Авиационная ракета IRIS-T

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
25 км.
Год разработки:
2005 г.

]]>Ракета IRIS-T]]> Управляемая ракета (УР) малой дальности IRIS-T (Infra Red Imaging Seeker/system - Tail/thrust vector controlled) класса "воздух-воздух", предназначена для поражения всей номенклатуры воздушных целей в условиях ближнего маневренного воздушного боя, днем и ночью, в сложной помеховой обстановке .

Сообщение о начале разработки новой ракеты ближнего действия для оснащения истребителей EF-2000 и "Tornado" немецкая компания "Diehl BGT Defence" сделала в июле 1995 года. Данная ракета создавалась как альтернатива американской УР ]]>AIM-9X]]> и английской ]]>ASRAAM]]>, которые по мнению командования ВВС Германии не удовлетворяли современным требованиям ближнего маневренного боя и проигрывали советским ракетам ]]>Р-73]]>, уже состоявшим на вооружении. В июле 1996 года правительство Германии совместно с правительствами Канады, Греции, Италии, Норвегии и Швеции подписали "Меморандум о понимании", охватывающий разработку и производство IRIS-T. Немецкое правительство финансировало 47% стоимости программы, Италия - 20%, Швеция - 18%, Греция - 8%, Канада - 4% и Норвегия - 3%. В 2001г. правительство Канады приняло решение о выходе из проекта.

Ракета разрабатывается европейским консорциумом, включающим фирмы: "Saab Bofors Dynamics" (Швеция), NAMMO (Новегия), MBDA-IT (Италия), LITAL (Италия), "Magnaghi" (Италия), "Simmel" (Италия), SENER (Испания), ICSA (Испания), EXPAL (Испания), INTRACOM (Греция), HDS (Греция). Головной подрядчик - "Diehl BGT Defence" (Германия).

В октябре 2003 г. к программе IRIS-T присоединилась Испания с предполагаемым объемом закупок 700 ракет, которые будут использованы для вооружения испанских истребителей F/A-18 и "Typhoon".

Летные испытания ракеты начались в октябре 2000г.с борта F-4F "Phantom" и были успешно завершены в ноябре 2003г. Из 20 испытательных пусков в 7 пусках были зафиксированы прямые попадания в маневрирующую цель (в т.ч. на дальности около 10км), в остальных ракета прошла в непосредственной близости от цели. Контракт объемом 1 миллиард евро между BWB (German Federal Office for Military Technology and Procurement) и "Diehl BGT Defence" на поставку УР IRIS-T для ВВС Германии, Греции, Италии, Норвегии, Испании и Швеции был подписан 20 декабря 2004 года. Общий объем закупок по этому контракту составляет 4000 штук в период 2005-2011гг. На вооружение ракета официально принята в декабре 2005 года. В настоящее время в качестве платформ для ракет IRIS-T используются истребители EF-2000 "Typhoon", F-16, F-18, "Gripen" и "Tornado". В 2002 году правительство Норвегии заключило контракт с "Lockheed Martin Aeronautics" по изучению вопросов интеграции УР IRIS-T для перспективного F-35 JSF.

Первые экспортные поставки были осуществлены в декабре 2005г. для ВВС Австрии (25 штук со сроком ввода в эксплуатацию - 2007г.). В 2008г. было объявлено о заключении контракта на поставку УР IRIS-T для оснащения истребителей "Gripen" ВВС ЮАР. IRIS-T была выбрана в качестве временной замены ракет A-Darter собственного производства, находящихся в стадии разработки. К программе IRIS-T проявляют интерес Дания, Нидерланды, Португалия и Турция.

]]>]]>На базе авиационной УР IRIS-T разработан комплекс ПВО ближнего действия IRIS-T SL (см. ]]>фото]]>), а также зенитный комплекс IDAS, предназначенный для самообороны подводных лодок от противолодочных вертолетов и поражения малых надводных целей. Начало серийного производства комплекса IRIS-T SL началось в 2014 году. Данный комплекс в упрощенном варианте SLS был заказан в небольших количествах Швецией (поставка 2019 год) и Норвегией. Комплекс SLS в исполнении для Швеции размещается на шасси двухзвенного бронированного гусеничного транспортера BAE Systems Hägglunds Bv 410. Вооруженные силы Германии планируют использовать ракеты данной системы для интеграции в состав перспективного комплекса ПВО и ПРО MEADS.

Состав

]]>Ракета IRIS-T]]>Ракета IRIS-T (см. ]]>схему]]>) выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен двухрежимный РДТТ фирмы "FiatAvio", снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. РДТТ обеспечивает максимальную скорость полета ракеты M=3. В хвостовой части расположены аэродинамические рули и блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) (см. ]]>фото]]>). СУВТ включается сразу после схода ракеты с пусковой направляющей и вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с собственной перегрузкой до 60g. Согласно расчетам западных специалистов, разворот в горизонтальной плоскости на 180° ракета IRIS-T способна выполнять с радиусом виража вдвое меньшим, чем у Р-73.

Боевая часть - осколочно-фугасная (вес 11.4кг), приводится в действие неконтактным радиолокационным или контактным взрывателем. Боевая часть разработана греческой фирмой GPCC, неконтактный взрыватель - фирмой "Alenia-Marconi".

Основными элементами системы наведения ракеты IRIS-T являются всеракурсная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) TELL (разработана фирмой "Diehl BGT Defence") и инерциальная система управления ( разработана итальянской фирмой "Litton") . ТГСН TELL (рабочий диапазон 3-5мкм) оснащается неподвижной матрицей ИК-детекторов из антимонида индия размером 128х128 элементов, расположенной в фокальной плоскости оптической системы. Подвижный элемент оптической системы ТГСН размещается в двухосевом карданном подвесе (см. ]]>фото]]>) и обеспечивает углы прокачки до ±90° при угловой скорости линии визирования цели до 60°/с. По утверждению разработчиков такая конструкция головки самонаведения и наличие цифровой системы обработки данных обеспечивают высокую помехозащищённость и надежный захват цели на автосопровождение в условиях интенсивного маневрирования. Максимальная дальность захвата цели типа истребитель в свободном пространстве оценивается в 20км. По мере сближения ракеты с целью система обработки данных строит ее изображение (см. ]]>фото]]>) и сравнивает с образами типовых целей (8 ракурсов для каждой цели), заложенными в память процессора. Алгоритм работы ТГСН позволяет нацеливать ракету на наиболее уязвимые участки цели.

Обтекатель ТГСН выполнен из искусственного сапфира (оксид алюминия). Охлаждение матрицы ИК-детекторов до рабочей температуры осуществляется с помощью источника хладагента в пусковой установке самолета-носителя. Бортовым источником электроэнергии является термобатарея.

Для целеуказания ракете могут применяться бортовые и нашлемное прицельное устройства, а пуск может производиться после захвата цели на подвеске или без него по данным первичного целеуказания. Высокая маневренность ракеты IRIS-T обеспечивает пуск при углах визирования цели более 90° (стрельба "через плечо") с захватом цели ТГСН на траектории на углах визирования, находящихся за пределами углов обзора головки самонаведения, что дает принципиальную возможность использовать IRIS-T в качестве средства противоракетной самообороны самолета-носителя.

Для пуска ракеты IRIS-T могут использоваться все пусковые устройства ракет "Sidewinder" в т.ч. имеющие аналоговый интерфейс. Ракета поставляется в войска в специальном контейнере (см. ]]>фото]]>) и не требует технического обслуживания в течении всего срока службы.

]]>]]>Наземный комплекс ПВО SL/SLM использует в качестве средства поражения модифицированную управляемую ракету IRIS-T, оснащенную более мощным двигателем. Дальность стрельбы ракетой в варианте ЗУР из вертикальной пусковой установки достигает 40 км, досягаемость по высоте - 20 км. Ракета использует дополнительное радиокомандное наведение (в сочетании с инерциально-спутниковой коррекцией) на основном участке траектории с захватом цели инфракрасной ГСН типа IIR на конечном участке. Стандартная пусковая установка варианта SLM выполнена на шасси автомобиля MAN SX 45 (8x8)

В состав комплекса SLM входит многофункциональная РЛС обнаружения и сопровождения целей. В первоначальных испытаниях в составе комплекса использовалась РЛС серии Saab Giraffe (в частности, АМВ), однако в 2014 году проводились демонстрационные стрельбы с австралийской многофункциональной РЛС CEA Technologies CEAFAR с АФАР (в варианте для данного ЗРК РЛС обозначалась GBMMR). При этом исполльзовалась система управления и связи BMD-Flex датской компании Terma A/S и система боевого управления Oerlikon Skymaster производства Rheinmetall Air Defence.

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км 25 (по другим данным 12.5)
Максимальная скорость полета, М 3
Потолок боевого применения, м 20000
Габариты, мм:
            - длина
            - диаметр
            - размах крыла

2936
127
447
Стартовая масса, кг 87.4
Масса боевой части, кг 11.4
Рабочий диапазон длин волн ГСН, мкм 3-5

Источники

 

  1. Системы управления вооружением истребителей: Основы интеллекта многофункционального самолета /РАРАН; Л.Е.Баханов и др.; под ред. Е.А.Федосова М.:Машиностроение, 2005.400с. (Справ.б-ка разработчика исследователя).
  2. ]]>IRIS-T]]>
  3. ]]>BGT/SAAB/Alenia IRIS-T]]>