Противокорабельная ракета Exocet

Противокорабельная ракета (ПКР) Exocet предназначена для поражения надводных кораблей и транспортных судов противника из состава ударных групп или следующих одиночно днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Может применяться как одиночно, так и в залпе.

Головным разработчиком ракеты является французская фирма Aerospatiale (в создании ракеты и ракетного комплекса принимали участие фирмы ФРГ и Великобритании). Официальное сообщение о начале разработки противокорабельной ракеты Exocet появилось в августе 1968 г. Испытания первого образца ПКР Exocet, позже получившего обозначение MM-38, начались в 1973г. Заключительным этапом программы летных испытаний ПКР MM-38 явились продолжавшиеся около месяца стрельбы, в которых участвовали английский легкий крейсер УРО Norfolk типа County и четыре корабля ВМС ФРГ и Греции. Все 10 запущенных ими ракет поразили свои цели. В ходе испытаний отмечалось одновременное попадание двух ракет, выпущенных одним залпом, в мишень шириной 4м и высотой 1м. В ходе проведенного в 1974г. цикла испытаний ракеты флотами Франции, Англии, Германии, Греции и Перу было произведено 33 пуска, 28 из которых (85%) прошли успешно. На вооружение ВМС Франции комплекс Exocet MM-38 был принят в 1975г.

Наибольшую известность противокорабельная ракета Exocet получила в результате успешного боевого применения в ходе войны за Фолклендские острова (1982г.) между Великобританией и Аргентиной.

Ракета Exocet разработана и производится в нескольких вариантах:

  • ММ-38 — ракета класса "корабль—корабль";
  • АМ-39 — ракета класса "воздух—корабль";
  • ММ-39 — ракета класса "корабль-корабль", "берег-корабль";
  • SM-39 — ракета класса "подводная лодка—корабль";
  • ММ-40 — ракета класса "корабль—корабль", "берег-корабль".

За долгие годы службы все варианты ракеты неоднократно модернизировались. В 1993 году был выполнен перевод системы управления и самонаведения ракеты на новую элементную базу и цифровые методы обработки информации. Этот вариант, получивший обозначение Exocet block II, оснащен новой ГСН ADAC Mk II и обладает повышенными возможностями преодоления средств противоракетной обороны.

Последний вариант ракеты MM-40 block III оснащен усовершенствованным маршевым двигателем, программируемой адаптивной головкой самонаведения, обеспечивающей избирательный выбор целей и работу в условиях залповой стрельбы, которая предполагает полет нескольких ракет на цель с одного направления.  MM-40 Block III специально доработан для применения по береговым целям. С целью увеличения дальности стрельбы (до 180км) разработан вариант оснащения ракеты Exocet block III турбореактивным двигателем Microturbo TRI-40 (cм.схему).

Различные варианты ракеты состоят на вооружении ВМС более чем 18 стран мира.

Состав: 

Ракеты семейства Exocet (cм.схему) выполнены по обычной аэродинамической схеме с крестообразным крылом, установленным в средней части корпуса, и хвостовыми рулями.

Все варианты ракеты Exocet оснащены инерциальной системой управления, радиовысотомером и активной радиолокационной импульсной головкой самонаведения (АРГСН). Инерциальная платформа имеет два гироскопа и три акселерометра. АРГСН MM-39 с горизонтальной стабилизацией диаграммы направленности массой около 30кг работает на частоте 8-10ГГц. АРГСН способна обнаруживать корабль типа "фрегат" с эффективной поверхностью рассеяния около 100кв.м на дальности до 24 км. Антенна осуществляет поиск цели в секторе ±16° по азимуту и ±10° по углу места. Головки самонаведения всех вариантов ракеты могут захватывать цель (в том числе малоразмерную), имеющую скорость до 40 узлов, независимо от длительности автономного полета и точности предварительных данных целеуказания.

Осколочно-фугасная боевая часть (БЧ) с большим количеством осколков, унифицированная для всех вариантов ракеты "Exocet", имеет контактный и неконтактный взрыватели. Масса взрывчатого вещества БЧ 165 кг. Наибольшая эффективность боевой части достигается при углах встречи с целью около 70°.

Маршевый твердотопливный двигатель MM-39 выполнен из алюминиевого сплава. Он имеет внутреннее теплозащитное покрытие и оснащен зарядом твердого топлива EOLE V торцевого горения. Время работы двигателя - около 110с. Запуск двигателя производится с помощью пирозарядов. Стартовый двигатель тоже твердотопливный, отличается от маршевого меньшим весом. Время работы стартового двигателя 2 с.

Для обнаружения, опознавания и сопровождения цели, а также для наведения ракеты на начальном этапе полета используется система обнаружения и управления огнем Vega, разработанная фирмой Thomson-CSF. Предназначенная для кораблей малого и среднего водоизмещения она состоит из РЛС обнаружения и целеуказания Triton и РЛС управления огнем Pollux. Первая работает в диапазоне "С" на дальностях до 30-45км (в зависимости от высоты расположения антенного поста). Во время подготовки к запуску в систему управления ракетой из системы Vega вводятся данные о направлении вертикали с точностью ±20', о скорости носителя — ±0.5 м/с, об азимуте цели — ±1', о расстоянии до цели — ±1,6%, и устанавливается один из трех режимов работы ГСН. Ракета "Exocet" ММ-40 берегового и корабельного базирования способна вести огонь по целям за пределами видимого горизонта. В этом случае целеуказание выдается самолетами и вертолетами.

При подготовке к ракетной стрельбе корабль производит маневр для того, чтобы угол послестартового разворота ракеты не превышал ±30°. После выхода из контейнера ракета набирает высоту в среднем 30м (наибольшая— 75м). Дальность разгонного участка — 4 км (cм.схему траектории). Ракета набирает скорость и выходит на требуемую высоту 10-15 м, после чего включается маршевый двигатель, и начинается маршевый полет со скоростью 0.93М. Высота полета выбирается исходя из условий, выполнение которых позволит исключить обнаружение ракеты и обеспечивает надежный захват цели ГСН на безопасном для ракеты расстоянии. Управляемый полет на высоте 10-15м осуществляет инерциальная система управления. Дальность полета на маршевом участке составляет 20-22км (при полете на максимальную дальность). На расстоянии 12-15 км от места возможного положения цели включается ГСН, и начинается поиск. Для захвата цели водоизмещением около 250т АРГСН необходимо около 2с. После захвата цели обрабатывается информация о ней, корректируется траектория полета, и устанавливаются параметры для атаки цели (на испытаниях была достигнута точность определения расстояния до цели 0,5 м).

Траектория самонаведения ракеты состоит из двух участков сближения. На первом участке ракета снижается на высоту до 7.5 м, а на последующем — до 2-3м (значение определяется состоянием моря). При сильном волнении (5-6 баллов) ракета может пролететь над целью, особенно если цель (небольшой корабль) окажется между гребнями волн. В этом случае срабатывает неконтактный взрыватель, который подрывает боевую часть над палубой корабля-цели.

Береговые ракетные комплексы оснащаются спаренными или счетверенными пусковыми установками. В состав каждой батареи береговой обороны входят передвижная РЛС обнаружения и целеуказания, три станции управления огнем, две пусковые установки, транспортно-заряжающие машины и ремонтная мастерская (см. фото 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

Ракета Exocet ММ-38 хранится и транспортируется в герметичном гофрированном контейнере, из которого и производится запуск. Контейнер выполнен из легкого сплава и упрочнен в соответствии с требованиями стандартов флотов Франции и Великобритании. Длина контейнера — 5.4 м, ширина — 1.24 м, высота — 1.13 м, масса — 1015кг. Внутри него ракета подвешивается на горизонтальной направляющей. Срок хранения ракеты в контейнере без профилактических осмотров — один год, общий срок хранения — 10 лет. Стандартная пусковая установка для ракет Exocet MM-38 рассчитана на четыре пусковых контейнера, которые стыкуются с помощью опорных рам с палубными опорами, имеющими наклон 12°. Полный комплект стандартной пусковой установки имеет массу 13500кг, а использование облегченныx опорных рам на малых кораблях позволяет снизить массу до 11200кг.

Ракета "Exocet" SМ-39 (см.фото) состоит на вооружении французских дизельных подводных лодок типа "Agosta" и атомных типа "Rubin". Компоновочная схема такая же, как у модификации ММ-38, конструкция крыла и рулей - как у ММ-40. В торпедном аппарате ракета находится в специальной капсуле, выталкиваемой при старте с помощью газогенератора. На безопасном расстоянии от подводной лодки включается РДТТ капсулы. Под водой капсула управляется с помощью рулей, находящихся в истекающей струе двигателя. Капсула проходит подводный участок, выходит из-под воды и достигает высоты 30-50м, где происходит отделение капсулы и включение маршевого двигателя ракеты.

Авиационная ракета "Exocet" АМ-39 (см.фото) по сравнению с корабельными меньше по размеру, обладают улучшенными летно-техническими характеристиками, оснащены системой противообледенения. Маршевый двигатель изготовлен из стали, что позволило не только уменьшить габариты, но и применить более эффективное топливо, увеличив тем самым дальность стрельбы (50км при пуске с высоты 300м, 70км при пуске с высоты 10000м). Минимальная высота пуска - 50м.

Ракета ММ-39 имеет компоновочную схему авиационной ракеты АМ-39, но отличается складывающимися аэродинамическими поверхностями. В проекте ММ-39 использованы технические решения ракеты АМ-39: увеличенный угол сканирования луча ГСН, увеличенная на 10% дальность обнаружения цели, увеличенный импульс твердого топлива, замена алюминиевого корпуса двигателя на стальной, изменение профиля крыла и рулей для использования их на сверхзвуковых скоростях. Замена алюминиевого корпуса на стальной при том же диаметре ракеты обеспечила увеличение веса топлива за счет уменьшения толщины оболочки двигателя. Хранение ракеты и запуск производятся из цилиндрического контейнера, изготовленного из стеклопластика. Масса контейнера — 670 кг. На палубе корабля в габаритах ПУ М-38 можно разместить в два раза больше пусковых контейнеров ракет ММ-39. Применение этих ракет в сочетании с облегченной системой управления огнем позволяет размещать ракетный комплекс на кораблях небольшого водоизмещения — патрульных катерах и малых КПК. Четырехконтейнерная пусковая установка для ракет Exocet ММ-39 имеет габаритные размеры 6,4х1,4х2,6 м. 

Ракета Exocet MM-40 (cм.компоновочную схему) разработана на базе ММ-39 и предназначена для замены ракеты ММ-38. Она снабжена более совершенным маршевым двигателем, заимствованным от авиационной ракеты АМ-39. Время горения заряда твердого топлива — 220 секунд. Определенные доработки были сделаны в электронике, обеспечивающей работу ГСН, которая стала программируемой, адаптивной, ей приданы свойства избирательного выбора целей. Усовершенствована бортовая система управления: корабль-носитель может стрелять по цели в секторе ±90° залпами по четыре ракеты, которые способны одновременно атаковать цель с разных направлений. Пуск ракеты происходит автоматически в момент, когда крен корабля уменьшается до безопасного (17°). Для транспортировки и пуска ракеты применяются контейнеры из пластмассы, армированной стекловолокном. Ракета может запускаться с корабельных и наземных счетверенных пусковых установок (см.схему).

Характеристики: 
Дальность стрельбы,км:
            - МM-38
            - МM-40
            - МM-40 block 3
            - SM-39
            - AM-39 при пуске с высоты 300м
            - AM-39 при пуске с высоты 10000м

42
70
180
50
50
70
Скорость полета ракеты максимальная, км/час 1100
Длина,мм:
            - МM-38
            - МM-40
            - МM-40 block 2
            - МM-40 block 3
            - AM-39

5212
5646
5780
5780
4688
Диаметр корпуса ракеты, мм 350
Размах крыльев ,мм 1130
Стартовая масса,кг:
            - МM-38
            - МM-40
            - AM-39

735
875
660
Масса БЧ,кг:
            - МM-38
            - МM-40
            - AM-39

165
155
165
Испытания и эксплуатация: 

Первое боевое применение ракета "Exocet" имела 4 мая 1982 г. в ходе войны за Фолклендские острова. В этот день аргентинский патрульный самолет "Нептун" на расстоянии около 200 км обнаружил соединения английских кораблей. С авиабазы Рио-Гранде, расположенной на расстоянии около 850 км, поднялись 5 штурмовиков "Супер Этандар". Из них только 2 несли по одной противокорабельной ракете "Exocet" под правой консолью,а под левой - сбрасываемый топливный бак емкостью 1100л. Один самолет с таким же вооружением был резервным, два других несли только топливные баки, выполняя функции заправщиков. Штурмовики шли на высоте 50 м над уровнем моря. В 46 км от кораблей летчики увеличили высоту до 150м, произвели кратковременное, на 30 с, включение бортовых РЛС. На экранах индикаторов высветились отметки двух целей: эсминца УРО "Шеффилд" и фрегата "Плимут". Угол между направлениями на них составлял 40°. После ввода данных целсуказания по каждой цели с дистанции 37 км был выполнен пуск двух ракет "Exocet". В момент пуска бортовые системы предупреждения информировали летчиков о подсвете самолетов радиолокационной станцией фрегата "Плимут". Поисковая РЛС "Шеффилда" была выключена для устранения помех спутниковой системе связи "Скайнет", через которую велись переговоры с Лондоном. Самолеты тотчас же вышли из зоны действия ЗРК "Си Дарт", которыми были вооружены английские эсминцы типа "Шеффилд". Активная радиолокационная головка самонаведения одной из ракет захватила "Шеффилд" на дистанции 12-15 км, высота ее полета снизилась до 2-3 м. Визуально ракету заметили лишь за 6 с до попадания в корабль. Ракета пробила борт на 1,8м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась - не сработал контактный взрыватель замедленного действия. От остатков ракетного топлива загорелись электрические кабели и краска. Отсек быстро наполнился ядовитым дымом, создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса. После пяти часов безрезультатной борьбы с пожаром экипаж покинул корабль. Вторую ракету с фрегата "Плимут" обнаружили заблаговременно, - за 40 с. Завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые увели ракету в ложном направлении.

Самым крупным кораблем, потопленным управляемой ракетой после 1945 г., оказался британский авиатранспорт "Атлантик Конвейер", переоборудованный перед войной из гражданского контейнеровоза. 25 мая пара самолетов "Супер Этандар" вылетела с авиабазы в Рио-Гранде и взяла курс на северо-восток, затем довернула на восток, произвела дозаправку топливом от самолета С-130 и, следуя в южном, а затем в западном направлении, вышла в район маневрирования авианосного соединения на высоте 30 м со стороны, с которой меньше всего ждали нападения. Наведение па цель производилось с самолетов С-130. На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения соединения аргентинские летчики обнаружили авианосец "Гермес" в окружении других кораблей. Осуществив пуск ракеты с дистанции 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону континента на предельно малой высоте. В это время англичане с кораблей и поднятых в воздух вертолетов выставили помехи - дипольные отражатели. Дезориентированные помехами ракеты захватили находившийся в 6 км от авианосца "Атлантик Конвейер" и потопили его вместе с находившимися на борту 15 вертолетами "Уэссекс" и "Чинук".

30 мая самолет "Супер Этандар" выпустил 2 ракеты "Exocet" по английскому авианосцу "Инвинсибл". Корабли охранения и вертолеты поставили завесы в виде облаков из дипольных отражателей, в результате чего обе ракеты сбились с курса и упали в море.

17 мая 1987 г. иракский истребитель "Мираж" выпустил 2 ракеты "Exocet" по американскому фрегату "Старк". Обе ракеты попали в борт фрегата, но взорвалась только одна. Тем не менее фрегат был тяжело поврежден. Американские эксперты отметили, что будь это в штормовой Атлантике, а не в штиль в Персидском заливе, то фрегат неминуемо бы затонул.

Источники: 
  1. Б.И.Родионов, Н.Н.Новичков "Крылатые ракеты в морском бою", -М.: Военное издательство, 1987.-214с.
  2. Широкорад А.Б. "История авиационного вооружения", -Мн.: Харвест, 1999.-560с.
  3. Шунков В.Н. "Фрегаты и сторожевые корабли", -Мн.: Попурри, 2003.-640с.

Классификация:

Боевая часть:
Страна:
Дальность:
70 км.
Год разработки:
1975