Опытная реактивная система залпового огня Rafale

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
30 км.
Год разработки:
Материалы предоставлены: С.В. Гуров (Россия, г. Тула)

]]>]]>Реактивная система залпового огня Rafale создавалась с начала 70-х годов частным предприятием Société Européene de Propulsion.

В состав артиллерийской части, смонтированной на доработанном шасси грузового автомобиля Renault TRM 9000 (6×6), входили три одинаковых модульных контейнера. Каждый контейнер включал шесть трубчатых направляющих длиной пять метров. Вес незаряженного пакета направляющих (возможно артиллерийской части) составлял 2000 кг, вес подъёмного и поворотного механизма составляла 1500 кг. Диапазон углов возвышения составлял от +14 до 52 градусов.

Направляющая имела два направляющих паза для придания начального вращательного движения реактивному снаряду. 

Для стрельбы должны были применяться НУРС, имеющие раскрывающееся в полёте оперение и аэродинамические тормозные устройства. Конструктивно, опытный образец реактивного снаряда состоял их взрывателя, головной части и ракетной части. Ракетная часть оснащалась четырьмя лопастями стабилизатора, раскрывающимися при выходе из направляющей.

]]>]]>Для стрельбы на дальности менее 18000 метров использовались аэродинамические тормоза, расположенные перед блоком стабилизатора. Благодаря имевшимся трём комплектам аэродинамических тормозов с различными площадями поверхностей обеспечивалась стрельба на три различные дальности при углах возвышения до 15 градусов. Минимальная дальность полета реактивного снаряда при использовании аэродинамических тормозов составляла 10000м, а без них 18000м. Разблокировка аэродинамических тормозов обеспечивалась дистанционно с пульта управления огнём, размещённого в кабине боевой машины, перед пуском, а раскрытие тормозов при выходе снаряда из направляющей.

Пульт управления огнём был предназначен как для обеспечения пуска реактивных снарядов, так и для выполнения предстартовых проверок. Перед стрельбой по обеим сторонам боевой машины выдвигались два гидравлических домкрата. 

Снаряжением кассетных головных частей были:

  • противопехотный вариант с 35-ю боевыми элементами весом 350г каждый, диаметром 42мм с 360 готовыми поражающими элементами в виде стальных шариков.
  • противотанковый вариант с 63 кумулятивными боевыми элементами весом 190 грамм каждый.
  • противотанковый вариант  с пятью противотанковыми минами.

Вскрытие корпуса кассетной головной части и выброс боевых элементов производились на высоте 700м (cм. ]]>фото]]>).

Промежуток между сходом снарядов из направляющих составлял 0,5 секунды. Время полного залпа 36-ю снарядами составляло не более 18 секунд. Время перезаряжания -  около 15 минут.

По данным Jane's Armour and Artillery 1982-83. - P. 667., Société Européene de Propulsion проводила работы по артиллерийской части с 30 направляющими, которая монтировалась на доработанном шасси грузового автомобиля Renault TRM 9000 с колёсной формулой 6×6. Конфигурация пакета направляющих - три ряда по десять труб в каждом (cм. ]]>фото1]]>]]>фото2]]>).

Планировавшийся срок принятия системы Rafale на вооружение - 1981 – 1982 годы.

Наиболее вероятно, что система не поступила на вооружение французской армии из-за работ по РСЗО MLRS и дальнейшего ее введения в эксплуатацию.

Тактико-технические характеристики

Данные опытного реактивного снаряда
Калибр, мм 145
Длина реактивного снаряда, мм 3200
Вес реактивного снаряда, кг 78
Вес головной части, кг 19
Максимальная дальность, м 30 000
Скорость схода снаряда из направляющей, м/с 100
Максимальная скорость полёта, м/с 1100
Время работы ракетного двигателя, сек 4

Источники

  1. О. Суров. Реактивные системы залпового огня. // Зарубежное военное обозрение. – № 4, 1980.
  2. Реактивные системы залпового огня – Франция. // Экспресс-информация. – № 2 (422). – 1983. – C. 5.
  3. Jane's Armour and Artillery 1982-83. - P. 667. (Из фонда Российской Национальной Библиотеки (РНБ), Россия, г. Санкт-Петербург/микрофильм).
  4. ]]>https://d.radikal.ru/d26/1802/29/570e7bbb0da2.jpg]]>