Боевая машина БМ-14-17 (индекс 8У36)

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
10 км.
Год разработки:
1958 г.
Материалы предоставлены: С.В.Гуров (Россия, г.Тула)

]]>Боевая машина БМ-14-17]]> Боевая машина БМ-14-17 (индекс 8У36) предназначалась для подавления живой силы и огневых средств противника, уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, уничтожения мотомеханизированных средств противника, уничтожения легких полевых дерево-земляных сооружений.

Разработка БМ-14-17 выполнялась под руководством главного конструктора А.И. Яскина и была завершена в 1958 году. БМ-14-17 создавалась с учетом опыта, накопленного при проектировании других боевых машин семейства ]]>БМ-14]]>, и была полностью унифицирована с ними по применяемым боеприпасам.

Боевые машины этого типа поступали, в первую очередь, на вооружение подраделений реактивной артиллерии соединений морской пехоты ВМФ. БМ-14-17 в течение длительного времени выпускалась советской оборонной промышленностью, неоднократно модернизировалась и состояла на вооружение многих стран мира.

Состав

]]>БМ-14-17М индекс 8У36М]]>Боевая машина БМ-14-17 (БМ-14-17М индекс 8У36М) представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части и модифицированного шасси грузового автомобиля.

Артиллерийская часть состоит из семнадцати стволов (верхний ряд – 9, нижний ряд – 8), люльки, основания с поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами и механизмом стопорения по-походному, прицельного устройства, электрооборудования и специального оборудования шасси. Люлька служит для крепления стволов, прицельного устройства и электрооборудования. Люлька – жесткая сварная коробка, соединяясь с помощью осей с основанием, образует качающуюся часть боевой машины. Основание состоит из штыря, кожуха штыря, поворотного, подъемного и уравновешивающего механизмов и механизма стопорения по-походному. Штырь, установленный на подшипниках в кожухе штыря, вместе с качающейся частью и поворотным механизмом, а также подъемным и уравновешивающим механизмом представляет собой вращающуюся часть боевой машины.

Поворотный механизм червячного, а подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служит для уменьшения усилия на рукоятке маховика привода подъемного механизма. Механизм стопорения по-походному предназначен для стопорения вращающейся и качающейся частей машины в походном положении. С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины).

Прицельное устройство состоит из прицела и панорамы. При стрельбе ночью шкала прицела и панорамы освещаются специальной системой, питающейся от аккумуляторов автошасси боевой машины.

В качестве базы для БМ-14-17 использовалось модифицированное шасси грузовых автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-63А. Модифицированное шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, размещенной на переднем конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от двигателя автомобиля. Специальное оборудование автошасси боевой машины состоит из сиденья, защиты кабины, переднего и среднего настилов, стойки для тента, ящика ЗИП, кронштейна запасного колеса и домкратов. Боевая машина БМ-14-17М размещалась на шасси автомобиля ГАЗ-66 (см. схемы в ]]>боевом]]> и ]]>походном]]> положении).

При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над грунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется около 1.5 минут. Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта на расстоянии до 60 м от боевой машины. Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 1.5-2 минут. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Боевая машина, заряженная 17 снарядами может совершать марш до 650 км без дополнительной заправки горючим и открывать залповый огонь через 1-2 минуты после команды “К бою”.

Основным типом снаряда для БМ-14-17 (БМ-14-17М) являлся 140-мм неуправляемый турбореактивный снаряд М-14-ОФ (см. ]]>описание]]>).

Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14ОФ в боекомплект этих боевых машин входили дымокурящие снаряды М-14Д (см. ]]>описание]]>).

Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами.

Смотрите галерею на нашем сайте: Боевые машины БМ-14-17 и БМ-14-17М (индекса 8У36, 8У36М). Руководство службы.

Тактико-технические характеристики

 

Характеристика БМ-14-17 БМ-14-17М
Габариты в походном положении, мм:
            - длина с лебедкой
            - длина без лебедки
            - ширина
            - высота

5700
5300
2015
2310

5655
-
2340
2440
Высота при наибольшем угле возвышения, мм 2300 2450
Масса, кг:
            - заряженной БМ с расчетом
            - БМ без снарядов и расчета
            - артиллерийской части
            - ствола
            - люльки
            - основания
            - рамы с крыльями
            - сиденья

5400
4200
1332
12
87
305
108
168

5825
4600
1332
12
87
305
-
-
Минимальное время,необходимое для производства полного залпа, с 7-10
Время перевода из походного положения в боевое без заряжания, c:
            - без тента
            - с тентом

60
120
Время перевода из боевого положения в походное (без постановки тента), c 180
Время, необходимое для заряжания боевой машины, с 90-120
Усилие на рукоятке привода подъемного (поворотного) механизма, кг до 8
Изменение угла возвышения за один оборот маховика привода подъемного механизма 0°40'
Изменение угла поворота за один оборот маховика привода поворотного механизма 1°45'
Максимальная скорость движения заряженной БМ, км/ч 65 90
Наибольшее тяговое усилие лебедок, кг 3500
Наибольшая глубина брода с твердым дном,преодолеваемая заряженной БМ, мм 800
Наибольший подъем, преодолеваемый заряженной БМ при сухом и твердом грунте, ° 35 -
Высота центра тяжести боевой машины, мм:
            - со снарядами и расчетом
            - без снарядов и расчета

-
-

1180
1024
 
Количество стволов, шт 17
Внутренний диаметр ствола, мм 140,3
Длина ствола, мм 1100
Угол возвышения, град:
            - минимальный
            - максимальный

0
+50
Угол возвышения в секторе горизонтальной наводки от +33°30' до +119°30' (от основного направления стрельбы), ° 19-50
Основное направление стрельбы от продольной оси машины влево 76°30'
Углы горизонтальной наводки от основного направления стрельбы, град:
            - при углах возвышения от 0 до 19°
            - при углах возвышения от 19 до 50°

±33°33' и от +119°30' до +166°30'
от -33°30' до +166°30'
Высота окуляра панорамы, мм 1635 1630

Источники

  1. Боевая машина БМ-14-17 (ИНДЕКС 8У36). Руководство службы. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. М.: 1960. – С. 3, 146-147.
  2. Боевые машины БМ-14-17 и БМ-14-17М (Индексы 8У36, 8У36М). Руководство службы. Военное издательство Министерства обороны СССР. М.: 1983. – C. 3, 5, 7, 10-11.
  3. Шунков В.Н. Энциклопедия Реактивной артиллерии. Минск.: ОАО “ПОЛИГРАФКОМБИНАТ ИМ. Я.Коласа”. – С.185.
  4. Jane’s Armour and Artillery 1986-1987. – London: Jane’s Publishing Limited, 1988. – P. 766.
  5. Красная звезда. - 29.08.1974 г. - №202(15470). - С. 1.