Схема двигателя ракеты 9М331

]]>Схема двигателя ракеты 9М331]]>

  1. днище переднее с теплозащитной чашей;
  2. силовой шпангоут;
  3. сигнализатор давления;
  4. пиропатроны;
  5. воспламенитель;
  6. заряд твердого топлива;
  7. корпус;
  8. теплозащитное покрытие;
  9. днище заднее с теплозащитной чашей;
  10. посадочный поясок;
  11. сопловой блок;
  12. заглушка;
  13. вкладыш.

Двигатель ракеты представляет собой двухрежнмный однокамерный ракетный двигатель твердого топлива (РДТТ) и состоит из:

  • корпуса, включающего в себя цилиндрическую часть 7, переднее днище 1, заднее днище 9 и сопловой блок 11 с вкладышем 13 и заглушкой 12:

  • заряда твердого топлива 6 - одноканальной шашки смесевого топлива, имеющей щелевые пропилы со стороны сопла двигателя. Наличие восьми щелей позволяет существенно увеличить поверхность горения топлива и обеспечить стартовый режим работы двигателя. На маршевом режиме после выгорания заряда в зоне щелей горение осуществляется только по поверхностям одноканальной шашки;

  • воспламенителя 5 с двумя пиропатронами для зажигания воспламенителя и сигнализатором давления 3 в камере сгорания. Все элементы расположены на переднем днище корпуса двигателя. Сигнализатор используется в системе предохранения боевого снаряжения для выдачи команды на взведение радиовзрывателя. Второй пиропатрон служит для дублирования запуска двигателя. Дублирующий пиропатрон срабатывает через одну секунду после запуска двигателя, обеспечивая зажигание воспламенителя в случае несрабатывания первого пиропатрона.

Переднее и заднее днища (эллиптической формы) корпуса изготавливается из высокопрочной стали. На наружной цилиндрической части днища нарезаны специальные упорные резьбы и проточены буртики, с помощью которых при завинчивании днища центрируются относительно переднего шпангоута и утолщения заднего торца цилиндрической части корпуса.

Цилиндрическая часть корпуса представляет собой тонкостенный цилиндр 7, изготовленный из высокопрочной листовой стали, к переднему торцу которого приварен силовой шпангоут 2. На силовом шпангоуте размещены десять бобышек и нарезана специальная упорная резьба для завинчивания переднего днища. В бобышках, изготовленных как единое целое со шпангоутом, нарезаны резьбовые отверстия, и в них установлены шпильки для соединения с приборным отсеком ракеты. В утолщении цилиндрической части заднего торца также нарезана специальная упорная резьба для ввинчивания соплового блока, просверлены отверстия для стыковки с отсеком крыльевого блока.

К заднему днищу приварены цилиндрический посадочный поясок 10. на который устанавливается подшипник пятого отсека, и цилиндрический насадок, в котором нарезана резьба для вворачивания сопла. Герметичность внутренней полости корпуса двигателя в процессе хранения и эксплуатации обеспечивается путем поджатая резиновых прокладок между цилиндрической частью и дкншамн. Прокладки поджимаются передним днищем и сопловым блоком при сборке. Стык блока воспламенитель - пиропатроны герметизируется медной прокладкой. С внутренней стороны на цилиндрический корпус наклеен резиновый мешок, который играет роль защитно-крепящего слоя 8 между корпусом двигателя и зарядом. В передней и задней частях мешок имеет утолщения в виде чашек, предназначенных хтя обеспечения требуемого напряженно-деформированного состояния заряда при колебаниях температуры.

Заднее днище имеет снаружи посадочное место под подшипник крыльевого отсека и резьбу для его крепления. На внутренней части нарезана резьба для установки сопла. Сопло состоит из корпуса с цилиндрической резьбовой частью и конической выходной. Критическое сечение сопла формируется сопловым вкладышем, вворачиваемым в корпус. Графитовый вкладыш вклеивается во внутреннюю полость корпуса со стороны заднего днища, герметичность стыков при сборке соплового блока обеспечивается резиновыми прокладками.

В центре переднего днища вварен стакан, в котором имеются посадочные места для установки пиропатронов, а также внутренняя резьба для установки корпуса воспламенителя. В сферическую часть переднего днища вварен штуцер для установки сигнализатора давления. Воспламенитель представляет собой три цилиндрических стержня твердого топлива и навеску крупнозернистого дымного пороха, заключенные в алюминиевые футляры и помещенные в сетчатый корпус. Корпус воспламенителя, закрепленного на переднем днище, частично входит в канал заряда. Надежное срабатывание воспламенителя обеспечивают два пиропатрона.

Работа двигателя начинается с момента подачи по цепи электросистемы ракеты команды запуска в виде тока напряжением (+27В) на проволочный мостик пиропатронов. Проволочный мостик мгновенно накаляется, вызывая зажигание воспламеннтельного состава пиропатрона, в результате чего воспламеняется и его пиротехнический состав. Образующиеся газы, прорывая донышко пиропатрона, воспламеняют основную навеску воспламенителя. Массы образовавшихся газов и их тепловой энергии достаточно, чтобы создать необходимые условия для воспламенения заряда топлива и его устойчивого горения. Горение заряда происходит по внутреннему каналу, щелям и торцам. Давление в камере на стартовом режиме не более 1.5кПа. Тяга двигателя на стартовом режиме ~ 3200кгс. Время работы двигателя на стартовом режиме ~ 4с. на маршевом режиме ~ 8с. Общее время работы двигателя ~12с.