Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е) Москит

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
250 км.
Год разработки:
1980 г.

]]>Ракета 3M80 (3М80Е) Москит]]> Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений и конвоев, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке, имеющих скорость хода до 100 узлов, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, в любых условиях окружающей среды, при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва.

Разработка ПКР "Москит" ЗМ-80 началась в 1973 г. в МКБ "Радуга" (г. Дубна) под руководством главного конструктора И.С. Селезнева. Бортовая и корабельная системы управления разрабатывались в ГНПО "Альтаир" (г. Москва) под руководством генерального конструктора С.А. Климова. Проектирование прямоточного воздушно-реактивного маршевого двигателя ракеты было начато в ОКБ-670 (г.Москва) под руководством главного конструктора М.М.Бондарюка, а закончено в МКБ "Союз" (г. Тураев Московской области), главный конструктор В.Г. Степанов. Стартовые двигатели были созданы в КБ-2 завода № 81 Минавиапрома (г.Москва), главный конструктор И.И. Картуков. Пусковая установка разрабатывалась в КБ Машиностроения (г.Москва), главный конструктор Н.К. Цикунов. Серийное производство ракет ЗМ-80 велось в ПО "Прогресс" в г.Арсеньев Приморского края.

В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 "Москит" был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190. Первый эсминец проекта 956 "Современный" (заводской № 861) был заложен на заводе им. Жданова (ныне "Северная верфь") в Ленинграде 3 марта 1976г., спущен на воду 18 ноября 1978г., а 24 января 1981г. включен в состав Северного флота. Второй эсминец "Отчаянный" заложен 4 марта 1977 г., спущен на воду 29 марта 1980г., введен в состав Северного флота 24 ноября 1982г. Всего до конца 1993 г. на "Северной верфи" было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 - "Важный" и "Вдумчивый" (переименованные в "Екатеринбург" и "Александр Невский") были из-за недостатка финансирования проданы КНР вместе с комплексом "Москит".

  Кроме ЭМ проекта 956 и БПК проекта 11556 «Адмирал Лобов», ракеты "Москит" получили катера проекта 1241.1 (см. ]]>фото]]> ). Первый ракетный катер проекта 1241.1, разработанный ЦМКБ "Алмаз", с двумя двухконтейнерными пусковыми установками КТ- 152М комплекса "Москит" был сдан в 1981г. Затем в ПО "Алмаз", на Средне-Невском и Хабаровском заводах построили более 20 таких катеров.

]]>Москит]]>

Ракетами "Москит" были вооружены уникальные малые ракетные корабли пр.1239 на воздушной подушке. Корабль пр.1239 полным водоизмещением 1050 т имеет корпус из алюминиево-магниевого сплава. Энергетическая установка комбинированная, состоящая из двух газовых турбин мощностью по 20 тыс. л. с., двух дизелей мощностью по 10 тыс. л. с. и двух дизелей по 3300 л. с. Под газотурбинными двигателями скорость хода достигает 50 уз., а под дизелями корабль идет экономическим ходом со скоростью 12 уз. Корабль имеет две счетверенные пусковые установки "Москит", одну пусковую установку ЗРК "Оса-М", одну 76-мм артустановку АК-176 и две 30-мм артустановки АК-630М. Головной корабль "Бора" построен в г. Зеленодольске в 1987г. и принят в опытную эксплуатацию 30 декабря 1989 г. Второй корабль "Самум" этого типа построен там же в 1991-1992 гг. (см. ]]>фото]]>)

На опытном малом ракетном корабле МРК-5 проекта 1240 (на подводных крыльях) установлены две спаренные ПУ. Кроме того, "Москит" был установлен на экраноплане "Лунь".

В морской авиации на самолетах Су-27К(Су-33) и Су-32ФН под фюзеляжем между мотогондолами может быть размещена одна ракета 3М80 (см. ]]>фото]]> ).

4 января 1981 г. вышло Постановление Совета Министров № 17-5 о модернизации комплекса "Москит". Условием модернизации было увеличение дальности стрельбы. Для этого была проведена модернизация маршевого двигателя, он стал работать на новом более энергоемком типе керосина и получил новое сопло с регулируемым критическим сечением. В ходе испытаний было запущено 10 модернизированных ракет "Москит-М". Первый пуск состоялся 6 августа 1987 г., а последний - 7 июля 1989 г. Пуски проводились с катера проекта 1241.1. Дальность в ходе пусков была нестабильная, причем максимальная составила 153 км. Модифицированная ракета с увеличенной дальностью полета имеет обозначение 3М-80Е.

В результате дальнейшей модернизации был создан комплекс "Москит-МВЕ" с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ со значительно увеличенной дальностью стрельбы. Комплекс "Москит-МВЕ" может поставляться на экспорт в составе эскадренных миноносцев проекта 956ЭМ, ракетных катеров проекта 12421 и других проектов кораблей постройки предприятий Российской Федерации, а также самостоятельно для размещения на носителях инозаказчика, обеспечивающих условия эксплуатации и боевого применения комплекса. Комплекс "Москит-МВЕ" может быть также адаптирован для применения его в составе стационарной или передвижной береговой позиции ино-заказчика для защиты морских границ.

На западе 3М80 получила обозначение SS-N-22 «Sunburn» (ASM-MSS).

Состав

В состав корабельного комплекса П-270 входят :

  • крылатая ракета 3М-80

  • пусковая установка КТ-152М контейнерного типа (ненаводящаяся), которая служит для длительного (до 18 месяцев) хранения ракет на борту корабля и обеспечения старта ракет по команде с КСУ, а также их аварийного выброса в экстремальных ситуациях ]]>фото]]> );

  • корабельная система управления 3Ц-80,которая обеспечивает проверку и подготовку ракет к пуску, обработку данных, поступающих от средств целеуказания (одновременно по четырем целям), ввод их в систему наведения ракет, распределение ракет по целям, проведение пуска - одиночного и залпового - до полного израсходования боекомплекта;

  • загрузочное устройство (ЗУ), предназначенное для загрузки ракет в ПУ и их выгрузки (см. ]]>фото 1]]>, ]]>фото 2]]>, ]]>фото 3]]>, ]]>фото 4]]> );

  • комплекс наземного оборудования КНО 3Ф80, предназначенный для эксплуатации ракет в условиях технической позиции. КНО обеспечивает транспортировку, хранение ракет в арсеналах и на складах, проведение их регламентного обслуживания, проверку и подготовку к выдаче на корабль.

    ]]>]]>Противокорабельная крылатая сверхзвуковая ракета 3М-80 "Москит" построена по нормальной аэродинамической схеме (см. ]]>схему]]>, ]]>компоновочную схему]]> ПКР 3М-8МВЕ). Фюзеляж - тело вращения с оживальной формой носовой части и Х-образным расположением крыла и оперения. Крыло и оперение складывающиеся, выполнены из титана ОТ4 и ОТ4-1, лонжероны - из стали ВКЛ-3. На корпусе расположены четыре боковых воздухозаборника и воздуховоды. Передний обтекатель с радиопрозрачным коком (трехслойный обтекатель из стеклоткани СКАН-Э на связующем материале К-9-70). Обшивка и промежуточный набор выполнен из ВТ-5, баковый отсек - из нержавеющей стали, лонжероны - из ВКЛ-3, гаргрот - из стеклоткани Т-10 на связующем К-9-70. Воздуховоды сварной конструкции - из титана ОТ4-1, ОТ4.

Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя ЗД83 и стартового порохового ускорителя. Причём стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя. Через 3-4 секунды после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха.

Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группа катеров или корабельная ударная группа эта вероятность равна 0.99; для конвоев и десантных соединений - 0.94.

      После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 10-20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров над гребнем волн (см. ]]>схему]]>) . Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10g, которые завершаются за 9 км до цели. За счет огромной кинетической энергии "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер. А 15-17 «Москитов» - целую корабельную группу.

Время готовности комплекса корабельного базирования к стрельбе от момента подачи питания на ракеты до старта первой ракеты 50c, из состояния повышенной готовности 11c. Интервал стрельбы при залповом пуске ракет - 5c.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы максимальная,км:
            - 3М80 - старт с надводного корабля (НК)
            - 3М80 - старт с самолета
            - 3М80E - старт с НК
            - 3М80МВE - старт с НК по низковысотной траектории
            - 3М80МВE - старт с НК по комбинированной траектории

90
250
120
140
240
Скорость полета:
            - максимальная
            - крейсерская

2.8М
2.35М
Дальность стрельбы минимальная,км 10-12
Скорость полета носителя ,м/c 200-470
Высота пуска,км до 12
Послестартовый разворот +/- 60°
Габариты ракеты, мм:
            - длина 3М80, 3М80Е
            - длина 3М80МВE
            - максимальный диаметр корпуса
            - размах крыльев (сложенные/развернутые)

9385
9745
760
1300/2100
Условия боевого применения:
            - температура окружающего воздуха
            - волнение моря
            - скорость ветра (любого направления) на уровне моря

от –25 до +50°С
до 6 баллов (до 5 – по малоразмерным целям)
до 20 м/с
Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет 1.5
Стартовая масса ракеты,кг:
            - 3М80
            - 3М80E
            - 3М80E1
            - 3М80МВE

3950
4150
3970
4450
Вес боевой части,кг 300-320
Вес ВВ боевой части,кг 150
Маршевый двигатель
Разработчик МКБ "Союз" (г.Тураево)
Тип ПВРД 3Д83
Скорость запуска, М 1.8-2.5
Время запуска, с 0.5
Время работы, с 250

Испытания и эксплуатация

]]>Комплекс Москит]]>Испытания комплекса "Москит" начались в июне 1978г. на полигоне "Песчаная Балка". Летно-конструкторские испытания начались с двух бросковых пусков 9 июня и 10 октября 1978г. Макет ракеты был оборудован только стартовым двигателем. Оба пуска прошли нормально. Далее наступил длительный перерыв, в основном из-за неготовности материальной части ракеты, в частности, маршевого двигателя, который с трудом доводился на предприятии-изготовителе.

29 декабря 1979г. состоялся пуск макета, оборудованного маршевым двигателем. Пуск был неудачным, так как маршевый двигатель не запустился, и стартовик после отработки остался в сопловом блоке маршевого двигателя. После пуска опять был взят "тайм-аут" на доработку маршевого двигателя. Следующий пуск состоялся лишь 3 июля 1980 г. Задачей пуска ставилось получить надежный старт ракеты и совершить полет на маршевой высоте порядка 20м. Пуск засчитали удачным, но маршевый двигатель так и не вышел на расчетный режим.

27 января 1981г. ракета "Москит" впервые была запушена в полной комплектации, но без включения активного канала комбинированной ГСН. Ракета должна была поразить мишень СМ пр.1784 на дистанции 38км. Пуск был неудачен из-за нестабильности работы бортовой системы управления. При пуске 28 апреля 1981г. была поставлена задача, аналогичная предыдущему пуску. Достигнуто прямое попадание в борт мишени. 2 июня велась стрельба по двум мишеням - СМ пр. 1784 и БКЩ № 436бис на дистанцию 38км без включения активного канала комбинированной ГСН. Пуск был успешный, достигнуто прямое попадание в более крупную мишень-СМ пр.1784.

К началу июня 1981 г. для обеспечения летных испытаний ракет ЗМ-80 прибыла новая модернизированная мишень СМ пр. 1784М, изготовленная в Николаеве. На этой мишени, как и на старой СМ пр. 1784, была оставлена вся система радиолокационных отражателей в количестве около 50 штук разных видов (К-0,7, К-1,25 и т. д.) и тепловой имитатор "Балансир", работающий на бытовом газе пропан-бутан, только вместо одной горелки стало две (считалось, что на большом корабле - линкоре, крейсере или авианосце - есть минимум два центра излучения). На мишени СМ пр. 1784М принципиально улучшили систему внешних траекторных измерений. Ранее кинокамера и фотоаппаратура, снимавшие подлет ракеты к мишени, устанавливались "на глазок", а теперь кинофотоаппаратура была привязана с большой степенью точности к самой мишени. Углы обзора камер были выбраны так, что в них кроме ракеты обязательно попадал какой-либо элемент конструкции мишени. Для проведения испытаний работы активного канала комбинированной РГС на ракете ЗМ-80 на мишени СМ пр. 1784М смонтировали специальную систему под названием "Минарет". Система включала в себя РЛС "Дон" с доработанной антенной системой, дистанционную систему управления телесигнализации и телекоммуникации, аппаратуру документирования режимов работы и т. д. Кроме того, были установлены две системы "Шайба" и "Рында", - определявшие величину промаха ракеты. Система "Шайба" определяла величину промаха относительно своей антенны, а "Рында" - величину промаха относительно так называемой "приведенной цели". На мишени имелся и хорошо оборудованный кубрик для размещения команды. 26 июня 1981 г. велась стрельба по двум мишеням - СМ пр.1784М, установленной от точки старта на дистанции 40км, и по БКЩ пр.436бис, установленной от точки старта на дистанции 10км. Ракеты стартовали с подключенными активным и пассивным каналами ГСН. Пуск признан успешным. Ракета поразила мишень СМ пр. 1784М (прошила сетку мишени на высоте 1,0м от палубы) и приводнилась на дальность 80км от точки старта. Этим пуском закончилась программа летно-конструкторских испытаний комплекса "Москит".

Пуски по программе совместных (государственных) испытаний начались в августе 1981 г. На этом этапе испытаний пуски ракет производились как с береговой пусковой установки, так и с большого ракетного катера проекта 1241.1 (заводской № 402) и эсминцев проекта 956 "Современный" (заводской № 861) и "Отчаянный" (заводской № 862). Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 21 августа с береговой пусковой установки по мишени СМ пр.1784М на дальность 102км. Задачей пуска являлась проверка работы всех узлов и агрегатов. Достигнуто прямое попадание в борт мишени. 30 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1. Макет ракеты был оснащен только стартовым двигателем. Макет нормально стартовал с катера, шедшего со скоростью 24 уз. при волнении моря 2-3 балла. После этого катер с заводским №. 402 был допущен к участию в совместных испытаниях комплекса "Москит".

2 октября 1981 г. произведен пуск с задачей, аналогичной пуску 21 августа, но на сей раз мишень не выставлялась. Пуск сочтен успешным.

24 ноября произведен пуск с катера проекта 1241.1 по мишени СМ пр. 1784М на дальность 100км. Пуск закончился неудачей из-за неисправности в бортовой системе управления. Ракета упала в море на 10-й секунде после старта.

27 декабря проводилась залповая стрельба ракетами № 205 и № 305 с катера пр. 1241.1 по двум мишеням - БКЩ пр. 436бис и СМ пр. 1784М. Дистанция до мишени БКЩ составляла 10км. На эту мишень была нацелена ракета № 205. Пуск признан успешным - достигнуто прямое попадание в мишень. Дальность до мишени СМ составляла 33км. На нее должна была быть нацелена ракета № 305. Пуск оказался неудачным - крышки воздухозаборников маршевого двигателя не раскрылись, и ракета приводнилась на 23,7-й секунде полета. Интервал между пусками составлял 5 с.

14 апреля 1982 г. произведен пуск с береговой установки по мишени СМ пр. 1784М на дистанцию 100 км. Пуск неудачный. Ракета упала на 24-м километре дистанции из-за неполадок в работе бортовой системы управления.

]]>Москит]]>

29 апреля произведен первый пуск с эсминца проекта 956 "Современный" на Северном флоте по мишени ОС-111 (тральщик проекта 265К) на дистанцию 141 км. Пуск успешный - достигнуто прямое попадание в надстройку мишени. 26 мая 1982 г. проведена залповая стрельба ракетами № 106 и № 505 с эсминца "Современный" по мишени ОС-111 на дистанцию 35,5 4 м. Обе ракеты с аппаратурой для боевой части ТК-22 одновременно стартовали с обоих бортов эсминца. Ракета № 505 поразила мишень, попав в ее надстройку. Ракета № 106 не произвела снижение высоты полета перед мишенью, пролетела над ней на высоте 17 м от ватерлинии и приводнилась, пролетев 47,5 км. Стрельба признана частично успешной. Но ракета № 106 могла пролететь и не на 17 м выше ватерлинии, а на 170 м, все равно при наличии ТК-22 кораблю янки мало бы не показалось.

31 августа 1982 г. произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дистанцию 100 км с послестартовым доворотом в 50 по мишенной позиции из двух мишеней ОС-111 и СМ пр. 1784М. Пуск оказался неудачным - не запустился маршевый двигатель, и ракета упала в море на дистанции 12,8 км от катера.

15 сентября было повторение предыдущего пуска. Ракета навелась на мишень СМ пр. 1784М и поразила ее. Фактическая дистанция стрельбы составила 107,7 км.

29 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дальность 27 км по мишени ОС-1.11. Достигнуто прямое попадание, мишень затонула.

28 ноября произведена залповая стрельба ракетами № 306 и № 506 с эсминца проекта 956 "Отчаянный" в Баренцевом море на Северном флоте. (Стрельбы проводились параллельно со сдаточными испытаниями корабля.) Заданная дальность стрельбы по мишени СМ пр. 1784 составляла 27 км. Скорость корабля во время пуска - 20 уз. Стрельба производилась с пусковой установки правого борта, интервал между пусками 5 с. Мишень была поражена обеими ракетами.

На этом совместные испытания комплекса "Москит" завершились. В ходе этих испытаний провели 15 пусков (14 ракет и 1 макет ракеты). Согласно решению Государственной комиссии по испытаниям, полностью успешных пусков было 8, частично успешных - 5, неуспешных - 2.

В период с 1983 г. по 1988 г. прошли три вида испытаний комплекса "Москит". Во-первых, проводились испытания по улучшению тактико-технических арактеристик, ракеты ЗМ-80. Всего провели три пуска: 11 марта 1983 г., 29 июня 1983 г. (макет ракеты) и 7 декабря 1984 г. На этом этапе была достигнута дальность полета 125км.

С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса "Москит" на экраноплан "Лунь" проекта 963. Для этого на полигоне "Песчаная Балка" в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов "Москита", оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск - из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост. Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго - 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный.

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М. Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты", "Бастион" N1, 2000г.
  2. Противокорабельный ракетный комплекс М3-80 "Москит" Широкорад А. Огненный меч Российского флота - М.:Изд-во Яуза, Изд-во Эксмо, 2004
  3. «Энциклопедия Отечественного ракетного оружия». А.Б.Широкорад. Под общей редакцией А.Е.Тараса-М.: АСТ, «Харвест», 2003 г.
  4. ]]>Корабельный комплекс ракетного оружия «Москит-МВЕ» с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ]]>
  5. ]]>Противокорабельный комплекс ракетного оружия «Москит - Е»]]>