Береговой самоходный реактивный бомбометный комплекс ДП-62 Дамба

ДП-62 "Дамба"

Комплекс ДП-62 "Дамба" предназначен для поражения подводных диверсионных сил и средств противника в виде сверхмалых подводных лодок и подводных диверсантов в целях обеспечения противо-диверсионной обороны на входах в пункты стоянки и базирования кораблей, а также при охране оперативных участков морской государственной границы.

Головной разработчик комплекса "Дамба" – ТулГосНИИТочМаш (ныне ОАО "НПО "СПЛАВ" (г.Тула). "Самоходный береговой реактивный бомбометный комплекс "Дамба" разрабатывался на основании Постановления Совета Министров СССР №999-362 от 31 декабря 1969 года (приказ Минмаша от 21 января 1970 года №33). При разработке комплекса был использован опыт создания ракетных систем залпового огня для сухопутных войск типа "Град" и "Град-1". Разработка комплекса ДП-62 "Дамба" была завершена в 1980г. Приказом министра обороны СССР за номером 0257 комплекс “Дамба” был принят на вооружение военно-морского флота СССР. Производство боевой и транспортной машины, входящих в состав комплекса, организовано на предприятии "Мотовилихинские заводы" (г. Пермь).

Экспортная поставка комплекса "Дамба" разрешена указом Президента РФ № 8S4 от 25.07.98г. Комплексу "Дамба" в экспортной комплектации присвоено наименование "Береговой самоходный реактивный бомбометный комплекс "Дамба"" (шифр ДП-62Э). Отличие предназначенных для экспортной поставки элементов комплекса от применяемых в ВМФ России устанавливается документацией, определяющей экспортное исполнение.

Состав: 

Комплектация берегового самоходного реактивного бомбометного комплекса ДП-62Э:

  • 122-мм неуправляемый боевой реактивный снаряд ПРС-60;
  • Боевая машина БМ-21ПД;
  • Транспортная машина ЗИЛ-131 с унифицированным комплектом стеллажей 9Ф37М;
  • Комплект технологического оборудования 95ТО;
  • Комплект эксплуатационной документации

Комплекс работает в сопряжении с гидроакустической станцией, входящей в систему береговой обороны или в автономном режиме. Комплекс высокомобилен.

Неуправляемый боевой реактивный снаряд ПРС-60 (см. схему) предназначен для поражения подводных диверсионных сил и средств подрывом фугасной боевой части на заданной глубине от 3 до 200 метров. Фугасная боевая часть оснащается зарядом взрывчатого вещества весом 20кг. Благодаря чашкообразному наконечнику головной части снаряд ПРС-60 обеспечивает безрикошетную стрельбу во всем диапазоне дальностей от 300 м до 5км. Снаряд ПРС-60 поставляется в комплекте со взрывателем 95В (разработчик ГУПП НИИ "Поиск" г.Санкт-Петербург). По согласованию с Заказчиком дополнительно поставляется 122-мм неуправляемый практический реактивный снаряд ПРС-60УТ с инертной головной частью и габаритно-массовым макетом взрывателя, который используется для проведения учебных стрельб.

Боевая машина БМ-21ПД предназначена для обеспечения стрельбы снарядами из 40 направляющих одиночными пусками, частичным и полным залпом. Боевая машина БМ-21ПД выполнена на шасси автомобиля повышенной проходимости Урал-375Д (Урал-4320), максимально унифицирована с БМ-21 РСЗО "Град" и доукомплектована выпрямительным агрегатом с фильтром. Таким образом, электроприводы БМ-21ПД могут работать как от собственной станции питания, так и с помощью выпрямительного агрегата от промышленной сети напряжением 380В и частотой тока 50Гц. Управление пуском возможно из кабины боевой машины или из укрытия. Боевая машина комплектуется одиночным ЗИП, поставка и состав группового и ремонтного ЗИП определяется контрактом.

Транспортная машина (ТМ) с унифицированным комплектом стеллажей 9Ф37М (2 стеллажа по 20 снарядов) предназначена для транспортирования снарядов, подачи их к боевой машине, и при необходимости, для хранения снарядов в стеллажах, а также для транспортирования ящиков со взрывателями. В качестве базы использовано модифицированное шасси грузового автомобиля ЗИЛ-131.

Комплект технологического оборудования 95ТО предназначен для проведения регламентных работ со снарядами в процессе их хранения на базах и арсеналах. Для обучения и подготовки личного состава используется комплект учебно-тренировочных средств.

Характеристики: 
Калибр снаряда ПРС-60, мм 122
Длина снаряда ПРС-60, мм 2745
Масса снаряда ПРС-60, кг 75.3
Масса взрывчатого вещества в головной части снаряда ПРС-60, кг 20
Дальность стрельбы, м:
            - максимальная
            - минимальная

5000
300
Глубина боевого использования, м 3-200
Вероятность поражения подводного диверсанта полузалпом (20 снарядов) 0.99
Время полного залпа, с 20
Температурный диапазон боевого применения снарядов,°С от -40 до +50
Количество направляющих БМ, шт 40
Масса БМ, заряженной 40 снарядами и с расчетом, кг 14260
Расчет БМ, чел. 3
Максимальная скорость движения БМ, км/час 75
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м 1.5
Масса транспортной машины, кг 9500
Количество перевозимых снарядов на ТМ 40
Количество перевозимых взрывателей на ТМ 40
Испытания и эксплуатация: 

Опытно-конструкторская работа по созданию комплекса "Дамба" проводилась на основании Постановления Совета Министров СССР от 31 декабря 1969 года № 999-362 (Приказ Министра Машиностроения от 22 января 1970 года № 23 по тактико-техническому заданию в.ч. 62758 со сроком предъявления на государственные испытания во втором квартале 1972 года. 

На этапе отработки, в качестве боевой машины самоходного берегового реактивного бомбомёта комплекса “Дамба” применялась штатная боевая машина БМ-21 системы “Град”, доработанная в части уменьшения усилия форсирования стопоров, а также её доукомплектованием преобразователем для обеспечения питания электрооборудования (наведения пусковой установки) от промышленной электросети.

Опыт отработки комплекса "Дамба" показал невозможность в короткий срок (согласно плана установливался срок 3 месяца) выполнить работы по корректировке и перевыпуску документации по результатам заводских испытаний и изготовить по ней государственную партию. Обычно для этого требовалось не менее 9-12 месяцев.

По результатам выполнения работ по эскизному проекту (июнь 1971 года) комплекс был рекомендован на заводскую отработку (заключение в.ч. 62758, исх. № 715/003803 от 09.09.1971 г.).

Заводская отработка должна была быть подтверждена результатами следующих испытаний:

  • 15 стендовых подрывов боевых частей;
  • 99 опытов по стендовой отработке ракетного двигателя;
  • 500 пусков снарядов из боевой машины, из них 400 пусков в институте "Геодезия" и 100 пусков в в.ч. 78384.

В рамках проведения работ по заводской отработке различные их виды поручались:

  • Чапаевский химический завод - наполнение боевых частей взрывчатым веществом.
  • Институт "Геодезия" - проведение лётных испытаний.
  • Пермский машиностроительны завод им. В.И. Ленина - поставка двух боевых машин БМ-21ПД: одна в институт "Геодезия", а вторая в в.ч. 78384.
  • Научно-исследовательский институт "Поиск" - взрыватели 95ВЗ.
  • Ленинградский научно-исследовательский институт химического приборостроения - защищённые пиропатроны ПП-9РС-3Н.

По состоянию на 15 марта 1972 года, заводская отработка могла быть завершена до 15 июня 1972 года.

В 1984 году Ванин Евгений Сергеевич за работу по теме: «Боеприпас к самоходному береговому реактивному комплексу «Дамба» (работа представлена НПО «СПЛАВ» был удостоин премии имени С.И. Мосина. Он принимал непосредственное участие в разработке комплекса «Дамба» и боеприпаса ПРС-60 к нему.

Источники: 
  1. ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД о работе Тульского Государственного научно-исследовательского института точного машиностроения за 1971 год / РАБОТЫ ПО РЕАКТИВНЫМ СИСТЕМАМ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ, РАКЕТНЫМ КОМПЛЕКСАМ И НЕУПРАВЛЯЕМЫМ РЕАКТИВНЫМ СНАРЯДАМ К НИМ / Самоходный береговой реактивный бомбометный комплекс “Дамба” (тема КВ2-003-70). Январь 1972 г. 20.I.72г. // ГУ “ГАТО”. Ф. 1. Д. 1104. Л. 8,21,110об.
  2. ГУ "ГАТО" (бывшее ГКУ "ГАТО" и ГАУ ТО "ГА"). Ф. Р-3428. Оп. 1. Д. 1193. Л. 54.
  3. С П Р А В К А по опытно-конструкторским работам по темам “Дамба”, “Удав-I”, “Пауза”, “Дамба”, “Огонь” и “Заслон”. / САМОХОДНЫЙ БЕРЕГОВОЙ БОМБОМЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (шифр “Дамба”) от руки дописано Тема КВ2-003-70. Подписал Заместитель директора по научной работе А.Ганичев. I5.Ш.72г. // ГУ “ГАТО”. Ф. Р-3428. Оп. 1. Д. 1194. Л. 25,26,27,32,32об.
  4. ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД о работе Тульского Государственного научно-исследовательского института точного машиностроения за 1971 год / РАБОТЫ ПО РЕАКТИВНЫМ СИСТЕМАМ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ, РАКЕТНЫМ КОМПЛЕКСАМ И НЕУПРАВЛЯЕМЫМ РЕАКТИВНЫМ СНАРЯДАМ К НИМ / Самоходный береговой реактивный бомбометный комплекс “Дамба” (тема КВ2-003-70). Январь 1972 г. 20.I.72г. // ГУ “ГАТО”. Ф. 1. Д. 1104. Л. 8,21,110об.
  5. Письмо. г. Тула, № 3347с/I77 5 04 72 объема работ в денежном выражении для ВМФ Командиру в.ч. 62758 тов. ПУХОВУ А.Г., Г. Москва, К-I75. Подписал Заместитель директора по научной работе А.Ганичев за директора В. Рогожина. Согласовал Представитель заказчика С. Кожевников 03.4.72. 30.Ш.72г. Подлинник // ГУ “ГАТО”. Ф. Р-3428. Оп. 1. Д. 1194. Л. 48,49.
  6. Письмо на фирменном бланке из Предприятия почтовый ящик № В-8921 I94I95  № З-3848с отп. 30 V 1972 г На Ваш № 03828сс/I77 от 29 04 I972г Предприятие п/я Г-4575 г. Тула Копия ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ 3i303-7 г. Ленинград По вопросу: плана-графика работ по теме "Удав-I". Подписал руководитель Еньков (вместо зам. руководителя Симоняна) 26.05.72. I9/У-72. Подлинник // ГУ “ГАТО”. Ф. 1. Д. 1104. Л. 100,101.
  7. Премия имени С.И. Мосина: из века в век. – М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2018. – С. 189.
  8. Рекламный паспорт №6894/00/НЭК на Противодиверсионный самоходный береговой реактивный комплекс ДП-62 “Дамба”. Перерегистрирован: 02.09.2004 г.– С. 3. Копия.
  9. Паспорт экспортного облика №5941/99/НЭК на Противодиверсионный самоходный береговой реактивный комплекс ДП-62 “Дамба”. Перерегистрирован: 02.09.2004 г.– С. 6. Копия.
  10. Люди, годы, залпы. 60 лет ФГУП “ГНПП “Сплав”/ ФГУП “ГНПП “Сплав”: составитель Е.М. Мартынов, под редакцией Н.А. Макаровца; ред коллегия: Г.А. Денежкин, Р.А. Кобылин, Г.И. Блинов. – Тула: ОАО “Тульская типография”, 2009. – С.8.
  11. СТРЕЛЬБЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ /Тихоокеанский флот ВМФ России/ФГУП «ГНПП «Сплав» - Снаряд комплекса «Дамба»
  12. ФГУП «ГНПП «Сплав» - Боевая машина БМ-21ПД

Классификация:

Базирование:
Боевая часть:
Система упр.:
Страна:
Дальность:
5 км.
Год разработки:
1980