Боевая машина БМ-24Т

Разработка боевой машины БМ-24Т  была внесена в план опытно-конструкторских работ на 1951г. 4 Управлением ГАУ и утверждена Постановлением Совета Министров Союза ССР № 4814-2095сс от 04.12.50г. В соответствии с этим Постановлением предусматривалось, что Государственное союзное конструкторское бюро Министерства машиностроения и приборостроения /ГСКБ ММиП, главный конструктор Бармин В.П./ должно было разработать и представить на заводские испытания испытания в IV квартале 1951 года два опытных образца боевой машины БМ-24Т на базе среднего артиллерийского тягача АТ-С.

Для выполнения этой работы распоряжением Заместителя Военного Министра Союза ССР №719799 от 25.06.51 г. ГЛАВТУ обязано было выделить в III квартале 1951 года ГСКБ ММиП два средних артиллерийских тягача АТ-С. Но тягачи в 1951 году не были выделены по причине задержки их изготовления Кировским заводом /г.Челябинск/. Задержка в поставке тягачей вызвала задержку, примерно на год, в разработке БМ-24Т.

Для проведения работ были подготовлены тактико-технические требования (ТТТ)  № 005764 на боевую машину БМ-24Т на базе среднего артиллерийского тягача АТ-С, утвержденные командующим артиллерией Советской Армии  Казаковым В.И.  В ходе разработки они уточнялись (см. электронный вариант документа).

При разработке ТТТ № 005764 конструкция среднего артиллерийского тягача АТ-С, в частности размеры кабины, еще не были окончательно определены. Пунктом 6 этих ТТТ при стрельбе через кабину были предусмотрены: минимальный угол возвышения 14°, максимальный - 70°. При стрельбе с борта – от 0° до +70°

Под монтаж опытных боевых машин ГСКБ ММиП получило один тягач АТ-С с большой кабиной, а второй тягач – без кабины. При рассмотрении эскизного проекта оказалось, что на тягаче с кабиной возможно смонтировать пусковую установку с обеспечением предусмотренных пунктом 6 ТТТ углов возвышения, но при этом центр тяжести пусковой установки будет расположен высоко, что отрицательно скажется на эксплуатационных качествах в отношении устойчивости, прочности и удобства обслуживания боевой машины.

С целью обеспечения возможности разработки наиболее рациональной конструкции БМ-24Т с учетом всех особенностей ходовой части пункт 6 ТТТ №005764 был скорректирован. Углы вертикального обстрела при стрельбе через кабину были приняты  от +20° до +60°, при стрельбе с борта от 0° до 60°.

В процессе проектирования БМ-24Т выявилась целесообразность применения специального прицепа /зарядного ящика/  для перевозки комплекта снарядов , буксируемого самой же боевой машиной. Смотрите ТТТ к прицепу.

Были сформулированы следующие требования к прицепу:

  1. На прицепе должно  перевозиться 24 или 36 снарядов весом 113 кг без укупорки. Общий вес прицепа с грузом не должен превышать 8 тонн.
  2. Конструкция прицепа должна обеспечивать удобство укладки и вынимания снарядов, а также надежность закрепления их от смещения при движении прицепа по дорогам различного качества и в условиях бездорожья.
  3. Ширина колеи прицепа должна вписываться в ширину колеи тягача АТ-С.
  4. Прицеп должен был быть подрессорен, иметь колеса с шинами 2К и  удовлетворять требованиям эксплуатации его в условиях бездорожья при буксировке тягачом АТ-С.
  5. Присоединение прицепа к прицепному приспособлению тягача АТС должно быть осуществлено через дышло, обеспечивающее гибкость  соединения, допускающего наклон прицепа относительно тягача в продольном и поперечном направлениях, установленных для боевой машины БМ-24Т. Приспособление прицепа должно производиться легко и быстро и не должно допускать самопроизвольного отсоединение его при любых условиях эксплуатации.
  6. Угол поперечной устойчивости /боковой крен/ для прицепа должен был быть не менее угла, установленного для боевой машины БМ-24Т
  7. Клиренс не менее 0,4 м. 
  8. Прицеп должен иметь тормоз, позволяющий затормаживать колеса как при движении под уклон, так и в отцепленном состоянии.
  9. Прицеп должен иметь сзади и с боков отражательные световые сигналы, а, кроме того, сзади – электросветовой сигнал “стоп” с питанием электроэнергией от тягача АТ-С.
  10. При транспортировке по железным дорогам прицеп должен вписываться в железнодорожный габарит “О”.
  11. Прицеп должен иметь 2 запасных колеса и приспособления для надежного его крепления.
  12.  Конструкция прицепа должна разрабатываться с учетом обеспечения возможности долговременного хранения его в складских условиях без нарушения служебных свойств. 

Смотрите на нашем сайте переписку 4 Управления Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) о работах по опытному образцу боевой машины БМ-24Т и тягачу АТ-С (АТС).

Боевая машина БМ-24Т была принята на вооружение Советской Армии в 1956 году.

Состав: 

БМ-24Т была предназначена для стрельбы 240-мм турбореактивными фугасными снарядами М-24Ф и М-24ФУД. Она применялась для:

  • подавления и разрушения опорных пунктов и узлов сопротивления на переднем крае и в глубине обороны противника;
  • разрушения населенных пунктов, превращенных в узлы сопротивления противника;
  • уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей противника;
  • отражения массированных танковых атак противника;
  • отражение атак пехоты противника.

При стрельбе из боевой машины БМ-24Т снаряды летели ближе и правее, чем те же снаряды, запускаемые из боевой машины БМ-24. Данная информация позволяет сделать вывод, что тип направляющей влияет на полет снаряда.

Обладая высокой проходимостью, боевая машина БМ-24Т могла действовать в составе танковых войск в условиях полного бездорожья. Боевая машина, заряженная двенадцатью снарядами, могла совершать марш без дополнительной заправки горючим на расстояние до 300 км. Высокая маневренность боевых машин БМ-24Т позволяла в короткий срок сосредоточить в необходимом районе большое количество боевых машин и внезапно открыть огонь.

Боевая машина БМ-24Т:

  • 1 - ствол;
  • 2 - ферма;
  • 3 - вертлюг;
  • 4 - тумба;
  • 5 - рама;
  • 6 - поворотный механизм;
  • 7 - подъемный механизм;
  • 8 - прицельные приспособления;
  • 9 - защита кабины;
  • 10 - световая сигнализация.

Боевая машина БМ-24Т (походное положение под чехлом):

  • 1 - поручень;
  • 2 - скоба;
  • 3 - блок сигнальщика;
  • 4 - задний блок сигнализации.

БМ-24Т состояла из артиллерийской и ходовой частей.

Артиллерийская часть состояла из двенадцати стволов, фермы, вертлюга, тумбы, рамы, поворотного и подъемного механизмов, электрооборудования, прицельных приспособлений и специального оборудования ходовой части.

Ходовая часть представляла собой средний артиллерийский тягач АТ-С со снятым кузовом. На место кузова была поставлена сварная рама, на которой были установлены и закреплены все узлы артиллерийской части боевой машины.

Ствол 1 (см. схему) предназначался для направления полета снаряда при выстреле. Стволы закреплялись на ферме параллельно друг другу в два ряда, по 6 штук в каждом ряду.

Ферма 2 предназначалась для монтажа стволов. Она представляла собой пространственную сварную конструкцию из швеллеров, уголков, переднего и заднего листов с отверстиями, в которые были вставлены стволы. Ферма двумя цапфами была закреплена в подшипниках опор вертлюга, в которых она могла вращаться в вертикальной плоскости, и вместе с установленными на ней стволами и прицельными приспособлениями являлась качающейся частью боевой машины.

Вертлюг 3 предназначался для монтажа качающейся части, подъемного и поворотного механизмов. При помощи шарикового погона вертлюг соединялся с тумбой и мог вращаться в горизонтальной плоскости. Тумба 4 служила основанием для вертлюга с качающейся частью и поворачивающихся вместе с ним в горизонтальной плоскости частей боевой машины. Тумба неподвижно крепилась к лонжеронам рамы.

Рама 5 служила основанием для монтажа всех узлов артиллерийской части боевой машины. Рама представляла  собой пространственную сварную конструкцию и была установлена и закреплена на раме тягача. Поворотный механизм 6 служил для горизонтального наведения стволов в пределах ±90° от продольной оси боевой машины. Поворотный механизм состоял из цилиндрической шестерни, укрепленной на тумбе, редуктора и привода, смонтированных на вертлюге.

Тумба, вертлюг и поворотный механизм составляли поворотное устройство.

Подъемный механизм 7 служил для вертикального наведения стволов. При помощи подъемного механизма стволам можно было придавать углы возвышения от 0 до 50°, за исключением горизонтального сектора ±68°30'  от продольной оси боевой машины, в пределах которого обеспечивались углы возвышения от +14°30' до +50°. Ограничение минимальных углов возвышения при стрельбе через кабину (в секторе ±68°30') достигалось при помощи специального блокировочного устройства.

Электрооборудование БМ служило для воспламенения порохового заряда снаряда и состояло из источника электрического тока, переключателя, выносной катушки, распределительной катушки, распределительной коробки, коллекторов, выключателя и электропроводки.

Источником электрического тока для электрооборудования служила одна аккумуляторная батарея тягача АТ-С типа 6СТЭН-140М напряжением 12В. Электрический ток подавался от аккумуляторной батареи к переключателю П-3, установленному в кабине боевой машины, а от него по электропроводам поочередно к контактам контактных рычагов стволов. С контакта контактного рычага ток поступал на контакт свечи снаряда, в результате чего происходило воспламенение порохового заряда снаряда (выстрел).

Прицельные приспособления 8 служили для наведения боевой машины. К ним относились: прицел, панорама, орудийный коллиматор и вставка. При стрельбе ночью прицел и панорама освещались электролампочками с направленным светом.

На каждой боевой машине имелись вехи для провешивания основного направления стрельбы и вешка для взаимной отметки боевых машин при построении параллельного веера.

Для измерения скорости и направления наземного ветра каждые четыре боевые машины комплектовались полевым ветромером.

Специальное оборудование ходовой части боевой машины состояло из защиты 9  кабины, световой сигнализации 10 и переговорного устройства. Защита кабины предохраняла кабину от воздействия газовой струи снаряда при выстреле. Трехцветная световая сигнализация служила для связи между боевыми машинами, находящимися на марше. Переговорное устройство служило для внутренней связи между командиром боевой машины, водителем, одним из номеров расчета и сигнальщиком, находящимся за кабиной.

Для предохранения от грязи, пыли и атмосферных осадков артиллерийская часть боевой машины закрывалась брезентовым чехлом. Прицел также закрывался брезентовым чехлом. Расчет боевой машины размещался в кабине, один из номеров расчета (сигнальщик) находился за кабиной. 

Характеристики: 
Основные тактико-технические данные БМ-24Т
Конструктивные данные
Диаметр канала ствола, мм 241
Число стволов 12
Длина стволов, мм 1400
Наибольший угол возвышения, º 50
Угол горизонтального наведения, º ±90
Наименьший угол возвышения, º:  
     в секторе горизонтального наведения ± 68º30' от продольной оси БМ 14º30'
     в секторах горизонтального наведения от 68º30' до 90º с каждого борта
   
Габаритные размеры ( в походном положении)
Длина, мм 5970
Ширина, мм 2435
Высота, мм 3000
   
Весовые данные
Вес БМ с расчетом, снарядами и комплектом ЗИП, кг 16100
Вес БМ без снарядов и расчета, кг 14118
Вес артиллерийской части, кг 2870
Вес качающейся части, кг 881
Вес ЗИП артиллерийской части, кг 233
   
Эксплуатационные данные
Максимальное время, необходимое для производства полного залпа, сек 6-8
Время перевода из походного положения в боевое без заряжания, мин 1,5-2
Время, необходимое для заряжания, мин 3-4
Усилие на рукоятке маховика привода подъемного механизма, кг до 10
Усилие на рукоятке маховика привода поворотного механизма, кг до 10
Изменение угла возвышения за один оборот маховика привода подъемного механизма, º 1
Изменение угла поворота за один оборот маховика привода поворотного механизма, 1º52'
Максимальная скорость движения заряженной БМ на грунтовых дорогах среднего качества, км/ч 35
Наибольшее тяговое усилие лебедки, кг 15000
Наибольшая глубина брода, м 1
Максимальный угол подъема, º 30
Максимальный угол крена, º 25
Максимальный радиус поворота, м 3,5
Источники: 
  1. ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 175255сс. Д. 68. Л. 2,4,5,7,8,11,12,14,23-26,29,30,31,36-38,41-43.
  2. ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 173178сс. Д. 429. Л. 28,29,41-43,49-51,63,64,70,71,78,79,83,84,89-97,100-105.
  3. Боевая машина БМ-24Т. Руководство службы. Министерство обороны союза ССР. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. - М.:Воениздат. - 1958. - С. 3-6,162,163.
  4. Носовицкий Г.Е. Продолжение “Катюши”. М.: Вузовская книга, - С. 422.
  5. Письмо Р/447825сс/25.04.53г. Краткое содержание: о разработке ГСКБ ММ боевой машины БМ-24Т. ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР товарищу ПАРШИНУ П.И. от ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ИНЖ.ТЕХН..СЛУЖБЫ А.СОКОЛОВА. Копия. 22.04.1953 г. // ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп.175255сс. Д. 91. Л. 71,72,72об.
  6. Таблицы стрельбы фугасными турбореактивными снарядами М-24Ф. Индекс снаряда 53-Ф-961 (Боевые машины БМ-24, БМ-24Т и БМ-24М) ТС-59, ТС-59С, ТС-59Б. Издание второе. Воениздат. – М.: 1969. – С. 5.

Автор материалов: С.В. Гуров (Россия, Город-Герой Тула)

Автор материалов: 
С.В. Гуров (Россия, Город-Герой Тула)

Классификация:

Базирование:
Боевая часть:
Система упр.:
Страна:
Дальность:
11 км.
Год разработки:
1956