Реактивная система залпового огня 9К59 "Прима"

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
20.4 км.
Год разработки:
1988 г.
Материалы предоставлены: С.В. Гуров (г. Тула)

]]>РСЗО 9К59 Прима ]]>Реактивная система залпового огня 9К59 "Прима" дивизионного звена предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, боевой техники в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов бригад, дивизий и корпусов, подвижных складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов в дивизионном тыловом районе и других целей.

Головным разработчиком системы было Научно-производственное предприятие "Сплав" (г. Тула).

Принята на вооружение Советской армии в 1988 (1989) году.

Благодаря новым решениям система 9К59 "Прима" позволяет при решении боевых задач сократить наряд боевых машин в 5-19 раз ( в зависимости от дальности стрельбы ) по сравнению с Полевой реактивной системой ]]>М-21]]>, имеет в 7—8 раз большую площадь поражения и в 4—5 раз меньшее время пребывания на боевой позиции при той же дальности стрельбы.

Состав

]]>Схема действия РСЗО 9К59 «Прима»]]>

В состав РСЗО 9К59 «Прима» входят:

  • боевая машина 9А51
  • неуправляемый реактивный снаряд 9Ф53 (см.]]>схему]]>) калибра 122 мм (могут запускаться и другие типы НУРС калибра 122 мм)
  • транспортно-заряжающая машина 9Т232М (см.]]>фото 1]]>,  ]]>фото 2]]>)
  • комплекс средств автоматизированного управления огнем "Капустник-Б" (индекс 1В126)
  • автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М
  • радиопеленгационный метеорологический комплекс РПМК-1 (индекс 1Б44)
  • учебно-тренировочные средства

Артиллерийская часть боевой машины смонтирована на доработанном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости "Урал-4320".

Конструктивные особенности:

  • количество пусковых труб увеличено до 50 (см.]]>фото]]>);

  • осуществляется отделение головной части снаряда при стрельбе на осколочное действие со стабилизацией ее в полете для обеспечения подхода к цели под углом близким к 90°;

  • введен переменный темп стрельбы для повышения кучности и точности;

  • головная часть снабжена блоком готовых осколков двух фракций;

  • в ракетной части снарядов применена двухпроводная схема воспламенения;

  • осуществлен дистанционный (

    из кабины боевой машины) ввод команд на время отделения головной части;

РСЗО "Прима" может вести стрельбу всеми типами снарядов Полевой реактивной системы М-21, а также несколькими типами новых боеприпасов повышенной эффективности.

Штатный осколочно-фугасный снаряд 9М53Ф имеет отделяемую головную часть, на которой установлен головной электронно-механический дистанционно-контактный взрыватель 9Э260-1 предохранительного типа дистанционно-контактного действия. На конечном участке траектории ГЧ встречается с землей практически вертикально, за счет чего обеспечивается круговой разлет поражающих элементов, что увеличивает площадь сплошного поражения. Стрельба может вестись одиночными выстрелами и залпом. Продолжительность залпа составляет 30 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины или с помощью выносного пульта. Процесс заряжания механизирован, время перезаряжания — 10 минут.

Боевая машина оборудована УКВ-радиостанцией и средствами пожаротушения.

Тактико-технические характеристики

Боевая машина 9А51
Тип шасси доработанное Урал-4320 с колёсной формулой 6х6
Количество направляющих 50
Длина в походном положении, мм 7349
Ширина в походном положении, мм 2430
Высота в походном положении, мм 2680
Масса заряженной боевой машины, кг 13 845
Время залпа, с 30
Максимальный угол возвышения, °  55
Угол горизонтального обстрела,°:  
                          вправо от оси автошасси 60
                          влево от оси автошасси 60
Время перезаряжания, мин 10
Мощность двигателя 180 л.с.
Максимальная скорость передвижения, км/час (по шоссе) 85
Запас хода, км 1040
Клиренс,мм 400
Расчет, чел 3
  
Неуправляемый реактивный снаряд 9М53Ф
Калибр, мм 122
Длина снаряда, мм 3037
Вес снаряда, кг 70
Дальность полета снаряда, м:  
     минимальная 5000
     максимальная 20 400
Тип головной части отделяемая осколочно-фугасная
Вес головной части, кг 25
Температурный диапазон боевого применения, °С -50 до +50
   
Транспортно-заряжающая машина 9Т232М
Тип шасси доработанное Урал-4320
Максимальное количество перевозимых снарядов, шт 72

Также могут быть запущены следующие типы снарядов:

  • ]]>9М28С]]> с зажигательной головной частью
  • ]]>9М28Д]]> с агитационной головной частью

Испытания и эксплуатация

В 2006 году представители головного разработчика РСЗО в России ФГУП "ГНПП "Сплав" (г. Тула) посетили один из складов в Республике Казахстан и убедились в наличие нескольких боевых машин 9А51. Определить их техническое состояние им не предоставилось возможности.

По информации, датированной августом 2008 года, планировались работы по модернизации системы казахской стороной.

В 2009 году проводились стрельбы из боевой машины 9А51 во время Учения "Взаимодействие-2009" на полигоне Матыбулак (Жамбыльская область Республики Казахстан).

Источники

  1. Боевая машина 9П138. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть III. Боеприпасы 9П138 ТО2. Книга 2 Боевые машины 9П139, БМ-21, 9П125, 9А51. Боеприпасы. Воениздат, М.: 1986. – С.5,15,20.
  2. Гуров С.В. Реактивные системы залпового огня. Обзор. Электронный вариант. (Подготовлен к выставке "МВСВ-2008"), Тула. ФГУП "ГНПП "Сплав", 2008.
  3. Реактивная система залпового огня 9К59 "Прима". Рекламный проспект ГУНПП "Сплав"
  4. Оружие России. Каталог том I. Вооружение Сухопутных войск. 1996-1997. – М.: АО «Милитэри Пэрэйд», 1995. – С. 52.
  5. ]]>http://content.foto.mail.ru/mail/de_mabas/181/s-2186.JPG]]>
  6. ]]>http://www.army.lv/image_descr.php?id=20905&s=74&pid=194]]>
  7. ]]>http://www.foto.mail.ru/mail/de_mabas/181/2186.html#2186]]>
  8. ]]>http://www.redstar.ru/2010/09/07_09/1_02.html]]>
  9. ]]>http://s53.radikal.ru/i141/1008/00/7f983e36d82e.jpg]]>