Боевая машина БМ-31-12

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
4 км.
Год разработки:
1944 г.
Материалы предоставлены: С.В.Гуров (г.Тула)

]]>]]>Существенным достижением специалистов СКБ завода “Компрессор” явилось создание в марте 1944 года 12-зарядной боевой машины с метательной установкой, смонтированной на модифицированном шасси грузового автомобиля Studebaker, предназначенной для пуска неуправляемых реактивных снарядов  М-31 калибра 300 мм. Она получила шифр БМ-31-12.

Отличительной особенностью  БМ-31-12 был пуск неуправляемых реактивных снарядов не из транспортной укупорки, а из специально разработанного сварного пакета – так называемых сотовых направляющих.  В конструкции пусковой установки были заложены новые технические решения для осуществления пуска: блокировка и стопорение неуправляемого реактивного снаряда в направляющей, принципиально новое электрооборудование и другие. Все это позволило резко повысить боевые и эксплуатационные качества установки.

Для стопорения снаряда на направляющей при движении боевой машины было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решеток с тарелями и натяжными устройствами для закрепления снаряда со стороны среза сопла и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решетки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Одновременно это устройство служило блокировкой, исключающей самопроизвольный запуск снаряда в походном положении.

Испытания БМ-31-12 с сотовыми направляющими с целью определения боевой эффективности, прочности, устойчивости при стрельбе и в походном положении, удобства заряжания и обслуживания, правильности размещения отдельных узлов и механизмов проводились в апреле–мае 1944 года и показали ее высокие технические характеристики. В отчете полигона, в частности, отмечалось, что стрельба из БМ-31-12 снарядами ]]> М-31]]> возможна и безопасна как при нахождении стреляющего в кабине, так и вне ее. БМ-31-12 устойчива не только при опущенных домкратах, но и при поднятых.

Создание 12-зарядной БМ-31-12 с сотовыми направляющими явилось важным вкладом в развитие техники пуска ракет, ибо ранее не существовало подобной установки для пуска неуправляемых реактивных снарядов такого большого калибра. Ее создание привело к существенному повышению эффективности использования ракетного оружия. По сравнению с пусковыми станками увеличилась мобильность, улучшилась кучность стрельбы, стало возможным вести стрельбу в большом диапазоне углов возвышения (от +10º до 45º).

Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны ГОКО ]]>№ 6029сс]]> от 9 июня 1944 года  на вооружение Гвардейских минометных частей была принята двенадцатизарядная установка М-31, конструкции Бармина, смонтированная на автошасси и предназначенная для стрельбы снарядами ]]> М-31-УК]]> увеличенной кучности .

С принятием на вооружение в апреле 1944 года БМ-31-12, которая до конца Великой Отечественной войны была основным гвардейским минометом для стрельбы 300-мм неуправляемыми реактивными снарядами ]]> М-31]]> (балистический индекс 53-Ф-972) и ]]> М-31-УК]]> (балистический индекс 53-Ф-973), заканчивается этап создания в СКБ завода “Компрессор” станков и установок для пуска НУРС с головными частями повышенного могущества.

После войны метательная установка монтировалась на модифицированном шасси грузового автомобиля ЗИС-151.

Состав

]]>Боевая машина БМ-31-12. Общий вид.]]>Общий вид БМ-31-12 ( вид ]]>сбоку]]>, ]]>в походном положении]]>):

  • 1 - пакет направляющих ячеек;
  • 2 - ферма;
  • 3 - поворотный механизм;
  • 4 - подъемный механизм;
  • 5 - поворотная рама;
  • 6 - консоль прицела;
  • 7 - прицел;
  • 8 - домкраты;
  • 9 - запорный механизм;
  • 10 - крылья;
  • 11 - кронштейн;
  • 12 - защита кабины.

В вариантах боевых машин были следующие отличия:

Подрамник боевой машины БМ-31-12, смонтированный на автошасси Студебекер, отличалось от подрамника БМ31-12 на шасси ЗИС-151 тем, что он был короче на одну секцию и не доходил до кабины, оставляя место на лонжеронах автошасси для размещения бензобака.

Устройство поворотного механизма боевой машины БМ-31-12, смонтированной на автошасси Студебекер, отличается от поворотного механизма БМ-31-12 на шасси ЗИС-151 только тем, что в нем отсутствовала складная рукоятка. На левый конец винта надевалась вместо удлиненной складной рукоятки обыкновенная рукоятка и закреплялась при помощи конического штифта.

Устройство защиты кабины и бензобака, крыльев и крепления шанцевого инструмента в боевой машине БМ-31-12, смонтированной на автошасси Студебекер, конструктивно отличалось от соответствующих узлов боевой машины, смонтированной на автошасси ЗИС-151, вследствие конструктивных отличий автошасси обоих типов.

Защита кабины оборудованного автошасси отличалась от защиты кабины оборудованного автошасси ЗИС-151 только размерами сопрягающихся с кабиной деталей и формой запорного приспособления для крепления щитов по-походному.

Ввиду того, что автошасси Студебекер имело только один бензобак и одно запасное колесо, конструкция защиты бензобака имела вид, изображенный на ]]>рисунке]]>. При этом запасное колесо прикреплялось к правой стенке защиты бензобака на двух шпильках при помощи двух специальных гаек.

Крылья 2 (см. ]]>рисунок]]>) оборудованного автошасси Студебекер имело закругленные переднюю и заднюю части; они были менее прочны в эксплуатации, чем крылья оборудованного автошасси ЗИС-151.

Шанцевый инструмент на боевой машине БМ-31-12 на автошасси Студебекер крепился следующим образом:

  • лопата и пила на заднем листе защиты кабины;
  • кирко-мотыга на заднем листе защиты бензобака;
  • топор на заднем листе защиты бензобака.

Ящики для ЗИП и для аккумуляторов боевой машины БМ-31-12, смонтированной на автошасси Студебекер, имели такую же конструкцию, что и ящики боевой машины БМ-31-12, смонтированной на автошасси ЗИС-151.

Боевая машина БМ-31-12, смонтированная на доработанном под монтаж артиллерийской части шасси грузового автомобиля Студебекер, при погрузке в походном положении на железнодорожную платформу выходило за габарит подвижного состава "0" верхом пакета на 210 мм и по железным дорогам с габаритом "0" могла перевозиться только со снятыми колесами на правах негабаритного груза. 

Тактико-технические характеристики

Основные данные  БМ-31-12 (данные 1944 года)
Максимальная дальность стрельбы 4 км
Число направляющих для одновременного заряжания 12 шт
Воспламенение снарядов производится электрозапалами по одному через ПУО  
Скорострельность залп в 12 выстрелов 15-30 секунд
Потребное время для заряжания 15 минут
Минимальный угол возвышения 10°
Максимальный угол возвышения 50°
Угол горизонтальной наводки поворотным механизмом 10°
Общий вес боевой машины в походном положении  5310 кг
Общий вес юоевой машины в боевом положении /заряженной/  6400 кг
Вес артиллерийской части 2000 кг
Нагрузка на переднюю ось машины в заряженном состоянии  1860 кг
Нагрузка на переднюю ось машины в незаряженном состоянии  1730 кг
Нагрузка на заднюю ось в заряженном состоянии  4500 кг
Нагрузка в незаряженном состоянии  3580 кг
Длина боевой машины  6,2 метра
Ширина  2,4 метра
Высота в походном положении  3,2 метра
Марка машины “Студебеккер”   
Мощность двигателя  95 ПР
Емкость бензобака 140 литров
Расход ГСМ на 100 км. пути 45 литров
Максимальная скорость автомашины  65 км/час
Снаряд М-31 фугасного действия  

 

Основные данные  БМ-31-12
Конструктивные данные
Число направляющих 12
Длина направляющих, м 3,0
Наибольший угол возвышения, град +48
Наименьший угол возвышения, град +10
Угол горизонтальной наводки, град ±10
Усилие на рукоятке подъемного механизма, кг 10
Усилие на рукоятке поворотного механизма, кг 8
Весовые данные БМ (на шасси Студебекер)
Вес пакета направляющих, кг 600
Вес артиллерийской части, кг 2000
Вес БМ в походном положении, кг 5300
Вес БМ в боевом положении, заряженной 12 снарядами, кг 6400
   
Габаритные данные БМ (на шасси Студебекер, в походном положении)
Длина, м 6,2
Ширина, м 2,4
Высота, м 3,2
Эксплуатационные данные
Время перевода из походного положения в боевое, мин 3-5
Время, необходимое для заряжания БМ, мин 10-15
Время, необходимое для производства залпа, с 7-10

 

Основные данные  БМ-31-12 (доработанное шасси грузового автомобиля ЗИС-151)
Число направляющих, шт 12
Длина направляющих, мм 3000
Наибольший угол возвышения, º +48
Наименьший угол возвышения, º +10
Углы горизонтальной наводки в пределах, º  ±10
Наибольшее усилие на рукоятке подъемного механизма, кг до 12 
Наибольшее усилие на рукоятке поворотного механизма, кг  до 10 
Вес пакета, кг 700 
Вес артиллерийской части, кг 2170 
Вес боевой машины в походном положении, кг  7100 
Вес боевой машины в боевом положении (с 12 снарядами), кг 8500 
Длина в походном положении, мм 7000 
Ширина в походном положении, мм 2500 
Высота в походном положении, мм 3000 
Время перевода из походного положения в боевое, мин 3-5 
Время, необходимое для заряжания боевой машины, мин 10-15
Время, необходимое для производства залпа, с 7-10

 

Краткие эксплуатационно-технические характеристики автомашин Студебекер
Общие данные  
Грузоподъемность шасси, т 2,5
Число ведущих осей 3
Расход горючего на 100 км пути, кг 30,4
Запас хода при движении по шоссе, км 250-280
Клиренс, мм 248
Наименьший радиус поворота, м 10
Тип двигателя Геркулес 4-тактный
Число цилиндров 6
Максимальная мощность, л.с. 95
Число оборотов при максимальной мощности, об/мин. 2500
Напряжение в цепи электрооборудования, В 6
   
Емкости
Топливного бака, л 150
Системы охлаждения, л 18,5
Системы смазки двигателя, л 7,5 (вместе с фильтром 7,62)
   
Применяемые горюче-смазочные материалы
Топливо Бензин КВ-70, Б-70; этилированный, автобензин с концом кипения не свыше 220ºС
Смазка двигателя летом Дизельное масло зимнее; автол 10 (серно-кислотной или селективной очистки); импортное масло М-160 или М-30
Смазка двигателя зимой Лубрикетинг; автол 4 или 6 (сернокислотной или селективной очистки); импортное масло М-120
   
Регулировочные данные
Величина прогиба вентиляторного ремня, мм 12-20
Размер автошин, дцм 7,5×20
Давление в автошинах, атм. 3,85
Свободный ход педали тормоза, мм 12-15
Свободный ход педали сцепления, мм 12-20
Схождение передних колес, мм 1,5-4,5
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Давление масла при средних оборотах прогретого двигателя не ниже, фунт/дюйм2 26
Клапанные зазоры при прогретом двигателе, мм 0,15-0,18
Зазор между электродами свечей, мм 0,6-0,65
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,45-0,65
Температура охлаждающей жидкости, ºF 140-180º

 

Основные данные реактивного снаряда М-31-УК (данные 1944 года)
Баллистический индекс   ТС-52
Калибр ,мм 300
Наружный диаметр ракетной камеры  ,мм 140
Вес окончательно-снаряженного снаряда ,кг 93,5
Вес снаряженной головной части  ,кг 51,0
Вес разрывного заряда  ,кг 27,5
Вес ракетной части  ,кг 42,0
Вес порохового заряда ,кг 11,15
Длина снаряда со взрывателем ,мм 1815
Размах лопастией стабилизатора ,мм 300
Время горения ракетного заряда ,с 0,9
Средняя реактивная сила ,кг 2425
Среднее ускорении снаряда ,м/с2 275
Дульная скорость снаряда ,м/с 35
Длина активного участка траектории ,м 110
Наибольшая скорость снаряда ,м/с 245
Наибольшее число оборотов снаряда ,оборотов/с 15
Наибольшая дальность стрельбы , м 4000
Размеры воронок в среднем грунте /при установке взрывателя на “З”/:  
              -диаметр , м 7-8
              -глубина , м 2-2,5

Снаряды М-31-УК уложены в специальные деревянные ящики, которые служат для хранения и перевозки снарядов и для производства из них стрельбы.

Весовые и габаритные данные ящика
Вес пустого ящика, кг 35
Вес ящика со снарядом, кг 128,5
Длина ящика,мм 2130
Ширина ящика,мм 390
Высота ящика,мм 415

 Норма погрузки на автомашины снарядов М-31-УК

   ГАЗ-АА  ЗИС-5  ЯГ-6  Додж
 Без увязки  10  13  26  15
 С увязкой  10  20  35  -
Боеприпасы
  ]]> М-31]]> ]]> М-31-УК]]>
Калибр, мм 300 300
Размах крыльев стабилизатора, мм 300 300
Полная длина снаряда (без взрывателя), мм 1760 1760
Вес окончательно снаряженного снаряда, кг 92,4 94,8
Тип головной части фугасная фугасная
Вес снаряженной головной части, кг 52,4 52,4
Вес разрывного заряда, кг 28,9 28,9
Вес ракетной части, кг 39,6 42
Вес порохового заряда, кг 11,25 11,25
Взрыватель ГВМЗ ГВМЗ
Сопротивление мостика накаливания электрозапала, Ом 1,0-1,4 1,0-1,4
Сила тока, необходимая для воспламенения электрозапала, А не менее 0,5 не менее 0,5
Баллистические данные
Время горения ракетного заряда, с 0,9 0,9
Средняя реактивная сила, кг 2500 2500
Среднее ускорение снаряда, м/с2 285 275 
Дульная скорость снаряда, м/с 35 35
Длина активного участка траектории, м 115 115
Наибольшая скорость снаряда, м/с 255 245
Наибольшая дальность стрельбы, м 4325 4000

Испытания и эксплуатация

Отметим, что 14 лет спустя после окончания Великой Отечественной войны, в ходе работ по разработке двигателя снаряда для "целей дистанционного минирования", в своем письме (исх. 5/V 59 года) директору НИИ-582 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике тов. Чичкову С.И. (Балашиха 1, Московская область) заместитель директора по научной части НИИ-147 (ныне ФГУП "ГНПП "Сплав" (г. Тула) Александр Никитович Ганичев сообщал: "...Рекомендую для варианта оперенного невращающегося снаряда применить пусковые направляющие для снаряда М-31 /БМ-31-12/ для чего необходимо диаметр кассеты изменить на 300 мм.".

Источники

  1. Боевая машина БМ-31-12. Руководство службы. Воениздат Министерства Вооруженных Сил Союза ССР. - М.: 1947. - С.4-6,61-63,96,97.
  2. Боевая машина БМ-31-12. Руководство службы. Воениздат Министерства обороны Союза ССР. - М.: 1955. - С.18,65-68,75,114,115.
  3. Боеприпасы Гвардейских минометных частей. Краткое руководство. Издание второе. ГАУ ВС Союза ССР. - М.: Воениздат, 1948. - С.14,16,17.
  4. ГАТО. Ф.Р3428. Оп.1. Д.448. ЛЛ.52,73.
  5. Ракетные пусковые установки в Великой Отечественной войне. О работе в годы войны СКБ при московском заводе “Компрессор”. // А.Н. Васильев, В.П. Михайлов. – М.: Наука, 1991. – С. 75–76.
  6. РГАСПИ. Ф.644. Оп.1. Д.263. Л.34.
  7. ЦАМО РФ. Ф. 12722 (2ГМД). Оп. 1. Д. 31. Л. 106,108,138,141,142,146.