Противокорабельная ракета П-120 Малахит ( 4К85 )

П-120 "Малахит" ( 4К85 ) 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совета Министров СССР N 250-89 о разработке унифицированной противокорабельной ракеты, предназначенной для использования как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Головным разработчиком комплекса, получившего обозначение П-120 "Малахит", назначалось ОКБ-52. Новый комплекс являлся развитием противокорабельного комплекса П-70 "Аметист" и предназначался, в частности, для замены П-70 на подводных лодках проекта 670А.

Аванпроект "Малахита" был закончен в сентябре 1963г., а эскизный проект - в феврале 1964г. В начале 1968г. завод N 301 им.Лавочкина изготовил первые образцы ракеты.

Ракета П-120 была принята на вооружение 17 марта 1972 года для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1973 года - для подлодок проекта 670М. Ракетным комплексом "Малахит" планировалось вооружить также атомные лодки проекта 686 (705А), разрабатывавшиеся в середине 1960-х годов. Однако продолжения эта разработка не получила. Серийное производство П-120 было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г.Оренбург).

Корабли "Овод" (проект 1234) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных районах. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано ЦКБ-5 (позже ЦМКБ "Алмаз") в 1965 г. Главным конструктором проекта стал И.П. Пегов. Стандартное водоизмещение корабля проекта 1234 составило 580т, а полное — около 670т. Скорость полного хода - 35 узлов. "Овод" был оснащен двумя строенными пусковыми установками комплекса П-120 "Малахит" с радиолокационным комплексом выдачи целеуказания УРО "Титанит", который был принят на вооружение в 1970 г. Комплекс "Титанит" имел два способа обнаружения целей: первый с помощью РЛС на расстоянии до 40 км, второй - загоризонтный пассивный по излучению радиотехнических средств противника. Согласно проекту, пуск ракеты П-120 с МРК мог производиться при волнении моря до 5 баллов включительно и при скорости корабля до 24 узлов. Логическим продолжением МКР "Овод" явился проект 12341. Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а также нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования.

Работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр “Чайка” начались в конце 1960-х годов в горьковском СКБ-112. Главным конструктором лодки первоначально являлся В.П. Воробьев, после смерти которого работу возглавил А. Г. Лещев. ПЛАРК проекта 670М оснащалась восемью пусковыми установками комплекса П-120. Строительство кораблей проекта 670М осуществлялось в г. Горьком на судостроительном заводе “Красное Сормово”. Всего было построено 6 лодок проекта 670М, в настоящее время все они выведены из боевого состава ВМФ по истечении установленного срока эксплуатации (25 лет).

В 1973 г. на Ленинградском Приморском ССЗ был спущен на воду малый ракетный корабль на подводных крыльях МРК-5 (проект 1240). Корабль вышел на испытания в 1976 г. и вступил в строй 30.12.1977. Водоизмещение полное 426 т, стандартное 342 т. Скорость полного хода 57 уз., дальность плавания 50-уз. ходом 700 миль. Вооружение - 4 ПКР П-120 "Малахит", 1 ЗРК "Оса-М", 1x6 30-мм АУ АК-630М. МРК-5 обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако оказался капризным в эксплуатации, а его крыльевая система - недостаточно надежной. После завершения программы испытаний в 1979г. МРК-5 прибыл в Севастополь и был включен в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА. В 1990 г. исключен из состава ВМФ.

Модернизация ракеты П-120 началась с конца 1975 года и продолжалась до середины 1980 года. Была повышена надёжность работы бортовой системы управления, существенно увеличена чувствительность, помехозащищённость и избирательность головки самонаведения. Сокращено время выработки команд в корабельной системе управления "Дунай-1234" и ввода данных в БСУ ракет. Усовершенствована конструкция трёхконтейнерных пусковых установок и загрузочного устройства.

Обозначение NATO SS-N-9 "Siren"

Состав: 

Ракета МалахитТвердотопливная ракета П-120 (см. схему) была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. П-120 (4К85) имела стартовую массу 3180кг и несла осколочно-фугасную боевую часть массой 840кг или ядерную боевую часть мощностью 200кт. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150км, скорость ее полета соответствовала М=1.

Принципиальным отличием "Малахита" стал универсальный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с подводной лодки, так и старта с надводных кораблей. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, устанавливаемых дополнительно, на ракетах применяемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И.Картуковым, в неснаряжённом состоянии имел вес 627±15 кг, а в снаряжённом 2776±25кг. Тяга на разгонном режиме составляла от 1200 до 1600кг, на маршевом участке 600—950кг. Полное время работы маршевого двигателя - 385с при температуре окружающей среды —2°С и 360с при температуре +32°С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70), которое давало за ракетой длинный черный шлейф, что демаскировало подводную лодку и ракету.

По сравнению с ПКР "Аметист" существенно отличалась бортовая система управления АПЛИ-5, созданая в НИИ-10 (в настоящее время НПО "Альтаир", г.Москва). В ракете П-120 была значительно улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. "блок доведения" - инфракрасный датчик "Дрофа", установленный в контейнере на внешней подвеске и "подстраховывающий" РЛС на конечном участке траектории. БСУ ракеты П-120 лучше обеспечивала наведение ракеты на главную цель в корабельном ордере.

На атомных подводных лодках проекта 670М ракеты П-120 размещались в восьми пусковых установках СМ-156 побортно вне прочного корпуса, наклонно под углом около 32° и сочетались с гидроакустическим комплексом "Рубикон", имеющим дальность обнаружения более 150км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять комплекс "Малахит" на полную дальность, без внешнего целеуказания. Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ "Дунай-670М", построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. По сравнению с комплексом "Аметист" (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза. Для надежного обеспечения стабилизации подводной лодки в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Пусковая установка СМ-156 (см. компоновочную схему) была разработана в ленинградском ЦКБ-34 (в настоящее время - Конструкторское бюро специального машиностроения) и представляла собой конструкцию цилиндрической формы со сферическим дном и откидной сферической крышкой. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины 50м из контейнера предварительно заполненного водой ("мокрый старт").

Подводные лодки-носители (номера проектов) 670М, 686 (705А), 688

Характеристики: 
Длина, м 9,15 (8,84-9,0)
Размах крыла, м 2,5
Диаметр корпуса, м 0,8
Стартовый вес, кг 3180
Скорость,М 0.9-1
Дальность стрельбы, км 15-110 (120-150)
Высота полета, м маршевая 60
Испытания и эксплуатация: 

МалахитПервый этап летно-конструкторских испытаний П-120 начался в сентябре 1968г. на полигоне "Песчаная Балка" и выполнялся с береговой пусковой установки в автономном варианте, то есть ракета имела только автопилот и радиовысотомер. Пусковая установка была смонтирована на боевом поле полигона в поселке Черноморск. Первый пуск состоялся 20 сентября. Запланированная дальность стрельбы составляла 100—120км. Однако из-за отказа автопилота ракета сразу после cтарта начала вращаться вокруг своей оси и упала в море на 15-й секунде полета. Второй пуск состоялся 13 декабря 1968г. Ракета пролетела около 85км за 415с. Программа пуска в целом была выполнена, но скорость оказалась мала - всего 770 км/час вместо расчетной в 1200 км/час. Третий пуск произведен 26 февраля 1969г. На сей раз ракета пролетела 106 км за 411с, то есть скорость достигла около 1000 км/час. Программа пуска была выполнена, но на 70-й секунде полета вышла из строя бортовая телеметрическая станция.

Второй этап летно-конструкторских испытаний проводился как на полигоне "Песчаная Балка", так и с погружающегося стенда в Балаклаве. С 23 июня по 10 октября 1969г. с наземной пусковой установки был выполнен пуск четырех ракет в полной комплектации. Ракеты запускались по мишени. Первый пуск состоялся 23 июня. Ракета не имела тепловой головки самонаведения (ТГС) . Заданная дальность стрельбы составляла 40км. Из-за сбоя в работе РГС ракета не долетела до цели около 200м и упала в море. Время полета — 131с. Следующий пуск производился 8 августа. Из-за выхода из строя магнетрона РГС цель не обнаружила и ракета была взорвана после того, как пролетела 65,8 км за 217с. Ракета, запущенная 10 сентября, уже имела на борту ТГС, но она не была включена. Заданная дальность составляла 40км. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6м от ватерлинии и в 25м вправо от центра мишени. Время полета составило 137,6 с. 8 октября 1969 г. состоялся пуск ракеты с работающей ТГС по мишени с установленным тепловым имитатором "Балансир". Заданная дальность — 40км. Ракета попала в мишень на высоте 11м от ватерлинии и в 13м вправо от центра мишени.

Для подводных пусков в ЦКБ-16 был разработан проект переоборудования погружающегося стенда ПСА, который ранее использовался для пусков ракеты "Аметист", в стенд ПСП-120. То же ЦКБ-16 получило задание на переоборудование подводной лодки проекта 613АД в проект 613П-120 для подводного пуска ракет "Малахит". Однако проработки ЦКБ-16 показали, что из-за малого водоизмещения подводная лодка проекта 613П-120 в момент старта будет малоуправляемой, поэтому разработчики предложили использовать для опытных пусков лодки проекта 611с большим водоизмещением. ВМФ согласился с заключением Бюро по проектной проработке и дал согласие выделить для переоборудования подводную лодку проекта АВ611. Однако переоборудование выполнено не было. ГКС и ВМФ приняли решение проводить летно-конструкторские испытания с боевой подводной лодки, проекта 670М. Переоборудование стенда ПСА по проекту ПСП-120 на заводе № 444 продвигалось медленно из-за задержки основными разработчиками и изготовителями поставок частей комплекса. Только в августе 1968 г. закончились основные монтажные работы и стенд перевели на техническую позицию в/ч 99375 в Балаклаву, где продолжалось его дооборудование После швартовых испытаний и пробных погружений 28 декабря 1968 г. был подписан акт о готовности погружающегося стенда ПСП-120. С 17 июля по 20 октября 1969 г. в районе Балаклавы с ПСП-120 было запущено 3 ракеты "Малахит". Три пуска подтвердили устойчивое и стабильное прохождение ракетой всех участков траектории: контейнера стенда, подводной траектории, перехода с водной на воздушную траекторию и воздушной траектории.

Головной корабль Буря

Головной корабль проекта 1234 МРК-3 (заводской № 51, 24 апреля 1970 г. получил имя "Буря") был заложен 13 января 1967 г. на стапели ленинградского Приморского завода. 18 октября 1968 г. он был спущен на воду. С началом навигации 1969 г. корабль перевели по внутренним водным путям на Черное море. Первый пуск с МРК-3 был произведен 27 марта 1970 г. на дистанцию 40 км по мишени, оснащенной тепловым имитатором "Балансир". Скорость МРК в момент пуска составляла 24 уз. Из-за отказа аппаратуры РГС цель не была захвачена, ракета пролетела мимо и на 198-й секунде самоликвидировалась, пролетев 58,6 км Следующий пуск состоялся 28 мая. Стрельба велась без тепловой головки самонаведения, так как к тому времени появилась необходимость в проведении ее специальных испытаний. Заданная дальность — 40км. Скорость МРК — 24 уз. Достигнуто прямое попадание в сеть мишени на высоте 6,5 м от ватерлинии и на 8,8 м вправо от центра мишени. Ракета приводнилась за мишенью в 105 м. Время полета 135,4 с. Этим пуском был закончен этап летно-конструкторских испытаний.

Далее начались совместные испытания. Пуски проводились с МРК "Буря". Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 10 июня 1970 г. ТГС на ракете была отключена. Заданная дальность составляла 40 км, скорость МРК 24 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6,2м от ватерлинии и правее центра мишени на 31,5м. Время полета составило 136с. Следующий пуск состоялся 26 июня на дальность 80км. Скорость МРК по-прежнему была 24 уз. Из-за "непромеса" топлива в маршевом двигателе произошло резкое увеличение давления в камере сгорания: ракета взорвалась на 41,4-й секунде полета, пролетев всего 9,2км. 31 июля ракета стартовала при тех же условиях и с тем же заданием. Из-за неправильного функционирования ТГС в полете ракета в мишень не попала и приводнилась в 300 м за мишенью на 252,3-й секунде полета. 19 августа "Буря" впервые стреляла по групповой цели. На расстоянии 80 км от МРК находились две мишени. МРК шел со скоростью 24 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень — прямо в стойку теплового имитатора "Балансир". Ракета сбила стойку и приводнилась в 80 м от мишени. Время полета составило 252,8с. Здесь стоит сделать маленькое замечание. РГС "Малахита" не могла обнаружить цели на дистанции 80 км, а ТГС обнаруживала тепловое излучение, дай бог, на дистанции 10—12 км. Так как же ракеты попадали в цели? Дело в том что командиры кораблей-носителей на испытаниях досконально знали расположение мишеней и очень точно выдерживали пеленг стрельбы, так что ракеты не могли не прийти в район цели. А в реальной обстановке целеуказание должно было производиться с самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также с других самолетов, вертолетов и кораблей. 10 сентября 1970 г. впервые состоялась залповая стрельба. "Буря" выпустила сразу две ракеты (№ 0411 и № 504) по двум целям на дальность 80 км. Скорость МРК была 24 уз., интервал между пусками 5с. Ракета № 0411 из-за сбоя в системе управления приводнилась в 160м перед мишенью и поразила мишень многочисленными осколками. Время полета — 255,6с. Со второй ракетой (№ 504) произошло то же самое, и она приводнилась на 253,6-й секунде полета, не долетев 130м до той же мишени. 10 октября был произведен пуск с МРК "Буря" по мишени на дальности всего 15км. Скорость МРК была та же. Из-за выхода из строя ТГС ракета упала в 10км от места пуска на 40,9-й секунде полета. 14 декабря 1970 г. произведен пуск с тем же заданием и при тех же условиях. Из-за выхода из строя РГС произошел недолет до мишени на 4,8 км Ракета приводнилась на 42,5-й секунде полета.

Весной 1970 г. из Ленинграда по внутренним водным системам в Феодосию был переведен второй корабль проекта 1234 МРК-7, 24 апреля 1970 г. получивший название "Бриз". С декабря 1970 г. “Малахит” испытывался уже на "Бризе" (командир капитан 3 ранга А.И. Бондаренко). Первый пуск П-120 с "Бриза" состоялся 29 декабря 1970 г. Стрельба велась по мишени на дистанцию 100 км при скорости МРК 22 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень на высоте 9 м от ватерлинии и в 1,5 м вправо от центра мишени. Время полета — 321,4 с. Пуск 23 января 1971 г. был произведен при скорости корабля 24 уз. на дальность 30км. Достигнуто прямое попадание в борт мишени в 3м выше ватерлинии на 105,8-й секунде полета.

Следующий пуск состоялся 5 марта 1971 г. с "Бури" по мишени на дальность 100 км. МРК шел со скоростью 12 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 5м от ватерлинии и в 25,5 м вправо от центра мишени. При этом работала РГС, так как ТГС вышла из строя. Время полета составило 336 с. 10 марта "Буря" вновь стреляла по мишени при тех же условиях. Ракета попала в сеть на высоте 13,5 м от ватерлинии и в 2,5 м вправо от центра мишени. Время полета —331,8 с. • 10 апреля "Буря" стреляла по подвижной мишени пр. 183-Ц с тепловым имитатором "Циклон" на дистанцию 20км. Скорость корабля составляла 17,5 уз., а мишени — 25 уз. Ракета, в отличие от предшествующих пусков, была не с инертной, а с боевой частью. По невыясненной причине ракета взорвалась в 80—100м от мишени и поразила ее большим количеством осколков. 16 апреля 1971 г. "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15км. Скорость МРК была 17 уз. Из-за нештатного отделения стартового двигателя ракета приводнилась в 1,8 км от МРК на 13,1-й секунде полета. 2 июня "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15 км. Скорость корабля составляла 22 уз. Из-за сбоя работы ТГС ракета упала в воду, не долетев до мишени 35м, мишень была поражена осколками. 39 июня "Буря" дала трехракетный залп (ракеты № 0301, № 507,и № 1101) по двум мишеням с тепловым имитатором "Балансир" и пр. 183-Ц без теплового имитатора "Циклон" — на дистанцию 100 км. Мишени находились в 600м друг от друга. Интервал между пусками ракет составил 5с. МРК шел со скоростью 23 уз. Ракета № 0301 попала в мишень в основание левой стойки теплового имитатора выше палубы на 1,5 м. Время полета — 315 с. Вторая ракета (№507) попала в "розу" уголковых отражателей мишени пр. 183-Ц на 311-й секунде полета, то есть ракета № 507 не стала "разбираться" и предпочла авианосцу корабль охранения. Зато третья ракета (№ 1101) попала куда надо, то есть в мишень в 4м выше ватерлинии и в 15м вправо от центра мишени. Время полета составило 315,9c. На этом испытания комплекса "Малахит" для вооружения МРК проекта 1234 были закончены.

Источники: 
  1. Александр Широкорад "Огненный меч Российского флота" 2004 год.
  2. П-120 "Малахит" /http://flot.sevastopol.info/
  3. П-120 "Малахит" крылатая противокорабельная ракета /http://www.testpilots.ru/
  4. ОАО "Конструкторское бюро специального машиностроения "60 лет созидательного труда" СПб,2005 год.

Классификация:

Базирование:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
120 км.
Год разработки:
1972