Баллистическая ракета подводных лодок M20

Ракета подводных лодок M20Практическая отработка проекта атомной подводной лодки во Франции началась в 1958 году, когда на государственной верфи в Шербуре была заложена первая атомная субмарина. Однако через год из-за трудностей, возникших при создании атомного реактора для главной энергетической установки, строительство подводной лодки было временно приостановлено. Потребовалось проведение значительного комплекса дополнительных научно-исследовательских работ. В конце концов, проект первой атомной лодки был снят со строительства. Позднее корпус использовали для новой, но уже опытовой дизель-электрической подводной лодки "Le Gymnote", предназначенной для отработки систем будущих ПЛАРБ, а также для проведения летных испытаний баллистических ракет. На ней оборудовали четыре шахтных пусковые установки, которые переоборудовались под испытания новых БРПЛ. Первые неудачи внесли некоторые колебания в умы французских военных относительно дальнейших путей строительства стратегических ядерных сил. Окончательное решение о создании системы ракетно-ядерного оружия морского базирования было принято только в 1963 году. Создание морских ракетно-ядерных сил осуществлялось совместно: Комиссариатом по атомной энергии CEA, ракетным Управлением министерства обороны DEN и Управлением военно-морского строительства DCN в рамках программы "Coelacanthe". Французские океанские стратегические силы FOST были официально сформированы в 1967 году.

К моменту принятия официального решения о создании БРПЛ французские ракетостроители уже накопили определенный опыт в создании небольших твердотопливных ракет, проходивших испытания на полигоне Хаммагир в Алжире (полигон получил кодовое наименование «Драгоценные камни»). Было решено максимально интегрировать программы создания французских БРПЛ и БРСД. Для создания первых французских ракет стратегического назначения была создана французская национальная Лаборатория баллистических и аэродинамических исследований, под эгидой государственной организации SEREB (Организации по исследованиям и разработке баллистических ракет), объединены усилия ведущих французских аэрокосмических фирм того времени, прежде всего «Аэроспасьяль», «Норд Авиасьон» и «Зюд Авиасьон». Боевую часть разрабатывало и изготавливало CEA – гражданский Комиссариат по атомной энергии. Успехи в области ракетостроения, достигнутые французскими учеными и конструкторами во второй половине 60-х годов, позволили к 1966 году создать прототип первой собственной БРПЛ, получивший обозначение М112 и проходившей испытания на полигонах Хаммагир и Иль дю Левант (комплексы Nemo и Brigitte, соответственно). В 1967 году испытания данной ракеты начались и с субмарины "Le Gymnote". Эти успехи стали весомым стимулом в максимальном развертывании работ по строительству французских ПЛАРБ: в соответствии со вторым пятилетним планом развития вооруженных сил страны (1966 - 1970 гг.) предусматривалось выделить финансовые средства на строительство трех ракетоносцев. Однако планы вскоре были заметно расширены - в 1967 году министерство обороны официально объявило о решении построить и четвертую атомную ракетную лодку, а в 1971 году (когда была введена в состав флота первая ПЛАРБ) - пятую. По замыслу, планируемые к постройке в течение десяти лет пять ПЛАРБ должны были получать на оснащение более совершенные ракеты по мере их поступления на вооружение.

Первая национальная ПЛАРБ - "Le Redoutable" была введена в состав флота в 1971 году, а в 1972-м вышла в океан на боевое патрулирование. Вторая субмарина в классе "Le Terrible", передана флоту в 1973 году и тогда же вышла на первое боевое патрулирование. Первой французской БРПЛ стала БРПЛ M1, поступившая на вооружение в 1971 году. Эта ракета представляла из себя двухступенчатую твердотопливную ракету с последовательным соединением ступеней и моноблочной ядерной ГЧ MR-41 мощностью 0.5Мт. Дальность стрельбы ракет, по опубликованным данным, составляла 2600 км при КВО 3,2 км.

Однако уже третья ПЛАРБ - "Le Foudroyant", вступившая в состав флота в 1974 году, была оснащена более совершенными БРПЛ M2, принятыми на вооружение в 1974 году. От M1 новая ракета отличалась модифицированной второй маршевой ступенью и усовершенствованной инерциальной системой управления, что позволило увеличить дальность стрельбы до 3000 км при снижении КВО до 2км. По ряду данных, под новую БРПЛ были адаптированы и две ПЛАРБ, оснащенные M1.

Однако, качественный рост ударной силы французских ПЛАРБ произошел с принятием на вооружение в 1976 году БРПЛ M20. При проектировании новой БРПЛ перед разработчиками была поставлена задача улучшения всех характеристик - дальности и точности стрельбы, мощности ГЧ. Планировалось оснастить ракету и комплексом средств преодоления противоракетной обороны - это решение во многом мотивировалось значительными успехами, достигнутыми США и СССР в создании систем противоракетной обороны (ПРО). Экономическая ситуация во Франции конца 60-х – начала 70-х годов была непростой, поэтому перед конструкторами помимо вышеуказанных задач была также поставлена задача максимальной унифицикации новой БРПЛ как с уже поставленной на вооружение ракетой M2, так и с создающейся перспективной БРСД S3. Новая ракета должна была получить термоядерную ГЧ TN-60 мощностью 1,2 Мт.

Первая серийная ГЧ TN-60 была передана военным в январе 1976 года. Однако данная ГЧ простояла на вооружении недолго - уже в 1977 году была выпущена первая серийная усовершенствованная ГЧ TN-61, отличавшаяся от предшественницы уменьшенной массой и повышенной устойчивостью к ПФЯВ. БРПЛ M20 в первую очередь поступила на вооружение двух новых ПЛАРБ - "L’Indomptable" (в строю с 1976 года, первое боевое патрулирование - 1977 год) и "Le Tonnant" (в строю с 1980 года, первое боевое патрулирование - 1980 год). Ранее вступившие в строй субмарины были модернизированы под новый ракетный комплекс в 1977-1979 годах. Таким образом, к 1981 году в составе французских морских стратегических ядерных сил находилось пять однотипных ПЛАРБ, оснащенных комплексом M20. Правда, несмотря на резкий рост возможностей французских ПЛАРБ, они все же сильно уступали современным себе американским и советским ПЛАРБ.

Следующий этап развития французских МСЯС начался в 1985 году со вступлением в строй шестой ПЛАРБ и принятием на вооружение БРПЛ нового семейства M4. Сразу же начался процесс модернизации ранее выпущенных субмарин и оснащения их новыми ракетами. Все модифицированные субмарины вступили в строй в 1987-1993 годах. От перевооружения первой субмарины в классе - Le Redoutable - было решено в новых геополитических условиях (окончание «холодной войны» и пр.) отказаться, и к концу 1991 года она была выведена из состава флота, а ракетный комплекс M20 - последний французский комплекс с БРПЛ первого поколения - был в то же время снят с вооружения.

Состав: 

Двигатель М20

Ракета (см. компоновочную схему) была выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением степеней. Корпус первой маршевой ступени SEP 904 ракеты был выполнены из специальной легкой и жаропрочной стали Z2-NKTD. Корпус ступени был покрыт специальным усовершенствованным теплозащитным покрытием легкого типа, защищавшим ракету от аэродинамического нагрева и действия ПФЯВ. Для создания управляющих усилий для управления ракетой на активном участке траектории по тангажу, крену и рысканию на первой степени были применены четыре отклоняющихся сопла из высокопрочного и жаростойкого сплава. Ступень была в максимальной степени унифицирована с первой маршевой ступенью БРПЛ M1 и M2.

Корпус второй маршевой ступени Rita-2 был выполнен из легкого и высокопрочного органического материала (стекловолокна) методом намотки нитей. Корпус ступени был покрыт специальным усовершенствованным теплозащитным покрытием легкого типа. Ракетный двигатель второй ступени имел одно центральное неподвижное утопленное сопло. Для управления вектором тяги на участке работы второй ступени по каналам тангажа и рыскания применялось впрыскивание жидкого фреона из специального бака, размещенного во второй ступени, в закритическую часть сопла. Управление по крену осуществлялось с помощью автономной газогенераторной системы с неподвижными управляющими соплами. Применение нового топлива позволило получить более высокий удельный импульс. Вторая ступень была максимально унифицирована со второй маршевой ступенью французской БРСД S3.

Каждая ступень была снабжена системой принудительной ликвидации для случая нарушения программы полета. Способ разделения маршевых ступеней – холодный минометный, за счет наддува межступенного пространства с помощью специального газогенератора и поперечного деления соединения ступеней с помощью удлиненного конического заряда. Способ отделения головной части от второй маршевой ступени после выхода на требуемую баллистическую траекторию был традиционным для баллистических ракет – отделение ГЧ от второй степени с помощью срабатывания пирозамков, а затем вскрытие сопел противотяги на второй ступени, что прекращало горение маршевого двигателя, тормозило ступень и уводило ее в сторону от отделившейся головной части.

Головная часть ракеты М20

В отличие от своих предшественниц новая ракета имела новую термоядерную моноблочную ГЧ, прикрытую на значительной части активного участка полета головным обтекателем. Головной обтекатель был максимально унифицирован с головным обтекателем БРСД S3. Термоядерная моноблочная ГЧ TN-61 имела значительно повышенную мощность (1,2 Мт) и устойчивость к ПФЯВ, нежели ГЧ MR-41 ракет M1 и M2, а также повышенную безопасность при транспортировке и хранении. Новый боевой блок был более высокоскоростным, имел меньшее рассеивание на атмосферном участке траектории и большую устойчивость к ПФЯВ. По ряду данных, он был покрыт специальным радиопоглощающим покрытием и содержал в себе аппаратуру для создания радиопомех работающим РЛС ПРО вероятного противника. Боевой блок оснащался теплозащитой абляционного типа. Боевая часть имела воздушную и контактную опции подрыва. Ракета несла комплекс средств преодоления (КСП) ПРО, состоявший из легких ложных целей и дипольных отражателей, размещавшихся в специальных контейнерах, установленных на второй ступени ракеты - впервые на французских баллистических ракетах. Масса ГЧ и КСП ПРО составляла 1 т. Первоначально (1976-1977 годы) часть ракет оснащалась термоядерной моноблочной ГЧ TN-60 - первым французским термоядерным устройством, поступившим на вооружение. От TN-61 данная ГЧ отличалась большей массой и меньшей устойчивостью к ПФЯВ. К 1978 году все БЧ TN-60 были доведены до уровня TN-61.

На ракете M20 была установлена новая инерциальная система управления французского производства с блоком высокоскоростных гироскопов и БЦВМ, размещавшаяся в специальном приборном отсеке в составе второй ступени. Система управления имела повышенную устойчивость к ПФЯВ. КВО при стрельбе на максимальную дальность (3200 км с БЧ TN-61) составляло 1 км. Ракета получила возможность стрельбы по одному из нескольких (по ряду данных, 4-х) заранее определенных целеуказаний (данные хранились в БЦВМ), что значительно расширило боевые возможности комплекса по сравнению с предшественниками.

БРПЛ М20 предназначены для запуска с подводной лодки, находящейся на глубине до 30 м. Первая ракета могла быть подготовлена к старту за временной период от 30 до 20 минут в зависимости от уровня электроники (которая модернизировалась с целью снижения времени предстартовой подготовки), а последующие в течение периода времени от 1 минуты до 30 секунд. Ракеты из пусковых установок выстреливаются парогазовым способом. Стенки пускового стакана имеют несколько рядов обтюраторных колец, а сверху он закрывается куполообразной мембраной из фенольной смолы, армированной асбестом. Парогазовая смесь, необходимая для выбрасывания ракеты из шахты, вырабатывается ПАДами. Генерируемые ими газы сначала проходят через цистерну с водой (охладительную камеру), смешиваются с ней в определенных пропорциях и образуют низкотемпературный пар. Этот пар поступает в камеру, образовываемую обтюратором ракеты и днищем шахты.

На ПЛАРБ класса "Le Redoutable" все 16 БРПЛ размещены в пусковых установках, установленных в одном отсеке в два ряда. По ряду данных, французские ПЛАРБ обладают и обладали возможностью пуска своих ракет и из надводного положения, в том числе и из пункта базирования. Автоматизированная система боевого управления, установленная на ПЛАРБ, обеспечивает автоматический контроль за состоянием ракет в ПУ, подготовку их к запуску, перенацеливание при необходимости и запуск.

Характеристики: 
Дальность стрельбы, км 3200
КВО, м 1000
Длина в сборе с ГЧ, м 10.4
Диаметр корпуса максимальный, м 1.5
Стартовая масса, т 19.95
Масса БЧ и КСП ПРО, т 1
Мощность БЧ, Мт 1.2
Тяга двигателя 1-й ступени на уровне моря, кН 444.2
Масса топлива РДТТ 1-й ступени, т 10
Время горения заряда РДТТ 1-й ступени, с 55
Тяга двигателя 2-й ступени в вакууме, кН 313.8
Масса топлива РДТТ 2-й ступени, т 6
Время горения заряда РДТТ 2-й ступени, с 58
Источники: 
  1. www.netmarine.net
  2. www.capcomespace.net
  3. www.nuclearweaponarchive.org
  4. www.globalsecurity.org
  5. www.space.eads.net
  6. www.dcnsgroup.com
  7. www.arms.ru
  8. www.ship.bsu.by
  9. www.warships.ru
  10. Национальная оборона, 2006, №4.
  11. Ю.В.Апальков, Д.И.Мант, С.Д.Мант "Отечественные баллистические ракеты морского базирования и их носители", 2006 г.
  12. Широкорад А.Б. «Атомный таран XX века», Москва, «Вече», 2005.
  13. Ю.И.Александров, А.Н.Гусев. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Санкт-Петербург, изд-во «Галлея Принт», 2000.
  14. Twenty-first century submarines and warships / The Brown reference group plc. London, UK. 2004
  15. Dossier de presentation des essais nucleaires et leur suivi au Sahara. Delegation a l’Information et a la Communication de la Defense / Ministere de la Defense. Paris, France. 2007

Классификация:

Базирование:
Назначение:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
3200 км.
Год разработки:
1976