Противокорабельная ракета Яхонт ( Оникс )

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
300 км.
Год разработки:
1997 г.

]]>Крылатая ракета "Яхонт"]]> Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) "Яхонт" предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую "специализацию" по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени "универсальности" он должен был превзойти зарубежного "рекордсмена" в этой области - американскую ПКР ]]>"Harpoon"]]>.

Отличительными особенностями ракеты "Яхонт" являются: загоризонтная дальность стрельбы; полная автономность боевого применения ("выстрелил-забыл"); набор гибких ("низкая", "высокая-низкая") траекторий; высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета; полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок); незаметность для современных РЛС (технология “СТЕЛС”)

Состав

]]>Ракета "Яхонт"]]>Ракета "Яхонт" (см.]]>схему]]>) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Яхонту" высокую маневренность (максимальный угол атаки - до 150), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника.

Cиловая установка ПКР включает маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. СПВРД рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м. Тяга двигателя - 4 тыс. кгс, сухая масса - 200 кг. Воздухозаборник СПВРД - носовой осесимметричный с центральным конусом.

По сути вся ракета - от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.

После выхода ракеты из пускового контейнера включается твердотопливный разгонный блок, установленный по принципу “матрешки” в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости 2 маха. Затем стартовик выключается, его выбрасывает из маршевого набегающим потоком воздуха, и “Яхонт” продолжает полет на скорости в 2.5М, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем. Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на заключительном этапе полета).

Полетное задание (см. ]]>схему]]>) формируется по данным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция (РЛС) головки самонаведения может захватывать надводную цель класса "крейсер" на дальности до 75 км. После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость "Яхонта" затрудняет его поражение средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения. Благодаря малому полетному времени и большой дальности действия головки самонаведения ПКР"Яхонт" (см.]]>описание ГСН]]>) не предъявляет жестких требований к точности информации целеуказания.

]]>]]>Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты “Яхонт” - программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу “одна ракета - один корабль” или “стаей” против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же в БЦВМ есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней - конвой, авианосец или десантная групппа, и атаковать главные цели.

Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР "Яхонт" даже самой развитой корабельной ПВО.

Сама ракета заключена в герметичный транспортно-пусковой контейнер (ТПК). О плотности компоновки свидетельствует почти полное отсутствие зазоров между фюзеляжем крылатой ракеты и внутренней поверхностью ТПК. Габариты ракеты дают возможность двух-, трехкратного наращивания боекомплекта носителей ПКР аналогичного класса.

Транспортно-пусковой контейнер - неотъемлемая часть ракеты. В ТПК, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный борт-разъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем.

ТПК с ракетой крайне неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода жидкости и газа и не предъявляет дополнительных требований по микроклимату в местах хранения и на носителях. Все это в целом не только упрощает эксплуатацию, но и служит залогом высокой надежности техники, которая находится в "комфортных" условиях в течение всего срока службы.

Использование ТПК, широкий диапазон возможных углов старта, схема запуска, не требующая организации отвода газов реактивной струи, позволяют легко вписывать ракету в архитектуру широкого круга носителей. Причем для этого могут использоваться пусковые установки самой различной конструкции. Например - предельно простые по устройству пусковые установки стеллажного типа, предназначенные для малотоннажных судов класса "ракетный катер - корвет", и модульные вертикальные установки для надводных кораблей большего водоизмещения - фрегатов, эсминцев и крейсеров (см. ]]>состав КАСУ ]]>) . Если комплекс устанавливается на модернизируемом корабле, вместо одной стартовой позиции “старой” крылатой ракеты можно будет установить три контейнера ПКР “Яхонт”. Например, при модернизации катера проекта 1241 “Тарантул” вместо четырех ракет П-15 “Термит” может быть установлено 12 ПКР “Яхонт”.

]]>Комплекс противокорабельной обороны “Бастион”]]>

ПКР "Яхонт" может использоваться в береговом подвижном комплексе противокорабельной обороны К-300П  “Бастион” (см. ]]>схему]]>). Подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) "Бастион" с унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой (ПКР) "Яхонт" предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. ПБРК "Бастион" с ПКР "Яхонт" обеспечивает защиту: побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника, дальнего рубежа политико-административного района в составе единой системы его береговой обороны.

Состав комплекса:

  • ПКР "Яхонт" в транспортно-пусковом стакане;
  • Самоходные пусковые установки К-340П (СПУ) на шасси МЗКТ-7930 (экипаж 3 чел) (см. ]]>фото]]>);
  • Машина боевого управления (МБУ) К-380Р на шасси КамАЗ-43101 (экипаж 5 чел);
  • Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств ПБРК с головным командным пунктом;
  • Автоматизированная система боевого управления (АСБУ) ПБРК;
  • Комплекс средств технического обслуживания (КСТО). Дополнительно:
  • Транспортно-заряжающие машины К-342Р (ТЗМ);
  • Машины обеспечения боевого дежурства (МОБД);
  • Учебно-тренировочные средства (УТС);
  • Вертолетный комплекс целеуказания (ВКЦ);

Максимальный боекомплект комплекса: 36 ПКР (12 СПУ). Интервал старта КР при залповой стрельбе из одной СПУ - 2-5 с. Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения < 5 мин. Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств - 24 часа (30 суток с МОБД). Назначенный срок службы - 10 лет.

Количество пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и машин боевого управления в составе комплекса может изменяться в зависимости от пожеланий заказчика.

]]>Авиационный вариант "Яхонта"]]>

Авиационный вариант "Яхонта" (см. ]]>схему]]>) при сохранении или некотором улучшении основных тактико-технических характеристик "корабельно-наземного" варианта (максимальная дальность 300 км, диапазон крейсерских скоростей 2,0-2,6 М, максимальная высота полета до 15 км) имеет значительно меньшую стартовую массу (2500 кг). Высота старта с самолета-носителя - до 9000м, интервал старта при залповой стрельбе 2-5с, время готовности комплекса к стрельбе - менее 4мин, назначенный срок службы - 10лет. Воздухозаборник и сопло закрыты сбрасываемыми после старта обтекателями (внешне именно носовой обтекатель отличает авиационный вариант от корабельного). Все это уменьшает аэродинамическое сопротивление ПКР на внешней подвеске самолета и позволяет вооружать новыми ракетами летательные аппараты различных классов. В частности, истребитель Су-33 может нести на подфюзеляжной подвеске одну ракету "Яхонт". Дальний патрульный самолет Ту-142 может нести восемь ПКР. В последнем случае высокая плотность залпа позволяет наносить эффективные удары по корабельным группам, имеющим мощную ПВО.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км:
            - по комбинированной траектории
            - по низковысотной траектории

  300
  120
Высота полета,м:
            - на маршевом участке траектории
            - на низковысотной траектории
            - у цели

  14000-15000
  10-15
  5-15
Скорость полета:
            - на высоте 15км
            - на низковысотной траектории

  750м/c (2.6М)
  2.0М
Длина ракеты, мм (корабельный вариант) 8000
Длина ракеты, мм (авиационный вариант) 6100
Длина ТПК, мм (авиационный вариант) 8900
Размах крыльев , мм 1700
Стартовый вес ,кг
            -авиационный вариант 2500
            -корабельный вариант 3000
Вес в ТПК ,кг 3900
Боевая часть
            Тип проникающая
            Вес,кг 200-250
Головка самонаведения
            -дальность действия, км
            -угол захвата цели,град
            -время готовности,мин
            -масса,кг

  до 80
  +/-45
  2
  89
Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры носителя, мин 4
Время межрегламентных проверок, год 3
Гарантийный срок эксплуатации, год 7

Испытания и эксплуатация

Одним из первых носителей комплекса является многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 "Ясень", относящаяся к четвертому поколению субмарин. Закладка головного корабля в серии, получившего название "Северодвинск", состоялась 21 декабря 1993 г. Лодка будет нести в наклонных пусковых шахтах 24 ракеты. Натурный макет новой противокорабельной ракеты в экспортном исполнении (вариант для подводного, надводного и берегового базирования), был впервые публично продемонстрирован на выставке МАКС-97. Экспонировался он и на МАКС-99.

По прогнозам военных аналитиков, ПКР “Яхонт” еще минимум 10 лет не будет иметь аналогов в мире. Подтверждением этого может быть интерес, высказываемый иностранными покупателями. Новинкой отечественного ВПК уже заинтересовался ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, в прошлом покупавших российские корабли и катера с крылатыми ракетами. Хорошие перспективы у ПКР “Яхонт” и в плане модернизации кораблей иностранной постройки, где она может заменить противокорабельные комплексы ]]>"Harpoon"]]>, ]]>"Exocet"]]>, ]]>"Otomat"]]>.

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М. Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты", "Бастион" N1, 2000г.
  2. ]]>НПО Машиностроения]]>
  3. ]]>ОАО концен "Гранит-Электрон"]]>