-ДД-1 3,0-5,0
Время, необходимое для производства залпа, сек 5-7

Источники

  1. Боевая машина БМ-13-СН. Краткое руководство. Военное министерство Союза ССР. - 1950. - С.3-5,75.
  2. Краткая история СКБ-ГСКБ Спецмаш-КБОМ. 1 книга. Создание ракетного вооружения тактического назначения 1941-1956 гг. – М.: Конструкторское бюро общего машиностроения, 1967. – С.55.
  3. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.160820. Д.5. ЛЛ.2-10,16-19,37-39,46,47,51,55-57,98.