Авиационная ракета большой дальности КС-172 (AAM-L)

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
400 км.
Год разработки:
2007 г.
Материалы предоставлены: Лапшаков А. гр. А532 БГТУ "ВОЕНМЕХ"

]]>]]>

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, предназначенная для борьбы со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками, самолетами-заправщиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника.

Головной разработчик - ОАО ОКБ «Новатор» им. Люльева Л.В. (г.Екатеринбург). 

Разработка авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в ОКБ «Новатор» в 1991 году. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя ракета 9М83 наземного комплекса ПВО С-300В. Уже в 1993 году макет ракеты был впервые продемонстрирован на МАКС-1993 (см. ]]>фото]]>). Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой программы.  В условиях недостаточного финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая обеспечила значительную долю финансирования проекта.  На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие более дальнобойные ракеты для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей.

]]>]]>В декабре 2003 года на выставке в Дубае ОАО ОКБ «Новатор» представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов вооружения Су-35, позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне МАКС-2007 (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>, ]]>фото3]]>). Ракета КС-172С-1 получила новый стартовый двигатель и вторую ступень измененной конфигурации, габаритные размеры остались прежними. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что соответствует положению Режима контроля за нераспространением ракетных технологий.

На выставке Air Show China 2008 Россия вышла с предложением поставить ракету КС-172С-1 для народно-освободительной армии Китая в составе вооружения 38 новейших многофункциональных боевых самолетов Су-35МКК.

В настоящее время КС-172 является проектом самой дальнобойной ракеты «воздух-воздух» в мире, причём по дальности она значительно превышает своего ближайшего конкурента ракету Р-37.

На западе обозначается AAM-L (Air-to-Air Missile - Long range).

Состав

]]>]]>КС-172-1 представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракеты, выполненную по аэродинамической схеме "несущий корпус". Ракета оснащена цельноповоротными рулями, размещенными в хвостовой части второй ступени и стабилизаторами решетчатого типа на первой ступени. Для уменьшения поперечного габарита стабилизаторы выполнены складывающимися.

Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель 3Л10, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. Длина первой ступени -1400мм.

В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть. В хвостовой части находятся маршевый твердотопливный ракетный двигатель и рулевой отсек. 

Управление ракетой на маршевом участке полета осуществляется с помощью аэродинамических рулей. На этом участке ракета  наводится на цель системой командно-инерциального управления, полет осуществляется по энергетически оптимальным траекториям, что обеспечивает предельно большую досягаемость. 

На дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью АРГСН 9Б-1103М (см. описание). 

АРГСН 9Б-1103М обеспечивает:

  • поиск, захват и сопровождение воздушных целей,
  • прием и дешифрацию сигналов радиокоррекции,
  • формирование и передачу сигналов по цифровой линии связи для управления ракетой.

Боевая часть - осколочно-фугасная, направленного действия. Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем или контактным взрывателем в случае прямого попадания в цель.

Подвеска ракеты на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-172 (см. ]]>фото]]>). АКУ-172 разработана ОАО «Научно-производственное объединение «Старт» (г.Екатеринбург).

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность пуска, км   400 (300 для AAM-L)
Высота полета поражаемых целей, м:
          - минимальная
          - максимальная

  3
  30000
Средняя скорость ракеты, км/ч   1400
Максимальная скорость поражаемых целей, км/ч   4000
Максимальная перегрузка поражаемых целей   12
Габариты, мм:
          - длина
          - диаметр корпуса
          - диаметр первой ступени
          - размах рулей

  7400
  400
  510
  750
Стартовая масса ракеты, кг   750
Масса боевой части, кг   50

Источники