Противокорабельная ракета RBS-15 Mk3

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
200 км.
Год разработки:
1998 г.

]]>Ракета RBS15 Mk3]]>Ракета RBS15 Mk3 предназначена для поражения кораблей основных классов, включая скоростные малоразмерные, в открытом море, шхерах, базах и вблизи берега. Основными носителями новой ракеты станут ракетные катера, корветы, фрегаты, самолеты, а также стационарные и мобильные комплексы береговой обороны.

Ракета RBS15 Mk3 является развитием ракеты RBS15 Mk2. В ней используются те же самые боевая часть, методы наведения и программное обеспечение управления. Однако RBS15 Mk3 имеет увеличенную дальность, улучшенные возможности распознавания целей и обеспечивает более эффективный прорыв ПРО противника благодаря подлету к цели на предельно малых высотах, маневрированию по случайному закону и увеличению тяги двигателя на конечном участке траектории.

Ракета RBS15 Mk3 разработана шведской фирмой "Saab Bofors Dynamics".

Противокорабельный комплекс с ракетой RBS15 Mk3 входит в состав вооружения шведского корвета "Visby", польского корвета проекта 621 и перспективного фрегата проекта F-125 ВМФ ФРГ. Объявлено о программе перевооружения ВМФ Финляндии, предусматривающая замену предыдущих версий RBS15 на новую ракету.

Испытания ракеты проводились вплоть до 2007г. на полигоне министерства обороны Швеции в г.Видзель. В ходе испытаний был опробован полный цикл работы бортовых систем ракеты RBS15Mk3, включая систему планирования перехвата, проверку возможностей ГСН по обнаружению цели и маневрирование ракеты на конечном участке траектории с высокими перегрузками. На завершающем этапе пуски ракеты RBS15Mk3 осуществлялись береговой ракетной батареей. В ходе одного из полетов ракета пролетела 165 км через 25 пунктов поворота маршрута и была предварительно запрограммирована на «захват» двух кораблей-целей (включая повторную атаку) и одной наземной перед поражением конечной цели - корабля.

Состав

]]>]]>Ракета RBS-15Mk3 (см.]]>фото 1]]>, ]]>фото 2]]>) скомпонована по аэродинамической схеме "утка" с крестообразным расположением складывающихся рулей и крыльев (см. ]]>схему]]> ). В состав силовой установки входит маршевый турбореактивный двигатель "Microturbo TR60-5" с регулируемым вектором тяги и два твердотопливных стартовых ускорителя. Малогабаритный одновальный  турбореактивный двигатель TR60-5 , разработан французской фирмой Microturbo  и оснащен трехступенчатым осевым компрессором. TR60-5 развивает статическую взлетную тягу до 4.4 кН. Помимо авиационного керосина JP8 двигатель может работать на синтетическом высококалорийном топливе JP10. 

 Вектор тяги стартовых ускорителей наклонен к продольной оси ракеты под углом 18°. Благодаря применению топливного бака увеличенной емкости и топлива с большей плотностью максимальная дальность стрельбы RBS-15Mk3 составляет 200 км. По заявлению фирмы-разработчика в перспективе возможно увеличение дальности полета до 400 км.

Для снижения эффективной площади рассеивания в конструкции планера предусматривается широкое использование радиопоглощающих материалов, а также управление углом наклона зеркала антенны ГСН. Уменьшения инфракрасной заметности предполагается достигнуть путем экранирования двигательного отсека, что позволит снизить значение коэффициента излучения обшивки.

]]>Варианты траекторий ]]>

Бортовая аппаратура ракеты состоит из инерциальной системы управления, новых цифрового автопилота, адаптивного радиовысотомера (подстраивающегося по частоте в зависимости от состояния поверхности моря), ЭВМ и радиолокационной ГСН. Наведение ракеты на маршевом низковысотном участке траектории осуществляется посредством инерциальной системы с радиовысотомером, которая обеспечивает ее полет к цели по прямой или запрограммированный доворот на цель в заранее заданной точке, а также перелет через препятствия (острова). Система управления позволяет осуществлять повторные поиск и атаку при срыве захвата цели, противозенитный маневр в вертикальной и горизонтальной плоскостях на конечном участке траектории. Предусмотрен обмен данными между носителями ракетного оружия и различными источниками целеуказания, координация действий между береговыми батареями, кораблями и самолетами.

Моноимпульсная радиолокационная ГСН миллиметрового диапазона с широкой апертурой антенны и синтезированием апертуры дает возможность надежно различать морские цели на фоне берега.

Разработан вариант оснащения RBS-15Mk3 комбинированной радиолокационной и пассивной инфракрасной головкой самонаведения (см. ]]>схему]]> ). Использование комбинированной ГСН резко повышает ее помехозащищенность и вероятность поражения цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия. Кроме того, для ракеты разрабатывается система наведения по рельефу местности и рассматривается возможность установки на ней приемника космической радионавигационной системы NAVSTAR.

Ракета оснащается осколочно-фугасной БЧ массой 200 кг, которая может подрываться как при прямом попадании в цель, так и от неконтактных датчиков.

Автоматизированная система управления стрельбой MEPS (Missile Engagement Planning System) имеет графический пользовательский интерфейс и позволяет обрабатывать данные от различных источников целеуказания, вырабатывать план огневого поражения, управлять предстартовой подготовкой и пуском ракет.
Система может работать в четырех основных режимах:

  • боевом;

  • тренировочном;

  • повседневного контроля и проверки ракет;

  • Режиме моделирования тактической обстановки.

АСУ MEPS позволяет производить расчеты необходимого числа ракет в залпе, траекторий полета с назначением каждой ПКР точек разведения и поворота в горизонтальной плоскости и точек повышения (понижения) траектории в вертикальной.

Тактико-технические характеристики

Дальность действия, км 200
Длина ракеты, мм 4350
Диаметр корпуса ракеты, мм 500
Диаметр со сложенными стабилизаторами, мм 850
Размах стабилизаторов , мм 1400
Стартовый вес ракеты без ускорителей, кг 630
Стартовый вес ракеты с ускорителями, кг 800
Вес боевой части, кг 200

Источники