Крылатая ракета КСР-2 (комплекс К-16)

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
220 км.
Год разработки:
1959 г.

]]>]]> КСР-2 (изделие 085) — крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет ]]>КС-1 "Комета"]]>. Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.

Ракета разработана в ОКБ-155-1 под руководством А. Я. Березняка. Жидкостный ракетный двигатель разработан КБ-300 А. М. Исаева,  cистема управления "Рубикон" - ОКБ-238. Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 292.

Лётные испытания ракеты в составе комплекса К-16 начались в 1958 году, для чего Туполевское ОКБ-256 переоборудовало два самолёта Ту-16 оснастив их системой "Рубикон". В ходе испытаний с бомбардировщика Ту-16КСР было запущено 11 снарядов на дальность до 100км. Шесть снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам "Джапаридзе" и "Чкалов"), а остальные - по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из 6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено 4 прямых попадания, 1 промах и 1 пуск не зачтены из-за отказа станции наведения.

Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивает при работе по наземной цели на высоте 4- 10км обнаружение на дальности до 200км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15км. При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение зависела от многих факторов, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР пять километров дальность обнаружения танкеров "Джапаридзе" и "Чкалов" составила 140-160км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160км. Казалось испытания шли неплохо, но когда перешли к пускам ракет на дальность 130-150км,  все они завершились неудачно. Причина - сбои в работе самолетной системы наведения, обнаружилась и ненадежная подача топлива в ЖРД ракеты при длительных отрицательных нормальных перегрузках.  После завершения испытаний в соответствии с Постановлением СМ CCCР N 998-435 от 22 августа 1959 г. в  ОКБ-286 для ракеты КСР-2 была разработана усовершенствованная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров - диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты изменилось и хвостовое оперение - стабилизатор переместили с киля на фюзеляж.  

]]>]]>30 декабря 1961г. ракета КСР-2 Постановлением СМ СССР N 1261-537 была принята на вооружение, а в феврале 1962г. было принято Постановление о переоборудовании самолетов Ту-16КС и Ту-16 в носители ракет КСР-2. Ракетный комплекс получил название К-16, позже он был переименован в Ту-16К-16. Комплекс  включал в себя ракету КСР-2 и самолет-носитель Ту-16КСР-2 с аппаратурой управления ракетой "Рубикон".

В части ракета КСР-2 стала поступать в феврале 1963 г. Всего на эти ракеты перешли 4 авиационных полка. Первые практические пуски производились экипажами 33-го учебного центра с 25 октября по 23 ноября 1962 г.

Параллельно с освоением ракеты в частях велись работы по снижению высоты пуска ракеты. Выяснилось, что ее можно запускать с высоты 2 км. 22 апреля 1968 г. вышел приказ министра обороны СССР о доработке ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высоты от 0.5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-2М.

Согласно Постановлению N 684 от 19 июня 1959 г. на базе ракеты КСР-2 была создана ракета-мишень КРМ-2, предназначенная для отработки комплексов ПВО.

Для поражения радиоизлучающих наземных и морских целей на базе КСР-2 была разработана первая в мире противорадиолокационная ракета КСР-11 (КСР-2П). Работы по ракете начались в сответствии с  Постановлением СМ СССР от 20 июля 1957г. и Приказа МАП от 31 июля 1957г. КСР-11 была принята на вооружение в составе комплекса К-11 (см. фото)  13 апреля 1962 года. Серийное производство было организовано на заводе №292 в г. Смоленске. Высокая степень унификации ракет КСР-2 и КСР-11 позволила в дальнейшем создать единый комплекс Ту-16К-11-16.

Носителями ракеты КСР-2 являлись переоборудованные и доработанные ракетоносцы Ту-16КС (50 машин) и бомбардировщики Ту-16А (155 машин). Доработанный ракетоносец получил индекс Ту-16КСР-2. В дальнейшем были доработаны под КСР-2 и близкую по конструкции КСР-11 ещё 156 бомбардировщиков, а также носители ракет КС-1 (Ту-16КС), спасатели Ту-16С (в Ту-16К-11-16). Всего под комплексы К-11 и К-16 прошёл доработку 441 самолёт, из которых 211 несли службу в Дальней авиации и 230 — в Морской.

Ракетный комплекс Ту-16К-16 имел ряд серьезных недостатков. Он был подвержен радиоэлектронным помехам, дальность применения сильно зависела от гидрометеорологических условий, волнения моря, скорость полета ракеты была относительно небольшой. Тем не менее, ракета КСР-2 довольно устойчиво наводилась на цели, а так как каждая ракета могла настраиваться на свою частоту,то это позволяло применять до 20 ракет в залпе без взаимных помех. Вопрос оснащения Ту-16 более  эффективным ракетным оружием был решен  в конце 1969 г. с принятием на вооружение комплекса К-26 с ракетами ]]>КСР-5]]>.

По классификации НАТО ракета КСР-2 получила обозначение AS-5 Kelt.

Состав

]]>]]>

По аэродинамической схеме КСР-2 - моноплан со среднерасположенным крылом и оперением (см. ]]>схему]]>). Планер ракеты состоит из цельнометаллического фюзеляжа, крыла и оперения.  Крыло со стреловидностью 55° складывалось при хранении и транспортировке ракеты (см. ]]>фото]]>). Основным материалом в конструкции служат алюминиевые сплавы, дюраль и сталь, а также пластмассы.

Активная радиолокационная ГСН типа КС-2М, имела дальность захвата цели до 160км (см. ]]>компоновочную схему]]>). Носовой радиопрозрачный обтекатель выполнен из двух слоёв стекловолокна с сотовым стеклопластиковым наполнителем. За отсеком АРЛГСН находится отсек боевой части (БЧ), в который могла устанавливаться ядерная или фугасно-кумулятивная БЧ типа ФК-2. Последняя имела 681кг взрывчатого вещества при общем весе 840кг и пробивала 300-мм корабельную броню. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н - фугасная с активной оболочкой.

За отсеком БЧ располагались: бак окислителя емкостью 990л (1570кг) и бак горючего на 630л (530кг). В качестве горючего применялся состав ТГ-02, окислитель АК-20И — раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте. Топливо подавалось в двухрежимный ЖРД С2.721В (позднее С5.6.000) турбонасосным агрегатом. ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215кгс и маршевый с тягой 710кгс. Запуск  двигателя происходил  в момент отцепки снаряда на всех высотах пуска с 4 до 10км и скорости носителя 400- 500км/ч.

Между баками и двигателем расположен отсек аппаратуры с пневматическим автопилотом АП-72-4, ампульной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей (рассчитанной на 500с работы), блоками электроспецоборудования и воздушными баллонами.

Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170км (см. ]]>схему]]> наведения). Цель бралась на автосопровождение за 20-30км до точки пуска ракеты. В отличие от "Кометы", цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7с после отцепки запускался двигатель и начинался разгон. Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200м в зависимости от высоты и скорости полета. Через 40с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15км станция К-11М выдавала команду на разарретирование гироскопов, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась. В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до цели оставалось 450м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления, и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение 1.2-1.6с, после чего переходила на пикирование.

КСР-2М

Модернизированная ракета КСР-2М предназначена для низковысотных пусков. КСР-2М оснащалась новым двухрежимным ЖРД С5.6.0000.0 (см.]]>фото]]>) разработки КБХМ им. А. М. Исаева.  Автопилот сокращал просадку ракеты после отцепки до 150—200 м. Ракета после запуска ЖРД плавно набирала высоту более высоты самолёта-носителя 500—800 м, затем переходя на наклонную траекторию с управлением от ГСН, при этом практическая дальность пуска не превышала 70-80 км. 

КСР-11 (изделие 086)

Для ракеты КСР-11 была разработана новая автономная система наведения с пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГСН).  В качестве ПАРГСН  КСР-11 использован пассивный радиолокационный координатор цели 2ПРГ-10 с дальностью обнаружения целей - до 350 км.   Конструктивно КСР-11 отличалась от прототипа  конструкцией забора топлива в баках, внутренним каркасом фюзеляжа. Для размещения на носителе КСР-11 оснащалась дополнительными узлами подвески, а носитель балочными держателями БД-352. Пуск ракеты производился на дальность до 160-170 км. Радиус действия комплекса Ту-16К-11 с одной ракетой составлял 2000 км,  вероятность поражения цели - 0.8-0.9.

Наведение ракеты (см. ]]>схему]]>)  осуществлялось комбинированным способом -  РЛС противника обнаруживалась самолётной станцией разведки целей "Рица".  "Рица" обнаруживала как обзорные РЛС систем ПВО на дистанциях 300-350км, так и станции орудийной наводки на удалении до 270км. Станция определяла дальность, азимут, частоту излучения, периодичность и длительность импульсов. ПАРГСН ракеты настраивалась по частоте излучения цели и брала её на автосопровождение. После отцепки ракеты полёт происходил в пассивном режиме от автопилота, с 40-й секунды включалась в работу  ПАРГСН, выполнявшая наведение по курсу. Помимо обычной траектории возможен был режим, когда ЖРД работал до 60-й секунды в стартовом режиме и ракета набирала высоту. При угловом рассогласовании цели в 25°  ракета переходила в пикирование на цель с самонаведением по курсу и тангажу. При прекращении работы РЛС цели ГСН ракеты сохраняла направление полёта в течение 25 сек. Недостатком КСР-11 был ограниченный диапазон частот ее ПАРГСН, из-за чего исключалось применение ракеты по ряду корабельных РЛС.

На морских ТВД ракеты КСР-11 планировалось применять совместно с КСР-2.

Тактико-технические характеристики

Длина, м 8.59-8.65
Диаметр, м 1,0-1,22
Размах, м 4,6
Высота ракеты, м 1,75
Вес, кг 4,08-4,77
БЧ спец. 1 Мт, фугас.-кумм ФК-2, фугас. с акт. обол. ФК-2Н
Вес БЧ, кг 684
Система наведения ИНС + АРЛГСН КС-11М
Высота полета, км 1,5-10
Дальность стрельбы, км 170-220 (70-150)
Высота применения, км до 9 (1,5-10)
Скорость полета, км/ч 1250 (0,9М - 1,2М)
Двигатель ЖРД С2.72
Топливо ТГ-02
Окислитель АК-20Ф
Тип ПУ БД-352
Самолет-носитель Ту-16К-11-16, Ту-16К-26, Ту-16К-26П, Ту-16КСР-2-5

Испытания и эксплуатация

Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской войны в октябре 1973 г. Ракетоносцы Ту-16К-11-16 36-ой эскадрильи 403-ей бомбардировочной бригады генерала Мохаммеда Османа Эль Генди египетских ВВС выпустили в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых двадцать (по израильским данным) были сбиты истребителями и только пять поразили цели — две РЛС и склад снабжения. Следует отметить,  что экспортные КСР-2 могли работать лишь на одной частоте. В ходе боевых действий был потерян один ракетоносец Ту-16К-11-16.

Источники

  1. С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР
  2. А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты
  3. А. Широкорад. История авиационного вооружения
  4. ]]>http://www.missiles.ru]]>
  5. ]]>Крылатая ракета КСР-2, Авиатехнический музей, Луганск ]]>
  6. ]]>ОАО "Дубненский машиностроительный завод"]]>
  7. Якубович Н.В. "Боевые самолеты Туполева", М.: Яуза: Эксмо, 2010.-528с.