Зенитная ракета Evolved Sea Sparrow (RIM-162)

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
50 км.
Год разработки:
2004 г.

]]>]]>Зенитная управляемая ракета среднего радиуса действия ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile) RIM-162 различного исполнения используется в качестве средства противовоздушной обороны надводных кораблей от ударов крылатых ракет, самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов днем и ночью в любых погодных условиях.

Разработка RIM-162 ведется с 1995 года международным консорциумом во главе с компанией Raytheon по программе NATO SeaSparrow Surface Missile System Project. В консорциум входят 18 компаний из 10 стран мира: Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Греции, Голландии, Италии, Норвегии, Португалии, Турции и США. 

ЗУР RIM-162 входит в состав зенитного ракетного комплекса NSSM Mk57 mod 12/13 (NATO Seasparrow Surface Missile System), который представляет собой дальнейшее развитие популярного ЗРК ближнего действия NSSM Mk57 (Sea Sparrow). Основными особенностями RIM-162, отличающими ее от RIM-7 из состава NSSM Mk57 предыдущих модификаций, являются: новый двигатель большего диаметра, модернизированная система управления c двухдиапазонной линией передачи данных и полуактивной головкой самонаведения (ГСН), усовершенствованная боевая часть. Дальность полета RIM-162 по сравнению с RIM-7 значительно увеличена. Новая ракета может стартовать как с поворотных, так и из вертикальных пусковых установок комплекса NSSM Mk57 и максимально использует инфраструктуру ранее развернутых вариантов комплекса. Широкая интеграция с существующими системами боевого управления и внедрение перспективных технологий обеспечивает возможность использования ракеты RIM-162 в составе единой корабельной эшелонированной системы ПВО/ПРО, включающей в т.ч. ракеты-перехватчики семейства Standard (SM-2, SM-3, SM-6) и Aster. В составе такой системы ракета RIM-162 обеспечивает рубеж самообороны корабля-носителя.

Лётные испытания ракеты RIM-162 ESSM начались в сентябре 1998 года. Опытная войсковая эксплуатация комплекса ESSM была завершена с положительным результатом в сентябре 2003 года. Комплекс принят на вооружение ВМС США в 2004г. Cерийные поставки ракет с сопутствующими комплектами запасных частей, контейнеров, испытательного оборудования для ВМС США и государств-членов НАТО начались с 2002г. Лицензионное производство ракет RIM-162, предназначенных для вооружения кораблей ВМС Японии, развернуто на заводе компании Mitsubishi Electric.

В целях дальнейшего наращивания боевых возможностей комплекса ВМС США заключили контракт с компанией Raytheon Missile Systems стоимостью $517млн на разработку и опытное производство зенитной ракеты ESSM Block2, оснащенной активно-полуактивной радиолокационной ГСН. Начало производства ESSM Block2 запланировано на 2018г, поступление на вооружение - 2020г.

В инициативном порядке Raytheon Missile Systems проводит работы по интеграции ЗУР RIM-162 в состав наземных комплексов ПВО. В частности сообщалось об успешных пусках RIM-162 из пусковой установки ЗРК NASAMS.

Состав

]]>]]>Ракета RIM-162 построена по нормальной аэродинамической схеме (см. ]]>схему]]>) и имеет модульную конструкцию. Конструктивно ракета состоит из шести основных отсеков: головного, отсека управления, боевой части, переходного, двигательного и хвостового. 

В головном отсеке размещается полуактивная помехозащищенная радиолокационная головка самонаведения (ПАРГСН), обеспечивающая распознавание высокоскоростных низколетящих целей сверху на фоне подстилающей поверхности, а также атаку надводных целей. Антенный обтекатель головки разработан компанией Corning Corporation (США) и выполнен с применением керамического материала марки Pyroceram 9606.

В отсеке управления находятся: блок обработки сигналов, антенны и приёмопередатчики S или X-диапазона линии передачи данных. Боевая часть осколочно-фугасная повышенного могущества весом 39кг оснащена неконтактным адаптивным взрывателем с задержкой подрыва, в зависимости от типа поражаемой цели.

В переходном отсеке расположены бортовая ЭВМ, блок инерциального управления и автопилот.  Маршевый двигатель  - твердотопливный, на его корпусе размещены четыре крыла сверхмалого удлинения и съемные замки для рельсовой направляющей пусковой установки. В хвостовом отсеке размещаются: сопло двигателя, приводы управления аэродинамическими рулями и система управления вектором тяги TVC.

Маршевый двигатель  - Mk134 Mod 0 разработан компанией Orbital ATK в кооперации с NAMMO-Raufoss.

Двигатель Mk134 Mod0 (см.комп.схему)- двухрежимный однокамерный, снаряжается зарядом малодымного смесевого топлива. В качестве связующего в заряде использованы полиэфиры с концевыми гидроксильными группами (Hydroxyl Terminated Polyether - HTPE). Корпус двигателя выполнен из высокопрочной низколегированной стали D6AC. Сопло связано с камерой сгорания газоводом, проложенным по оси ракеты через хвостовой отсек. Корпус сопла изготовлен из стали с теплозащитой из композиционного материала на основе фенольной смолы с наполнителем из окиси кремния. В критическом сечении установлен графитовый вкладыш. Особенностью двигателя Mk134 Mod0 является устройство запуска на основе полупроводникового лазера. Основной заряд воспламенителя - гранулированная система бор/нитрат калия (BKNO3).

]]>]]>RIM-162 имеет комбинированную систему наведения (радиокомандное телеуправление, инерциальную и полуактивную радиолокационную). При полете на начальном и среднем участках траектории используется инерциальная система с коррекцией по радиокомандам. На завершающем участке полета происходит захват цели радиолокационной головкой самонаведения (ГСН).

Ракета RIM-162 оснащена оборудованием линии передачи данных S и X-диапазонов, обеспечивающей ее использование кораблями, оснащенными системами Aegis и SMART-L/APAR. При использовании в системе Aegis линия передачи данных двухсторонняя, в SMART-L/APAR - односторонняя. ЗУР RIM-162 совместима и с другими существующими системами боевого управления: NSSM Mk57, Clusters III и IV ВМС Нидерландов, STANFLEX ВМС Дании, ANZAC 9LV453 и FFG ADACS (Australian Distributed Architecture Combat System) ВМС Австралии.

Для подсветки целей при наведении ЗУР RIM-162 могут использоваться передатчики Х-диапазона, в т.ч. применяемые для ЗУР RIM-7:  Mk73 mod1 и Mk73 mod3, предлагаемые консорциумом NSSM, Mk93 mod0 MACWIT ВМС Дании,  CX-100 и CX-SSCWI фирмы CEA Technologies ВМС Австралии и ОАЭ, Mk92 фирмы Lockheed Martin ВМС Турции.

В системе вооружения Aegis РЛС AN/SPY-1 осуществляет автоматический поиск, обнаружение, сопровождение значительного количества целей (250-300) и наведение по наиболее угрожаемым из них до 18 ЗУР. Число каналов наведения ракет на конечном участке траектории соответствует количеству РЛС подсветки цели AN/SPG-62 и комплектов аппаратуры управления стрельбой (для крейсеров типа Ticonderoga - четыре канала, для эсминцев типов Arleigh Burke и DDG173 - три). РЛС подсветки цели работает в диапазоне частот 5200-10900МГц, исходные данные для сопровождения цели с высокой частотой обновления поступают от станции AN/SPY-1. Таким образом, захват цели при переводе ЗУР в режим полуактивного наведения происходит в короткий промежуток времени без допоиска.

Многофункциональная РЛС APAR и перспективная AN/SPY-3 осуществляют обнаружение и сопровождение целей, управление ракетами в режиме квазинепрерывного излучения ICWI (Interrupted Continuous Wave Illumination). Этот режим обеспечивает одновременное управление 32 ракетами, из которых 16 находятся на конечном участке траектории в режиме полуактивного самонаведения.

Программа интеграции ЗУР ESSM и ракет-перехватчиков семейства Standard в составе вооружения перспективного эсминца DDG-1000 получила обозначение JUWL (Joint Universal Weapons Link) или ICWI-JUWL. Головным исполнителем этой программы является компания Raytheon Missile Systems. Ракета ESSM для DDG-1000 выполнена на базе варианта, предназначенного для использования в составе системы вооружения SMART-L/APAR, но оснащена двухсторонней линией передачи данных X-диапазона. Внедрение двухстороннего обмена ЗУР и боевой управляющей системы корабля-носителя потребовало доработки программного обеспечения системы управления.

Для пуска ракеты RIM-162 ESSM могут использоваться все пусковые установки ЗРК Sea Sparrow, а также новые варианты, разработанные специально для этой ракеты.

Варианты RIM-162:

  • RIM-162A — для ВПУ Mk41 кораблей, оснащённых системой Aegis;

  • RIM-162B — для ВПУ Mk41 кораблей, не имеющих БИУС Aegis;

  • RIM-162C — для ВПУ Mk48;

  • RIM-162D — для ПУ Mk29;

  • RIM-162E — для ВПУ Mk56 mod 0/1.

]]>]]>Модернизированные наводящиеся пусковые установки Mk29 mod4/5 разработаны компанией Raytheon по заказу ВМС США. ПУ Mk29 mod4/5 обеспечивают хранение, наведение на цель и пуск восьми ЗУР RIM-162D. У ЗУР RIM-162D в отличие от других модификаций этой ракеты отсутствует система управления вектором тяги двигателя.

Установка оснащается программируемым контроллером Mk34 mod1 SLC (System Launcher Controller), обеспечивающим заданную последовательность запуска ракет и цифровой интерфейс с системами управления огнем корабля-носителя. Открытая архитектура SLC допускает интеграцию ПУ Mk29 с системами различного типа. Перезаряжание осуществляется вручную с помощью специального комплекта оборудования Mk14 mod2 (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>). Вес в снаряженном состоянии - 7023кг, вес в неснаряженном - 4762кг, габариты установки - 3556х3759х2515мм.

ПУ Mk29 оснащены фрегаты: типа Wieligen (ВМС Бельгии), типа Bremen- F122 (ВМС Германии), типов Tromp, Kontenaer и Jacob van Heemskerck (ВМС Нидерландов), типа Oslo (ВМС Норвегии), типа Vasco da Gama (ВМС Португалии), типа Yavuz (ВМС Турции). Авианосцы класса Nimitz имеют три спаренные установки Mk-29 одна из которых размещена в носу на спонсоне справа, а две побортно на кормовой площадке ниже полетной палубы. Ударный авианосец ВМС США George H.W.Bush вооружен двумя спаренными пусковыми установками Mk-29.

Вертикальная пусковая установка Mk48 (см.описание) различного исполнения обеспечивает автоматизированный пуск ЗУР RIM-162C. Стандартный контейнер установки вмещает две ракеты RIM-162C. Установка не имеет движущихся механических частей, что обеспечивает высокую надёжность и минимум технического обслуживания. Модернизированный вариант, Mk48 mod4/5, оснащенный контроллером Mk220 mod0 обеспечивает интеграцию с различными системами управления огнем.

Вертикальная пусковая установка Mk56 палубного или подпалубного исполнения может нести до 32 RIM-162E. ПУ Mk56 mod0 предназначена для автоматического запуска двенадцати, а установка Mk56 mod1 - восьми ЗУР R-162E. Разработаны конфигурации на 4, 6, 16 и 32 пусковых ячеек. Запуск осуществляется из стеклопластикового контейнера Mk30 mod 1. Облегченная конструкция, надежность и автономность позволяют размещать установку на борту кораблей водоизмещением от 500т. 

Габаритно-весовые характеристики ПУ Mk56
 

Количество ЗУР RIM-162E
  4 12 32
Длина,м  1.73 3.66 4.77
Ширина,м  1.32 2.71 4.17
Высота,м 465 465 465
Вес снаряженной ПУ, кг 3464 10200 23859
Вес снаряженной ПУ с подпалубным оборудованием, кг  3714 10450 24359

]]>]]>Для размещения и пуска четырех ракет RIM-162 ESSM из одной ячейки ПУ Mk41 ( см. описание) разработан специальный транспортно-пусковой контейнер Mk25, т.н. "счетвереный пакет-пакет самообороны". Mk25 обеспечивает физические, электрические и механические связи между ЗУР RIM-162 и ПУ Mk41. Использование "счетверенного пакета" позволяет значительно увеличить огневую мощь, так как дает возможность разместить 32 ракеты в пространстве, обычно требующемся для восьми. Внедрение Mk25 потребовало переработку программного обеспечения, позволяющего управлять пуском конкретной ЗУР из выбранного ТПК.

Перспективный эсминец Zumwalt (DDG-1000) ВМС США имеет 20 четырехконтейнерных модуля пусковых установок Mk 57, размещенных вдоль левого и правого бортов. В стандартной комплектации арсенал Zumwalt будет включать крылатые ракеты Tactical Tomahawk, противолодочные ракеты ASROC и ЗУР RIM-162  (по четыре в каждом стрельбовом контейнере).

Тактико-технические характеристики

Длина ракеты,мм 3640
Максимальный диаметр,мм 254
Стартовая масса, кг 280
Дальность полета, км ~ 50
Скорость полёта более 4М
Располагаемая перегрузка 50g
Масса БЧ, кг 39
Двигатель Mk134 Mod 0
Вес, кг 167.8
Длина,мм 2002
Диаметр, мм 254
Температура рабочая -25.5°C до +56.1°C
Температура хранения -40°C до +71.1°C
Срок службы 10 лет

Источники