Противокорабельная крылатая ракета Х-35

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
260 км.
Год разработки:
1992 г.

]]>Ракета Х-35]]>

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда" (в настоящее время входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") , главный конструктор - Г.И.Хохлов.

Ракета Х-35 ( заводской номер 3М24) предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно водоизмещением до 5000т и аналогична по конструкции американской ПКР ]]>AGM-84 "Harpoon"]]>. Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Может применяться как одиночно, так и в залпе.

На базе Х-35 кроме корабельного комплекса "Уран" созданы - береговой противокорабельный комплекс "Бал", а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов Х-35У и вертолетов Х-35В). Вертолетный вариант ракеты может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный - с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей.  Вариант комплекса с размещения ракеты в стандартном 20-футовом контейнере, получивший обозначение Club-K, демонстрировался на МВМС-2011 в Санкт-Петербурге (см. ]]>фото 1]]>, ]]>фото 2]]>, ]]>фото 3]]>, ]]>фото 4]]> ). Комлекс разработан и производится ОАО "Концерн Моринформсистема-"Агат" в кооперации с ОАО "Тайфун" и корпорацией "Тактическое ракетное вооружение".

В настоящее время корпорация "Тактическое ракетное вооружение" предлагает в составе вышеперечисленных комплексов модернизированную ракету Х-35УЭ (см. ]]>фото]]> ), обладающую повышенной боевой эффективностью и дальностью полета до 280км. Х-35УЭ является универсальной, и может использоваться не только для установки на авиационные носители, но и в комплексах противокорабельных ракет типа «Уран-Э» и в комплексах противокорабельных ракет наземного базирования «Бал-Э».

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» в 2015г. сообщил о возможности размещения ракеты Х-35УЭ на борту палубной версии вертолета Ка-52К в случае модернизации бортовой РЛС. Это позволит повысить дальность обнаружения вертолетом целей в 2 раза, что составляет почти 200 км.

На западе ракета получила обозначение AS-X-20 Harpoonsky .

Впервые ракета открыто продемонстрирована в 1992 году на авиационной выставке "Мосаэрошоу-92" в Москве.

Ракеты Х-35 корабельного базирования поставляются в Индию и Вьетнам

Состав

]]>Ракета Х-35]]>

Ракета Х-35 (см. ]]>проекции]]>) выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет Х-образное складное крыло и оперение большого удлинения. В нижней части корпуса имеется воздухозаборник трапециевидного сечения. Для маршевого полета используется малогабаритный турбореактивный двигатель, работающий на авиационном керосине. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс.

Система наведения на конечном участке траектории – активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия. Бортовой комплекс управления с комбинированной (инерциальная, активная радиолокационная) системой наведения и радиовысотомером позволяет ракете совершать полет к цели на предельно малых высотах с высокой дозвуковой скоростью. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН.

Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 (см. ]]>фото]]>) разработана ОАО НПП "Радар ММС". Она обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности (дистанции) до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Головной обтекатель ГСН выполнен из стеклотекстолита ЭДТ-10кв ( разработчик - НИИ неметаллических материалов, изготовитель - НПП "Технология" г.Обнинск ). Обтекатель весом 2кг обеспечивает: угловые ошибки - не более 25', радиопрозрачность - не менее 85%.

Система управления модернизированной ракеты Х-35УЭ дополняется системой спутниковой навигации и новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН Х-35УЭ - 50км. Дальность полета Х-35УЭ увеличена до 260км.  Ракета получила принципиально новые качества: четыре пункта перемены маршрута, возможность огибания островов, атаки целей в узкостях, фьордах и прибрежной полосе 

]]>Комплекс Уран-Э]]>Проникающая осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть ракеты позволяет надежно поражать надводные суда водоизмещением до 5000т. Боевая эффективность ракеты повышается за счет полета на предельно малых высотах (3-5 м в зависимости от высоты волн), что значительно усложняет ее перехват корабельными антиракетными системами, и тем, что пуск ракеты производится без входа носителя в зону ПВО атакуемых кораблей ( см. ]]>зоны применения]]> ). Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы, время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 с.

Для авиационного варианта ракеты Х-35 используются авиационные пусковые установки (АПУ), которые предназначены для надежного крепления ПКР к носителю и обеспечения связи бортовой аппаратуры системы управления с самолетными или вертолетными приборами системы наведения и обеспечения ракеты. В качестве АПУ могут использоваться АПУ-78 или АКУ-58.

К основным достоинствам ракеты Х-35 можно отнести:

  • низкая высота полета обеспечивает незаметный подлет ПКР к атакуемому кораблю, что вызывает трудности по её обнаружению и поражению средствами ПВО корабля;
  • малые габариты ракеты снижают её ЭПР;
  • значительный боекомплект ракет Х-35 на носителе (8-16 ракет) не требует их большого количества;
  • возможность стрельбы залпом (интервал 3с.) позволяет повысить вероятность поражения корабля противника;
  • комбинированная система управления (инерциальная + активная радиолокационная ) снижает заметность ПКР на начальном участке полета и повышает её устойчивость в бою;
  • возможность поражения кораблей различных классов: корвет, эсминец, ракетный катер и т. д.( водоизмещением до 5000т);
  • поставка Х-35 с завода-изготовителя в ТПК обеспечивает быструю и безопасную замену в базе;
  • использование новой системы управления, обработки и отображения информации позволяет эффективно поражать боевые корабли и транспорты противника;
  • большой задел для модернизации, например, использование более энергоемкого топлива позволяет значительно увеличить дальность полета.

К основным недостаткам можно отнести:

  • недостаточная дальность полета, при которой сохраняется опасность вхождения носителя в зону ПВО;
  • относительно низкая скорость полета повышает вероятность поражения ракеты средствами ПВО атакуемого корабля
  • система управления не позволяет поражать береговые и наземные цели.

Корабельный ракетный комплекс Уран-Э

КРК "Уран-Э" с ракетой Х-35 предназначен для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, а также надводных кораблей, транспортов (водоизмещением до 5000т.) из состава конвоев и десантных отрядов противника, действующих в составе групп или одиночно в условиях РЭП и огневого подавления.

Состав комплекса:

  • противокорабельная крылатая ракета Х-35
  • транспортно пусковой контейнер
  • пусковая установка
  • корабельная автоматизированная система управления (см. ]]>состав КАСУ ]]>)
  • комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты

Комплекс предназначен для размещения на новых фрегатах, корветах, ракетных катерах, а также на кораблях российской и зарубежной постройки при их модернизации. К примеру, КРК "Уран-Э" может использоваться на новом ракетном катере проекта 20970 "Катран", разрабатываемом ЦМКБ "Алмаз". За счет использования КРК "Уран-Э" с 8 противокорабельными ракетами 3М24Э (Х-35) в двух пусковых установках ударная мощь "Катрана" возрастает в сравнении с катером проекта 205 (205ЭР) более чем в 3 раза. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. Значительный боекомплект ракет Х-35Э на носителе (8-16 ракет) при малом интервале пуска обеспечивает массированный подход ракет к цели на предельно малой высоте.

На ракетном катере проекта 1241.8 (водоизмещение 510 т., скорость 40 узл.) установлено 16 ракет комплекса "Уран-Э", сгруппированных в пакеты по четыре (см. ]]>фото]]>). Целеуказание производится морским радиоэлектронным комплексом "Гарпун-Бал". Возможна установка КРК "Уран-Э" на сторожевые корабли проекта 11541 "Корсар" и на новейшие российские экспортные корветы А-1700.

]]>Пусковая установка комплекса Уран-Э]]>

Пусковая установка комплекса 3С-24Э, обеспечивает не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку на корабль при волнении моря. Она также снижает до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия.

Пусковая установка представляет собой сварную раму, на верхней поверхности которой имеются элементы размещения и закрепления блока ТПК, а на нижней - воронкообразные ловители, которые взаимодействуют со смонтированными стационарно на палубе опорами при погрузке рамы с ТПК на корабль. Опоры служат для установки и фиксации рамы в определенном месте корабля и снабжены пружинными амортизационными устройствами, которые снижают перегрузки на ракете при эксплуатации и установке блока ТПК на корабль. Электрические жгуты, входящие в ПУ, стыкуют между собой бортовую систему управления ракеты с корабельной системой контроля и управления пуском.

Ракета Х-35 помещается в транспортно-пусковой контейнер, который представляет собой металлический цилиндр с внутренними направляющими. С торцов он закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В его центральной части имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения транспортно-пускового контейнера в пакеты и крепления их на пусковой установке. После использования ракеты возможно повторное использование контейнера после проведении восстановительных работ.

Пусковая установка закреплена на фундаменте под углом 35° относительно горизонтальной плоскости корабля. Каждая пусковая установка рассчитана на размещение четырех ракет в транспортно-пусковых контейнерах. В состав установки может также входить приспособление для размещения на ней пакета с контейнерами.

Контроль состояния ракет, подготовка их к пуску, прием, обработка и ввод целеуказаний перед стрельбой производятся корабельной автоматизированной системой управления. Эта система выполнена в виде двух контейнеров, занимающих площадь 15 и 5 кв.м, соответственно. Внутри первого размещаются центральный прибор управления, прибор ввода аналоговых величин и прибор управления источниками питания, внутри второго — энергетическая часть, включающая два прибора связи с пусковыми установками и ракетами, два соединительных ящика и преобразователь.

Для подготовки ракет к применению, а также проведения восстановительных и грузоподъемных работ имеется комплекс наземного оборудования, который включает в себя автоматизированную систему контроля ракет, комплект технологического оборудования, комплект грузоподъемных средств, транспортировочные тележки, топливозаправщик, заправщик воздуха, транспортировочные машины и автокран. Комплекс наземного оборудования размещается на берегу, образуя автономную техническую позицию для обслуживания ракет и транспортно-пусковых контейнеров. Остальные элементы комплекса "Уран" размещаются на носителе.

Комплекс Уран-ЭКомплекс "Уран-Э" соответствует мировым стандартам, а по критерию «стоимость-эффективность» является оптимальным для решения боевых задач на море ракетами тактического класса.

Использование ракеты на различных носителях (корабль, самолет, вертолет, береговой комплекс) без необходимости коренной модернизации в условиях современного рынка имеет важное значение. Взаимосвязь с любым наземным комплексом (РЛС «Позитив», «Гарпун-Бал», 3Ц25Э и т. д.) в сочетании с модульно-магистральным принципом приборной иерархии (которому теперь уделяется большое значение , с целью последующей модернизации) позволяет комплектовать оборудование в различных конфигурациях.

В целом, с экономической точки зрения конструкция противокорабельной ракеты Х-35 весьма удачна. По сравнению с зарубежными аналогами комплексы с этой ПКР отличаются сравнительно низкой стоимостью в сочетании с высокой эффективностью. Однако, при продвижении на международных рынках они неизбежно столкнутся с сильной конкуренцией, т.к. эта ниша уже давно занята: американская ПКР "Harpoon" - производится в нескольких странах мира и уже к 1990 году их было произведено свыше 5000; французская ПКР "Exocet", хорошо зарекомендовавшая в ходе конфликта на Фолклендских островах.

Береговой ракетный комплекс Бал-Э

]]>Комплекс Бал-Э]]>

БРК “Бал-Э” предназначен для контроля территориальных вод и проливных зон, защиты военно-морских баз, береговых объектов и инфраструктуры побережья, защиты побережья на десантно-опасных направлениях.. Комплекс производит обнаружение и сопровождение надводных целей; целераспределение и поражение сопровождаемых целей противокорабельными крылатыми ракетами Х-35 ( см. ]]>схему применения]]> ). Боевое применение комплекса обеспечивается в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при полной автономности наведения после пуска в условия огневого и радиоэлектронного противодействия противника.

В состав комплекса входят:

  • самоходный командный пункт управления и связи -СКПУС (см. ]]>фото]]> ) - до 2. Пункт управления обеспечивает разведку целей, целеуказание и оптимальное целераспределение между пусковыми установками. Наличие в составе комплекса активных и пассивных высокоточных каналов радиолокационного обнаружения целей позволяет осуществлять гибкую стратегию обнаружения целей, в том числе скрытного.

  • самоходная пусковая установка - СПУ (см. ]]>фото]]> ) - до 4

  • транспортно-перегрузочная машина - ТПМ (см. ]]>фото]]> ) - до 4

  • машина связи - 1

Структура построения и аппаратура комплекса обеспечивают его высокую автономность и высокую эффективность:

  • каналы активной и пассивной радиолокации предназначены для обнаружения, выделения целей на фоне активных и пассивных помех, классификации и их сопровождения;

  • два разнесенных радиолокационных канала позволяют решать триангуляционные задачи в пассивном режиме радиолокации;

  • аппаратура управления осуществляет оптимальное целераспределение между пусковыми установками;

  • на каждой из четырёх самоходных пусковых установок размещено по восемь ракет, что позволяет поражать цель одиночными пусками и залпами в различных комбинациях с высокой суммарной огневой мощью;

  • специальная машина связи обеспечивает возможность получения оперативной информации от вышестоящих командных пунктов и внешних средств разведки и целеуказания.

Пусковые установки и ТПМ могут размещаться на скрытых позициях в глубине береговой черты. При этом скрытность боевых позиций и наличие искусственных и естественных преград по направлению стрельбы не ограничивают боевое применение комплекса. Стрельба может вестись одиночными ракетами или залпом с любой пусковой установки. Залп комплекса может включать до 32 ракет. Такой залп способен обеспечить срыв выполнения боевой задачи крупной корабельной ударной группы, десантного отряда или конвоя противника.

Наличие в составе комплекса ТПМ позволяет через 30-40 минут произвести повторный залп. Система боевого управления средствами комплекса реализована с применением цифровых методов передачи всех видов сообщений, использования систем автоматизированной связи, обработки сообщений, засекречивания информации с гарантированной стойкостью. Наличие приборов ночного видения, аппаратуры навигации, топографической привязки и ориентирования позволяет комплексу быстро менять стартовые позиции после выполнения боевой задачи, а также осуществлять перебазирование в новый район боевых действий. Время развертывания комплекса на новой позиции - 10 минут. Конфигурация комплекса и количество поставляемых в составе комплекса СКПУС, СПУ и ТПМ определяется требованиями заказчика. Взамен самоходного шасси МАЗ-7930 предусматривается возможность использования шасси других типов, в том числе для облегченного варианта комплекса, отличающегося повышенной проходимостью и маневренностью.

Применение дополнительных средств целеуказания на базе вертолетов радиолокационного дозора или беспилотных ЛА позволяет увеличить дальность и точность обнаружения целей. БРК «Бал-Э» может быть оснащен комплексами постановки пассивных помех, что существенно повысит неуязвимость комплекса от управляемого оружия противника в дуэльных ситуациях. Рассматриваются и другие направления модернизации.

Тактико-технические характеристики

Ракета Х-35
Дальность пуска, км 7-130 (7-260 для Х-35УЭ)
Высота полета над гребнями волн, м:
            - на маршевом участке
            - на участке самонаведения

10-15
4
Возможный угол поворота от линии курса, град ± 90 (± 130 для Х-35УЭ)
Масса стартовая, кг
            - в варианте корабельного (берегового) базирования
            - в варианте базирования самолёт/вертолёт

600
520/610
Масса боевой части, кг 145
Точность наведения (КВО), м 4-8
Скорость полета , м/с 270-280
Широта использования, град от 75° С.Ш. до 75° Ю.Ш.
Габариты ракеты, м
            - длина (с ускорителем)
            - диаметр корпуса
            - размах крыла

3.85 (4.4)
0.42
1.33
Радиолокационная ГСН АРГС-35
Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
Вес, кг 40-47,5
Диаметр, мм 420
Длина, мм 700
Ограничения по применению ГСН:
            - осадки, мм/с
            - волнение моря, баллов
            - температура использования, C

до 4
до 6
от -50°C до +50°C
БРК "Бал-Э" (типовой дивизион)
Дальность пуска, км 7-120
Удаленность стартовой позиции от береговой черты, км до 10
Время развертывания в боевое положение,мин 10
Количество ракет в залпе до 32
Интервал пуска ракет,с 3
Масса пусковой установки,т 40
Боекомплект 64
Экипаж, чел 6
Скорость движения по шоссе, км 60
Скорость движения по бездорожью, км 20
Авиационная пусковая установка
Тип АПУ-78 или АКУ-58
Число ракет на ПУ 1
Вес пустой ПУ, кг 185
Габариты ПУ, мм
            - длина
            - ширина
            - высота

3810
130
220
Условия пуска с самолета:
            - высота, м
            - скорость,М

200-10000
0.35-0.9
Условия пуска с вертолета:
            - высота, м
            - скорость,М

200-3500
0-0.25

Источники

  1. Голубев И.С., Самарин А.В., Новосельцев В.И., Конструкция и проектирование летательных аппаратов, М.: Машиностроение, 1995г.
  2. Энциклопедия современного вооружения, СПб.: Полигон-Аст, 1997г.
  3. Военная авиация, Мн.: издательство "Попурри", 1999г.
  4. Оружие России, М.: издательский дом ]]>«Военный парад», 2000г.
  5. Карпенко А.В., Ганин С.И., "Отечественные авиационные тактические ракеты" 1999г.
  6. Бастион №1,2000г.
  7. «Военный парад», №4,5 2000, №6 2001г, №5 2002г
  8. Зарубежное военное обозрение, №1,2 1989г, №12 1987г
  9. http://www.militarynews.com
  10. ОАО Концерн "Гранит-Электрон"]]>
  11. Ракета Х-35УЭ