Полевая реактивная система М-21В

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
20 км.
Год разработки:
1967 г.
Материалы предоставлены: С.В.Гуров (Россия, г.Тула)

]]>РСЗО “Град-В”]]>Разработка реактивной системы "Град-В" (одно из обозначений во время разработки 9К51В), после принятия на вооружение Полевая реактивная система М-21В, также более известная как РСЗО “Град-В”, для воздушно-десантных войск производилась на основании плана, утвержденного 26 декабря 1963 года Заместителем Министра обороны и 16 декабря 1963 года Председателем ГКОТ по тактико-техническим требованиям ГРАУ № 0010207 и изменениям к ним исх. №а/113224 от 13 июня 1966 года.

По данным Центрального Архива Министерства Обороны РФ разработкой системы занимались следующие организации:  п/я 276 МАП - головной исполнитель по разработке боевой и транспортной машинам и по системе в целом,  организация п/я 641 МАП - соисполнитель по отработке парашютно-десантной платформы для сбрасывания с самолета АН-12 боевой и транспортной машин.

Из доклада Министру обороны Союза ССР маршалу Советского Союза товарищу Гречко А.А. от Начальника Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) генерал-полковника артиллерии Кулешова за подписями ВРИО командующего ракетными войсками и артиллерией генерал-лейтенанта артиллерии Передельского и командующего воздушно-десантными войсками генерал-полковника Маргелова (дата 31.8.67 г.)  известно следующее: "В июне 1967 года завершены полигонно-войсковые испытания реактивной системы "Град-В", предназначенной для воздушно-десантных войск". "Разработка системы производилась Государственным конструкторским бюро компрессорного машиностроения МАП (предприятие М-5380 и агрегатным заводом "Универсал" МАП (предприятия п/я В-2878) согласно плану, утвержденному Заместителем Министра обороны 26.12.1963г. и Председателем ГКОТ 16.12.1963г."

В связи с тем, что система "Град-В" разрабатывалась "под штатный снаряд М21ОФ системы "Град", испытания снаряда М21ОФ не производились".

Полигонно-войсковые испытания реактивной системы “Град-В” проводились по директиве Начальника Генерального Штаба № 151123 от 23.11.66г. по программе, утверждённой командующим РВиА и командующим ВДВ. Председателем комиссии полигонно-войсковых испытаний реактивной системы “Град-В” был гвардии генерал-майор Ометов.

При проведении полигонно-войсковых испытаний системы “Град-В” в процессе подготовки машины к десантированию был выявлен ряд существенных замечаний по кабине автомобиля ГАЗ-66 с легким верхом, которая была изготовлена и поставлена предприятию п/я М-5380 38-м опытным заводом М.О. согласно “Временного совещания по вопросу обеспечения парашютного десантирования системы 9К51В на платформе П-128” от 17.02.65 года.

Основными из них являлись:

  • лобовое стекло в десантном положении выступало за габарит машины по длине и предохранить его в полете от парашютных стренг не предоставлялось возможным.
  • двери кабины в десантном положении выступали за габарит машины по ширине и в процессе десантирования могли быть повреждены.
  • дуги кабины в десантном положении выступали за габариты по высоте 1860 мм.

Реактивная система "Град-В", по сравнению с состоящей на вооружении воздушно-десантных войск буксируемой реактивной системой РПУ-14, имеет следующие основные преимущества:

  •  большую дальность стрельбы (20 км вместо 9,8 км);
  •  повышенное осколочное действие снаряда М-21оф (в 1,5 раза больше, чем у снаряда М-14оф);
  •  десантирование в заряженном состоянии обеспечивает более высокую маневренность, проходимость и меньшее время приведения в боевое положение после десантирования.

Система "Град-В" может быть эффективно использована при ведении боевых действий в тылу противника для поражения живой силы, огневых средств и боевой техники противника. Наиболее целесообразной штатной организацией использования системы "Град-В" является дивизион (в составе 12 боевых и 24 транспортных машин), входящих в состав артиллерийского полка воздушно-десантной дивизии.

Полигонно-войсковые испытания системы "Град-В" проводились в в/ч 33491, в/ч 07264 и Стругокрасненском полигоне ЛВО".

Смотрите данные об испытаний системы парашютированием, а также проект документа "О принятии на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии реактивной системы "Град-В".

Решением НТС ГРАУ от 3 августа 1967 года система 9К51В (одно из обозначений системы в документах ЦАМО) была принята на вооружение Советской Армии.

В докладе начальника ГРАУ Кулешова Министру обороны СССР  Гречко А.А. приведена информация о принятии на вооружение: "Приказом МО № 0220 от 20 сентября 1967 г. на вооружение Воздушно-десантных войск Советской Армии принята реактивная система залпового огня М-21В, десантируемая парашютным способом в заряженном состоянии, что значительно повышает огневую мощь и маневренность Воздушно-десантных войск". От себя отметим, что в выпущенном Техническом описании и инструкции по эксплуатации название системы - Полевая реактивная система М-21В. 

После принятия на вооружение система подвергалась доработкам.

Cистема М-21В предназначена для вооружения парашютно-десантных войск, однако может применяться и в составе полевых подвижных реактивных подразделений.

Для боевой машины учтены специфические требования, предъявляемые к боевой технике воздушно-десантных войск — повышенная надежность, компактность и малый вес. Система М-21В может десантироваться с помощью специальной парашютно-реактивной системы с различных воздушных носителей.

Система находилась и может находиться на вооружении сухопутных войск Ирака (нет данных после войны), Республики Беларусь, России (ВДВ), Украины.

Состав

]]>Боевая машина БМ-21В]]>

В состав полевой реактивной системы М-21В входят:

  • боевая машина БМ-21В (9П125) (см. ]]>схему]]>, ]]>фото]]> БМ, подготовленной к десантированию, ]]>фото]]> платформы для десантирования );
  • неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ (см. ]]>схему]]>);
  • транспортная машина 9Ф37В (см. ]]>общий вид]]>, ]]>фото]]> ТМ, подготовленной к десантированию).

Артиллерийская часть монтируется на доработанном шасси грузового автомобиля ГАЗ-66Б. Десантный автомобиль ГАЗ-66Б в соответствии с приказом МО №38 от 2-го марта 1966 года был принят на вооружение Советской Армии. В задней части боевой машины размещены два выносных механических домкрата, благодаря чему повышается устойчивость боевой машины при стрельбе. Тип приводов вертикального и горизонтального наведения – ручной.

Из боевой машины возможно вести одиночную и залповую стрельбу с огневой позиции, не требующей подготовки при уклонах местности до 4°. Полное время залпа составляет 6 секунд. При боевом применении машины БМ-21В и 9Ф37В могут быть использованы совместно или автономно. Заряжание пакета труб (см.]]>схему]]>) боевой машины БМ-21В выполняется вручную как с транспортной машины 9Ф37В, так и с земли. Разряжание пакета труб боевой машины БМ-21В выполняется вручную как на машину 9Ф37В, так и на землю. Машины системы могут эксплуатироваться в любое время года и суток, в любых метеорологических условиях при температурах окружающего воздуха от –40°С до +50°С и относительной влажности до 90% (при температуре ниже 20°С), при скорости ветра до 20 м/сек.

При стрельбе могут использоваться боеприпасы РСЗО ]]>"Град"]]> и ]]>"Град-1"]]>. Учитывая, что с помощью иностранных боевых машин ]]>RM-70]]>, RM-70/85 и RM-70/85М можно запускать снаряды из состава РСЗО “Град”, то возможно предположить, что снаряды для упомянутых иностранных БМ возможно запускать с помощью отечественной БМ БМ-21 и, в частности, БМ БМ-21В. Основным (штатным) снарядом является осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ (см. ]]>описание]]>). Максимальная дальность стрельбы при использовании этого снаряда составляет 20.4 км Также могут быть запущены снаряды нового поколения с увеличенной дальностью полета.

Тактико-технические характеристики

Количество трубчатых направляющих 12
Внутренний диаметр направляющей, мм 122.4
Углы возвышения пакета в секторе обхода кабины, град:
            - в секторе ±30° по горизонту
            - в секторе от ±30° до 70° по горизонту

от 15° до 54°
от 0° до 54°
Угол горизонтального обстрела, град:
            - вправо от оси автошасси
            - влево от оси автошасси

70
70
Скорость наведения пакета направляющих:
            - по углу возвышения
            - по азимуту

2° на оборот маховика
2° на оборот маховика
Усилие на рукоятках маховиков приводов наведения, кг не более 10
Габариты в походном положении, мм:
            - длина
            - ширина
            - высота

5655
2400
2440
Масса снаряженной боевой машины, кг:
            - без снарядов
            - заряженной снарядами с номерами расчета

не более 5200
не более 6000
Ходовая часть:
            - база, мм
            - дорожный просвет, мм
            - колея колес, мм

3300
315
1800
Максимальная скорость передвижения полностью снаряженной и заряженной машины, км/ч 85
Максимальный запас хода, км 875
Время развертывания (перевода зачехленной машины из походного положения в боевое), мин не более 3.5
Время свертывания (перевода машины из боевого положения в походное), мин не более 3.5
Время заряжания в условиях дня (ночи) с земли или транспортной машины 9Ф37В, мин не более 5
Время полного залпа, с 6
Передний угол съеэда, град 41
Расчет, чел. 2

Источники

  1. Полевая реактивная система М-21В. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ордена Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР. М.: 1975. – C. 13, 15.
  2. Полевая реактивная система М-21В. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. Альбом рисунков. Воениздат. М.: 1975. С. 55, 75.
  3. Научно-производственное предприятие “Старт”. 60. 1949-2009. Настенный календарь.
  4. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.97. ЛЛ.24,25,64,89,91,104,105,240,241,271,390,401.
  5. ЦАМО РФ. Ф.81. Оп.856348сс. Д.323. Л.150.