290-мм реактивная система залпового огня MAR-290

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
25 км.
Год разработки:
1980 г.

]]>РСЗО MAR-290]]> Для поражения целей на дальностях стрельбы от 10 до 25 км фирмой "Izrael Military Industries" (IMI) разработана и принята на вооружение армии обороны Израиля (АОИ) 290-мм РСЗО MAR-290.

Первые варианты боевых машин РСЗО MAR-290, получившей название "Ivry" ("Иври"-Еврейский), были выполнены на шасси танка ]]>"Sherman"]]> М-51 ("Шерман"). Пуски снарядов осуществлялись из четырехзарядной пусковой установки рамочной конструкции.

Первые системы MAR-290 "Иври" были переданы армии обороны Израиля (АОИ) в 1973г. В войне Судного дня они не участвовали (хотя уже стояли на вооружении), первое боевое применение пришлось на войну в Ливане 1982г. (в частности, система использовалась для нанесения ударов по сирийским ЗРК и, по утверждению израильской стороны, сыграла немалую роль в их уничтожении).

К началу 80-х г.г. был создан новый вариант "Иври" («дор шени» - «второе поколение») на базе танка "Centurion" ("Центурион"), с трубчатыми направляющими и новой системой перезаряжания.

В настоящее время РСЗО MAR-290 на базе танка "Centurion" в количестве 20 штук состоит на вооружении АОИ.

Состав

]]>Реактивная система залпового огня MAR-290]]>РСЗО MAR-290 включает:

  • пусковую установку (ПУ),

  • 290-мм неуправляемые реактивные снаряды (НУРС),

  • систему управления огнем,

  • заряжающее устройство,

  • транспортную машину.

Пусковая установка размещена на модифицированном гусеничном шасси английского танка "Centurion" ("Центурион"). Артиллерийская часть пусковой установки смонтирована вместо снятой башни танка и представляет собой поворотную платформу, на которой закреплен пакет из четырех трубчатых направляющих. Поворот платформы и наведение направляющих в вертикальной плоскости производится с помощью гидравлических приводов.Пакет направляющих имеет круговой сектор обстрела и угол возвышения от 0 до 60°. Диаметр трубчатой направляющей - 700мм, длина - 6000мм. Время полного залпа - 10с. Расчет включает командира, механика-водителя и двух операторов по управлению огнем. При стрельбе все номера расчета находятся в боевой машине. В батарею входят 4-5 ПУ.

В моторно-трансмиссионном отделении гусеничного шасси установлен двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель "Метеор" фирмы "Роллс-Ройс". Двигатель имеет систему жидкостного охлаждения. При 2500 об/мин. он развивает максимальную мощность 640 л.с. Трансмиссия механическая с пятиступенчатой коробкой передач. Ходовая часть включает по шесть опорных и поддерживающих катков с каждого борта. Подвеска опорных катков блокированная. Каждый из двух катков в тележке смонтирован на двуплечном балансире. Ведущие колеса - задние. Гусеница металлическая с открытыми шарнирами. При движении по шоссе пусковая установка развивает относительно невысокую скорость - 34.6 км/час. На пересеченной местности она преодолевает стены высотой 0.91м и рвы шириной 3.35м. Без предварительной подготовки форсирует броды глубиной до 1.45м.

ПУ оборудована средствами радиосвязи и танковым переговорным устройством, имеется система противопожарного оборудования. Вспомогательное вооружение установки состоит из 7.62мм пулемета "Browning", смонтированного перед люком механика-водителя.

Стрельба ведется 290-мм НУРС, стабилизируемыми в полете четырехлопастными стабилизаторами. Длина снаряда 5.45м, вес - 600кг, вес боевой части - 320кг. В настоящее время имеются сведения о наличии только осколочно-фугасной боевой части. Максимальная дальность стрельбы - 25км. В варианте Mk4 дальность полета ракет была доведена до 40км. Снаряд Mk4 использовался для научно-исследовательских работ, данные о серийном производстве отсутствуют.

Перезаряжание ПУ производится с помощью оригинального механизма, который на позиции перезаряжания монтируется на пусковой установке и подключается к ее гидравлической системе. НУРС транспортируются к позиции транспортно-заряжающей машиной, которая оснащена бортовым краном, с помощью которого снаряды укладываются на специальную раму. При заряжании ПУ с помощью системы из двух захватов и кронштейнов в передней части корпуса входит в зацепление с ответными частями на раме. Затем рама подсоединяется к гидравлической системе пусковой установки и подъемник поднимает раму с НУРС в горизонтальном положении на линию заряжания с пакетом направляющих, после чего НУРС досылаются в направляющие ( см.]]>фото]]>). Один номер боевого расчета может выполнить перезаряжание пусковой установки за 10 минут.

Тактико-технические характеристики

Калибр,мм   290
Длина НУРС,мм   5450
Масса НУРС, кг   600
Размах оперения,мм   570
Максимальная дальность стрельбы, км   25 (Mk4 -40)
Количество направляющих   4
Масса боевой машины, кг   50800
Габаритные размеры, мм
            - длина
            - ширина
            - высота (в походном положении)

  7560
  3400
  3600
Время перезаряжания, мин   10
Максимальная скорость движения, км/час   34.6
Запас хода, км   190

Испытания и эксплуатация

Источники

  1. Шунков В.Н. "Ракетное оружие" .-Мн.: ООО "Попурри", 2001- 528с.
  2. Нестеренко В. "Реактивные системы залпового огня армий капиталистических стран" .Зарубежное военное обозрение №5,1991
  3. Гуров С.В. "Реактивные системы залпового огня" .-Тула.: "Пересвет", 2006- 432с.
  4. ]]>"Beyt ha-Totchan Museum"]]>
  5. ]]>"Самоходная артиллерия и минометы АОИ]]> (]]>http://www.waronline.org]]>)