Рулевой отсек предназначен для размещения блоков, входящих в состав бортовой аппаратуры управления, а также источников электро- и газовой энергии.

В корпусе 10 рулевого отсека закреплена вкладышами 8 с помощью винтов 7 рама 20, на которой смонтированы следующие блоки:

  • рулевая группа;
  • рулевая машинка 11;
  • блок 6 формирования одноканального сигнала, контрольная розетка 3, колодка 4 запальных цепей с инерционным замыкателем 5 и плата 2 для связи с аппаратурой приборного отсека;
  • гироскопический распределитель команд 18;
  • турбогенераторный источник питания (турбогенератор 19 и стабилизированный выпрямитель 9) с высоковольтной колодкой /;
  • пороховой аккумулятор давления 15;
  • пусковой двигатель 13.

Рулевая группа состоит из рулей 25, укрепленных на осях 26 в стойках 23 подшипниками 22, обоймы 21, стопоров 24, пружин раскрытия 27, 28, фиксаторов 12. Пороховой аккумулятор давления, турбогенератор, рулевая машинка связаны между собой газоводными трубками 16, 17.

На корпусе 10 рулевого отсека также крепится балансировочный груз 14.

Электрическая связь блоков рулевого отсека осуществляется с помощью плат через бортовую контрольную розетку 3.

Турбогенераторный источник питания

Турбогенераторный источник питания (ТГИП) предназначен для обеспечения электропитанием бортовой аппаратуры снаряда. ТГИП обеспечивает следующие выходные характеристики:

  • напряжение +1700 В;
  • напряжение —27 В;
  • напряжение +12,6 В;
  • напряжение —12,6 В;
  • напряжение +260 В.

Время выхода ТГИП на режим не более 0,65 с. Конструктивно ТГИП состоит из двух самостоятельно выполненных блоков: турбогенератора (блок ТГ) и стабилизированного выпрямителя (блокСВ). Функционально ТГИП входит в состав системы ПАД — РМ — ТГИП. Первичным источником энергии на борту снаряда является энергия пороховых газов ПАД.

Пороховой аккумулятор давления

Пороховой аккумулятор давления предназначен для питания пороховыми газами рулевой машинки и турбогенераторного источника питания при полете снаряда.

ПАД состоит из корпуса 1, представляющего собой камеру сгорания, и фильтра 3, в котором происходит очистка газа от твердых частиц с помощью очистителя 6 и решетки 5. Расход газа и параметры внутренней баллистики определяются отверстием дросселя 4. Внутри корпуса ПАД размещается заряд 2 порохового аккумулятора давления (заряд 9X181), забронированный по цилиндрической поверхности и сферическому торцу. В корпус ПАД ввинчен воспламенитель 10 заряда порохового аккумулятора давления (воспламенитель 9X259), который состоит из электровоспламенителя 9 и навески дымного пороха 12 (КЗДП № 1 и ДРП № 2). Прокладки 7, 8 и кольцо 11 обеспечивают герметичность сборки.

ПАД работает следующим образом. От электрического импульса с носителя срабатывает электровоспламенитель, воспламеняющий навеску дымного пороха, форс пламени которой поджигает заряд 9X181. Пороховые газы, образующиеся при горении заряда 9X181, проходят через систему фильтрации, дроссель, газоподводящие трубки и поступают в полость золотника рулевой машинки и к турбинке турбогенератора. При поступлении в полость золотника рулевой машинки пороховые газы приводят в движение поршень машинки, который обеспечивает угловое перемещение рулей, необходимое для управления снарядом. Кроме того, пороховые газы вращают турбинку, а вместе с ней ротор турбогенератора, который является бортовым источником питания.

Пусковой двигатель

Пусковой двигатель предназначен для разгона ротора гироскопического прибора до необходимого числа оборотов.

ПД состоит из корпуса 1, представляющего собой камеру сгорания, заряда 4 пускового двигателя (заряд 9х182), вос-„шменителя 6 заряда пускового двигателя (воспламенитель QX260), диафрагмы 3 и пружинной шайбы 5. Воспламенитель 9X260 6 состоит из навески 8 дымного пороха й электровоспламенителя 9. Прокладка 7 и заглушка 2 обеспечивают герметичность сборки.

ПД работает следующим образом. От электрического импульса срабатывает электровоспламенитель, воспламеняющий навеску дымного пороха, форс пламени которой поджигает заряд 9х182. Пороховые газы, образующиеся при горении заряда 9х182 поступают к ротору гироскопического прибора, обеспечивая разгон ротора до требуемых оборотов.

Рулевая машинка

Рулевая машинка предназначена для отклонения аэродинамиче­ских рулей из одного крайнего положения в другое, необходимое для управления снарядом.

Рулевая машинка является газовым усилителем электрических сигналов и работает в релейном режиме.

Рулевая машинка состоит из обоймы 10 , в приливах которой расположен рабочий цилиндр с поршнем 8, закрытый крышками 9, и фильтр тонкой очистки 1, в котором в качестве фильтрующего элемента используется сетка 2. 

В обойме находится корпус 11 с золотниковым распределите­лем, состоящим из набора колец 7, запрессованных в корпусе, че-тырехкромочного золотника 12, двух втулок 6 и навернутых на зо­лотник двух якорей 5.

В корпусе размещены две катушки 4 и 13 электромагнитов, за­крытые правой 3 и левой 14 крышками. Выводы катушек распаяны на плату 15.

В качестве рабочего тела для рулевой машинки используются газы порохового аккумулятора давления, которые поступают через фильтр тонкой очистки к золотнику и от него по каналам под пор­шень рулевой машинки. При подаче командных сигналов ток идет поочередно через одну или другую катушку электромагнита.

При прохождении тока через левую катушку 13 электромагни­та якорь 5 с золотником 12 притягивается к ней на величину зазора 2в между якорем 5 и левой крышкой 14 и открывает проход газа в правую полость под поршень 8, вследствие чего поршень переме­щается в крайнее левое положение. Одновременно газ поступает в рабочую полость под втулку 6 с правой стороны, создавая уси­лие, стремящееся вернуть золотник с якорем в нейтральное поло­жение. Но это усилие меньше силы притяжения якоря электромаг-нитом, и, пока по левой катушке проходит ток, золотник с якорем будет удерживаться электромагнитом в левом положении.

При прохождении тока через правую катушку 4 электромагнита происходит повторение описанного процесса, но в противополож­ном направлении.

При работе рулевой машинки поршень занимает одно из двух крайних устойчивых положений. Поступательное перемещение поршня через поводок, конец которого вставлен в паз поршня, пре­образуется в угловое перемещение рулей.