Межконтинентальная баллистическая ракета M51

БРПЛ М51

История создания самой современной французской БРПЛ М51 берет начало в первой половине 90-х годов, когда в 1992 году министр обороны Французской Республики санкционировал начало научно-исследовательских работ по перспективной межконтинентальной ракете, предназначенной для французских ПЛАРБ класса "Le Triomphant" второго поколения. К 1993 году были выработаны требования к новой ракете, получившей обозначение М5 – она должна была иметь дальность до 11000 км, оснащаться РГЧ ИН с числом боевых блоков до 10 и иметь на борту комплекс средств преодоления противоракетной обороны (КСП ПРО). Предполагалось также адаптация этой ракеты под вариант наземной МБР шахтного базирования, но в 1993 году этот вариант базирования был исключён. В 1993 году начались работы по формированию облика БРПЛ М5. В связи с многочисленными техническими трудностями в феврале 1996 года была принята значительно менее амбициозная программа М51, согласно которой дальность была уменьшена до 10000 км, число боевых блоков РГЧ ИН сокращено до 6, ослаблены требования по точности. Кроме того, дата принятия на вооружение новейших боевых блоков (ББ) с боевыми частями (БЧ) TNO была сдвинута на 2015 год, поскольку для ускорения работ было принято решение использовать на первом этапе уже имеющиеся ББ с БЧ TN-75, а также соответствующий КСП ПРО, из-за чего дальность и точность были еще более снижены. Первоначальной датой принятия нового комплекса на вооружение был назван 2008 год, но из-за технических трудностей дата постепенно сдвигалась и назывался июль 2010 года (в действительности комплекс был принят на вооружение в октябре 2010 г.).

Головным по программе М51 является европейский международный консорциум "EADS Space Transportation". Научную поддержку обеспечивает государственная французская организация SEREB (Организация по исследованиям и разработке баллистических ракет). Головным подрядчиком по созданию двигателей была выбрана группа G2P, объединяющая фирмы SNPE и "Snecma Propulsion Solide".Важнейшую роль в создании новой БРПЛ играют и компании SAGEM (разрабатывающая систему управления и наведения), SODERN, THALES, CNIM, DCN. БЧ традиционно разрабатывает "Direction des Affaires Militaires of the Commissariat a l’Energie Atomique" (французское ядерное ведомство). Во французском оборонном агентстве снабжения "Delegation Generale pour l’Armement" действует проект "Coelacanthe" для координации действий и сопровождения программы М51. Полномасштабная разработка ракеты началась в 1998 году, а в 2004 году консорциум EADS приступил к производству опытных образцов ракет. Согласно высказываниям ответственных лиц данного проекта, в ходе работы значительно шире, нежели ранее, применялись методы математического и компьютерного моделирования, обеспечившие выбор ряда оптимальных решений и значительную экономию средств. Предполагается, например, что применение современных технологий проектирования позволит сократить объем совместных летных испытаний не менее чем в три раза.

Большой проблемой являлось размещение ракет М51 в шахтах существующих ПЛАРБ класса "Le Triomphant", которые первоначально создавались под БРПЛ М45 . Для обеспечения минимального объема перестройки стартовых шахт новые БРПЛ предполагается размещать в специальном легком тонкостенном цельномотанном пусковом контейнере, изготовленном из органических материалов. Технологии моделирования широко применяются и при создании перспективной боевой части (БЧ) - TNO, которая обещает быть первой французской БЧ, созданной без проведения натурных ядерных испытаний. Для целей создания этой и других перспективных БЧ после прекращения в 1996 году Францией ядерных испытаний действует программа "Simulation",в рамках которой созданы:лазерный комплекс "Megajoule Laser" (начавший работу в 2009 году),рентгеновский комплекс "Airix" (начавший работу в 2000 году), и суперкомпьютер нового поколения "TERA-10" (начавший работу в 2005 году).

В ходе работы по программе М51 была создана фактически заново огромная по объему инфраструктура для отработки ракеты и ее частей. В Тулоне на средиземноморском побережье Франции выстроен специальный погружаемый стенд для подводного пуска весогабаритных макетов БРПЛ, а на полигоне Бискаросс устроен специальный колодец глубиной 100 метров, в который погружается стенд, представляющий собой ракетную шахту с ракетой внутри и комплект соответствующего оборудования.

Все это оборудование (см. фото1, фото2, фото3, фото4 ) применяется для отработки запусков ракеты из подводного положения. Кроме того, была построена наземная стартовая площадка для пусков БРПЛ и стенды для испытаний маршевых двигателей.

По сообщениям французских источников, первая ступень ракеты успешно прошла огневые испытания в начале 2005 года, а к концу 2006 года огневые испытания успешно прошли уже все маршевые ступени и ступень разведения. Были проведены броски массогабаритного макета ракеты из подводного положения. В ноябре 2006 года М51 совершила первый испытательный запуск с наземной стартовой площадки. В июне 2007 года ракета совершила второй испытательный запуск, также с наземной стартовой площадки. Первый запуск модифицированной ракеты из подводного положения с помощью специально созданной инфраструктуры был произведен в ноябре 2008 года, а первый запуск с борта ПЛАРБ планировалось провести в 2009 году, однако он был перенес на 2010 год.  Французские ученые и инженеры внесли все необходимые изменения в конструкцию БРПЛ, успешно была пройдена часть программы испытаний ПЛАРБ Le Terrible. Как результат приложенных усилий, в январе 2010 года ПЛАРБ Le Terrible произвела запуск БРПЛ из подводного положения. Все системы ПЛАРБ и БРПЛ сработали в штатном режиме, в заданное время учебные ББ прибыли в намеченный район Атлантики.

В июле 2010 года ПЛАРБ Le Terrible вновь произвела успешный запуск БРПЛ M51 из подводного положения, который стал уже пятым по счету в череде испытательных запусков (все-успешно) данной БРПЛ. Официально комплекс был принят на вооружение в октябре 2010 года (одновременно с приемкой ПЛАРБ Le Terrible от промышленности). Вместе с тем официальными лицами было отмечено, что несколько ближайших месяцев еще будет проходить "слаживание экипажа", а сама ПЛАРБ будет подвергнута комплексу дополнительных испытаний (вероятно,в указанный период будут произведены дополнительные запуски/запуск БРПЛ М51), прежде чем выйдет в море на свое первое боевое патрулирование (не ранее 2011 г.). В ближайшее время (видимо, также с 2011 года) начнется модернизация под новый ракетный комплекс и трех предыдущих ПЛАРБ класса. Процесс перевооружения должен быть завершен к концу 2015 года.

Всего первоначально планировалось проведение не более 10 испытательных пусков. Первые ракеты (версия М51.1) планируется поставить на боевое дежурство на борту четвертой и последней ПЛАРБ класса "Le Triomphant" - "Le Terrible", в первой половине 2011 года. Остальные 3 ПЛАРБ ("Le Triomphant", "Le Temeraire", "Le Vigilant") планируется перевооружить на новые БРПЛ до 2015 года.

 Благодаря успехам в материаловедении и создании новых видов топлива разработчики заявляют о сроке службы в 35 лет для новой ракеты. Оснащение ракеты новыми БЧ TNO и КСП ПРО планируется на период не ранее 2015 года. Вероятно, будет модернизирована и электроника ракеты (будет повышена точность, устойчивость к ПФЯВ и пр.). По планам французского оборонного ведомства, все ракеты будут доведены до версии М51.2 не позднее 2020 года.

Состав: 

Баллистическая ракета подводных лодок М51

Баллистическая ракета подводных лодок М51 (см. схему) представляет собой трехступенчатую ракету с последовательным расположением ступеней. Все три маршевые ступени изготовлены методом намотки из легких жаростойких органических материалов высокой степени прочности. На всех ступенях ракеты применяются новые сорта смесевых высокоэнергетических твердых топлив. По сообщениям ряда источников, при разработке твердых топлив для новой БРПЛ в большой степени использовался опыт, накопленный при разработке РДТТ стартовых ускорителей самой современной европейской РН "Arian-5". Твердотопливные двигатели всех трех маршевых ступеней имеют одно управляемое поворотное сопло, в нерабочем положении утапливаемое в корпус для сокращения длины ракеты. Сопло каждой ступени управляет ракетой на участке работы ступени по каналам тангажа и рыскания.

Управление по крену при работе маршевых ступеней не производится, а накопленная ошибка устраняется на участке работы твердотопливной ступени разведения. На новой БРПЛ впервые применены электрические приводы (разработка и производство Thales Airborne Systems совместно с Goodrich Actuation Systems) в системе управления соплами вместо гидравлических, что по сообщениям французских источников позволило уменьшить длину и массу БРПЛ, а также упростить обслуживание. Сопла маршевых ступеней и вкладыши к ним изготовлены их высокопрочных жаростойких органических материалов.

Ступень разведения БРПЛ М51 традиционно для французских ракетостроителей является твердотопливной, что позволяет избежать нахождения на борту самовоспламеняющихся огнеопасных ядовитых жидкостей, применяющихся на жидкостных (традиционных для советских/российских БРПЛ) или комбинированных (британская "Polaris" A3TK ) ступенях разведения.

Ракета М51 будет нести разделяющуюся головную часть ( РГЧ ИН) с 6 боевыми блоками (ББ) и КСП ПРО. Боевые блоки БРПЛ в варианте М51.1 оснащаются боевыми частями (БЧ) TN-75 и являются современными, малогабаритными, высокоскоростными и малозаметными ББ, устойчивыми к ПФЯВ. БЧ TN-75 также обладает высокой степенью устойчивости к ПФЯВ, имеет большое количество опций подрыва и варьируемую мощность с максимальным значением порядка 150 кт. Версия М51.2 будет нести ББ с БЧ TNO и соответствующий КСП ПРО. Проектируемые ББ с БЧ TNO - перспективные малогабаритные, высокоскоростные и малозаметные блоки, устойчивые не только к ПФЯВ, но и к поражающим факторам оружия, основанного на новых физических принципах. БЧ TNO будет иметь большое количество опций подрыва и варьируемую мощность с максимальным значением порядка 300 кт. ББ ракеты М51.2 будет более точным и легким, что позволит без замены ступени разведения увеличить дальность стрельбы, точность и площадь района разведения боевого оснащения ракеты. По ряду данных, число ББ на данной модификации планируется уменьшить с 6 до 4.

М51 является первой французской БРПЛ, на которой применена астронавигационная система в дополнение к традиционной инерциальной. Это, вкупе с существенной модернизацией приборов ИНС, позволило существенно увеличить точность стрельбы. В перспективе для повышения точности планируется применять также и системы спутниковой навигации.

На БРПЛ М51 по образцу американских БРПЛ "Trident" применена выдвижная аэроигла, существенно уменьшающая аэродинамическое сопротивление ракеты на участке полета в плотных слоях атмосферы.

В целом оценивая проект БРПЛ, можно отметить, что французские ракетостроители остались верну своему традиционному подходу постепенного повышения ТТХ ракет. Ракета М51.1 представляет собой значительный прогресс во всех отношениях по сравнению со своей предшественницей, ракетой М45. М51.1 является первой французской баллистической ракетой межконтинентального класса и её поступление на вооружение (вкупе с окончательным переоснащением французских СЯС на новейшие ПЛАРБ "Le Triomphant") многократно повысит ударный потенциал французских СЯС даже без повышения числа носителей и боезарядов. Доведение же в перспективе ракеты М51 до уровня М51.2 окончательно выведет французские морские СЯС на самый передовой мировой уровень в этом классе вооружений и позволит им поражать абсолютно всю номенклатуру существующих стратегических целей.

Характеристики: 
Дальность стрельбы, км 9000 ( по другим данным 6000-8000 и 10000 в варианте М51.2)
КВО, км 0,25 (0,2 в варианте М51.2)
Тип головной части РГЧ ИН с КСП ПРО
Число ББ 6
Мощность БЧ каждого ББ, кт 100 (300 в варианте М51.2)
Масса ракеты, т 56
Длина ракеты, м 12
Диаметр ракеты, м 2,3
Время работы каждой маршевой ступени, с 60
Число ступеней 3 маршевых + ступень разведения
Число БРПЛ на каждой ПЛАРБ 16

Классификация:

Базирование:
Назначение:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
8000 км.
Год разработки:
2010