Автоматизированная боевая машина WR-40 Langusta

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
42 км.
Год разработки:
2007 г.
Материалы предоставлены: Т.З. Шульц (Tomasz Szulc) (Польша); Мирослав Дюроши (Miroslav Gyürösi) (Словакия); С.В. Гуров (г.Тула)

]]>©Томас Шульц (Польша). Опытный образец боевой машины на модифицированном шасси грузового автомобиля Star.]]>Войско Польское было вполне довольно боевыми машинами БМ-21, но шасси “Урал-375Д” устаревают, запасные части купить всё труднее, да и каждый год, сокращаемая по численности польская армия вынуждена ограничивать типы автомобильной техники. Из-за этого было принято решение начать поиск нового шасси для боевой машины БМ-21 РСЗО 9К51 “Град”, находящейся на вооружении польской армии в количестве 225 штук (данные 2008 года. Неизвестно, означает ли эта цифра количество БМ оставшихся после модернизации или это количество, которое было до нее).

Прототип новой боевой машины (БМ) был разработан фирмой Huta Stalowa Wola в 2000 г. на собственные средства. Артиллерийская часть,  снятая со штатного шасси, была смонтирована на  доработанном шасси грузового автомобиля Star 1466 6×6 польского производства (фото Т.Шульц©  Польша) – тогда стандартного среднего автомобиля Войска Польского.  Специалистами фирмы WB Electronics была разработана новая система управления огнем, которая может работать в увязке с другими польскими артиллерийскими и минометными системами. Результатом работ стала автоматизированная боевая машина.  К сожалению, министерство обороны Польши таким предложением не заинтересовалось (тогда чаще всего обсуждалась возможность перехода на американскую систему ]]>MLRS]]> ). Потом подвел и производитель автомобиля Star – немецкая фирма МАН решила прекратить производство военных грузовых автомобилей в Польше.

]]>©Miroslav Gyürösi (Словакия). Вариант боевой машины WR-40 Langusta. Выставка MSPO 2008. г.Кельце. Польша.]]>Пришлось искать другое шасси. Решение было принято в пользу другого польского автопроизводителя - фирмы Jelcz (Ельч). Результатом этих работ стала автоматизированная боевая машина,  получившая обозначение WR-40 Langusta (фото M.Дюроши© Словакия) . Артиллерийская часть БМ WR-40    монтируется на доработанном шасси грузового автомобиля Jelcz P662D.35 6×6.

Боевая машина WR-40 Langusta   принята на вооружение Войска Польского, в 2008 году была показана на военном параде в Варшаве (см. ]]>фото]]>). Различные варианты боевой машины неоднократно экспонировалась на международных выставках оборонной промышленности MSPO (см. ]]>галерею]]> изображений БМ WR-40 Langusta на 18-ой Международной выставке оборонной промышленности MSPO 2010 (г. Кельце, Польша).

Для стрельбы из БМ WR-40 предназначены неуправляемые реактивные снаряды калибра 122 мм. Первые польские работы по модернизации неуправляемых реактивных снарядов калибра 122 мм начались в середине 80-х годов XX века разработкой точного неконтактного взрывателя. Потом были заданы проработки кассетной головной части в снаряжении кумулятивно-осколочными боевыми элементами и противопехотными минами. Эти работы не были завершены до распада организации Варшавского Договора и были  продолжены в 90-е годы. 

Разработка неуправляемого реактивного снаряда  (НУРС) с увеличенной дальностью стрельбы, получившего обозначение  Feniks-Z , началась в 1996 году как совместный проект между польской Tlocznia Metali Pressta SA из г.Болехово (производство неуправляемых реактивных снарядов) и французской компанией Celerg (теперь Roxel) (ракетный двигатель со смесевым твердым топливом). По соглашению 1996 года, TM Pressta SA изготовила 50% РДТТ. Напомним, что французская фирма Celerg в то время также работала с российской стороной в том же направлении по снарядам калибра 122 мм с увеличенной дальностью полета и новыми типами головных частей.

Испытания на соответствие тактико-техническому заданию были выполнены на учебном полигоне Zagan в августе 2001 года. По результатам испытаний кучность при стрельбе НУРС Feniks-Z на дальность 33 000 м была на уровне кучности старых НУРС М-21ОФ (индекса 9М22У) советской разработки при стрельбе на дальности от 18 000 до 20 000 м. Стрельба новым неуправляемым реактивным снарядом может быть осуществлена из боевых машин БМ-21, RМ-70 и подобных БМ. Как заявлено представителем фирмы-производителя, снаряд “в десять раз эффективнее, чем старый НУРС, но в пять раз дороже”. После испытаний Министерство национальной обороны Польши заказало партию из нескольких сотен НУРС Feniks-Z для окончательных испытаний заказчиком. Мелкосерийное производство было организовано к концу марта 2003 года. Департамент по поставкам польского Министерства Национальной Обороны и Tlocznia Metali Pressta (TM Pressta), расположенная в г.Болехово, согласовали и подписали первый контракт на крупносерийное производство неуправляемых реактивных снарядов Feniks-Z калибра 122 мм. Стоимость контракта оценивается приблизительно в 20 миллионов злотых (4,26 миллиона евро), и поставка первых 500 НУРС должна была быть осуществлена к концу 2004 года. Между 1994 и 2002 годами TM Pressta поставила около 20 000 неуправляемых реактивных снарядов.

В конце 2003 года была формально зарегистрировала новая промышленная организация – фабрика специального производства (ФСП), расположенная в г.Болехово. Совместно организованная ТМ Pressta (48%) и ZM Dezamet из Нова Деба (52%), ФСП была выбрана ответственной за поставку НУРС Feniks-Z.

Польское Министерство экономики, ответственное за внешнеторговую деятельность, при поддержке Министерства национальной обороны и инвестиционной группы Bumar (ТМ Pressta входит в состав данной группы) работают над выполнением многолетнего контракта (2004 – 2011 гг.), стоимость которого оценивается примерно в 56 миллионов евро (включая варианты), на поставку до 4000–4500 НУРС Feniks-Z с кассетными головными частями в Финляндию. Первоначально это рассматривалось как часть пакетного соглашения  по поставке польских бронетранспортеров Patria AMV. В середине 2000-х годов в финской армии проводили собственный анализ с целью определения возможности использования российских систем для стрельбы НУРС калибра 122 мм или перехода на западный стандарт реактивной системы залпового огня MLRS для стрельбы НУРС калибра 227 мм.

Далее приведем данные первых неуправляемых реактивных снарядов калибра 122 мм с новыми типами головных частей:

  • Снаряд с осколочно-фугасной головной частью M-21 OB весом 18,4 кг c количеством эффективных осколков, равном 6000 штук. Длина головной части без взрывателя - 605 мм. Максимальная дальность полета составляет 19775 м.  
  • Снаряд с кассетной головной частью М-21 K1 весом 21,7 кг с 42 кумулятивно-осколочными боевыми элементами. Каждый боевой элемент весит 290 г, его диаметр 38 мм, и он способен пробить 120 мм брони. Взрыватель ударного действия. Время самоликвидации 25±5 сек. Длина головной части без взрывателя - 693,5 мм. Дальность полета снаряда составляет 17 000 м.
  • Снаряд с кассетной головной частью M-21 MK весом 25,6 кг с пятью противотанковыми минами МN-121. Плотность минирования составляет 1 мина на 250 квадратных метров. Длина головной части без взрывателя - 1100,5 мм. Дальность полета снаряда составляет 17 000 м.

Длина ракетных частей - 2160-2170 мм.

Общие данные ракетной части следующие: вес двигателя - 41,7 кг, время работы двигателя - 2-3 сек, максимальная скорость - 600 м/сек, температура применения - -40 - +50°С.

Объем деревянного ящика для одного снаряда - 0,06÷0,10 кубических метров. Вес брутто - 100÷ 110 кг.  

 

Далее приведем данные неуправляемых реактивных снарядов Feniks-Z калибра 122 мм в конструкции которых использован один тип ракетного двигателя на смесевом твердом топливе и головные части с теми же габаритными данным, как в первых снарядах:

  • Снаряд с осколочно-фугасной головной частью M-21 FHE весом 18,4 кг c количеством эффективных осколков, равном 6000 штук. Дальность полета снаряда была увеличена до более или равно 42 000 м. Длина головной части без взрывателя - 605 мм, длина ракетной части - 1983 мм.
  • Снаряд с кассетной головной частью М-21 FK весом 23,5 кг с 42 кумулятивно-осколочными боевыми элементами. Каждый боевой элемент весит 342 г, его диаметр 38 мм, и он способен пробить 120 мм брони. Взрыватель ударного действия. Время самоликвидации 22±5 сек. Длина головной части без взрывателя - 693,5 мм, длина ракетной части - 1983 мм. Дальность полета снаряда составляет более или равно 32 000 м.
  • Снаряд с кассетной головной частью M-21 FK1 весом 25,6 кг с пятью противотанковыми минами МN-121. Плотность минирования составляет 1 мина на 250 квадратных метров. Длина головной части без взрывателя - 1100,5 мм, длина ракетной части - 1983 мм. Дальность полета снаряда составляет более или равно 30 000 м.

Общие данные ракетной части следующие: вес двигателя - 41,7 кг, время работы двигателя - 2,9-3,3 сек, максимальная скорость - 1250 м/сек, температура применения - -30 - +50°С.  

Объем деревянного ящика для одного снаряда - 0,20÷0,22 кубических метров. Вес брутто - 90÷ 100 кг. 

К концу 2000-х годов относится информация о работах, проводимых  в Польше, по увеличению максимальной дальности полета снарядов калибра 122 мм. Предполагается, что для снаряда с обычной (осколочно-фугасной) головной частью она будет составлять 65 000 м, а для снаряда с кассетной головной частью 45 000 м.

Тактико-технические характеристики

Опытный образец автоматизированной боевой машины (шасси Star)
Тип шасси Star
Длина, мм 7400
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3000
Боевой вес боевой машины, кг 14 000
Глубина преодолеваемого брода, мм 1200
Максимальная скорость передвижения по дорогам с твёрдым покрытием, км/ч 86
Время установки 40 взрывателей снарядов, находящихся в пусковой установке, мин максимально 3
Время полного залпа, с 20
Расчет, чел. 1-5
Температурный диапазон эксплуатации, ºС -30 - +50
   
Количество трубчатых направляющих, шт 40
Внутренний диаметр направляющей, мм 122,4
Угол возвышения, град:  
     минимальный 0
     максимальный +55
Угол горизонтального обстрела, град:  
     вправо от оси автошасси 70
     влево от оси автошасси 102
Угол обхода машины, град 40
Наименьший угол возвышения в зоне кабины, град 14
Скорость наведения электроприводом, град/с:  
     по углу возвышения до 7
     по азимуту   до 5
Скорость наведения ручным приводом на один оборот маховика:  
     по углу возвышения до 6'
     по азимуту до 4'
Данные шасси опытного образца автоматизированной боевой машины
Грузоподъемность, кг 6 000
Тип кабины шестиместная, автофургонного, гидравлически поднимающаяся
Модель двигателя D2156 HMN8 или DO 826 LFG15
Тип двигателя дизельный
Число цилиндров, шт 6
Мощность двигателя, кВт 162
Число оборотов в минуту при данной мощности 2400
Запас хода, км 650

 

 

Данные опытного образца автоматизированной боевой машины WR-40 Langusta
Тип шасси Jelcz P662D.35
Длина, мм 8588
Ширина, мм 2540
Высота в походном положении, мм 2740
Вес боевой машины (без снарядов и номеров расчета), кг 17 000
Максимальный боевой вес, кг 20 150
Глубина преодолеваемого брода, мм 1200
Уклон, преодолеваемый при переднем ходе, º 36
Уклон, преодолеваемый при заднем ходе, º 36
Допустимая крутизна бокового откоса, º  20
Преодолеваемый подъем, º/% 30/60
Максимальная скорость передвижения, км/ч до 85
Время полного залпа, с 20
Навигационная система TALIN 4000 разработана компаней Honeywell (США)
Радиостанция Radmor RRC-9310P, работающая в диапазоне УК волн
Баллистическая защита кабины STANAG-4569 уровня 1
Программируемое устройство электронного взрывателя EP-100 разработана польским военным институтом по боеприпасам WITU
 
Количество трубчатых направляющих, шт 40
Внутренний диаметр направляющей, мм 122,4
Угол возвышения, град:  
     минимальный 0
     максимальный +55
     в зоне кабины 11
Угол горизонтального обстрела, град:  
     вправо от оси автошасси 70
     влево от оси автошасси 102
Скорость наведения электроприводом, град/с:  
     по углу возвышения до 7
     по азимуту   до 5
Скорость наведения ручным приводом на один оборот маховика:  
     по углу возвышения до 6'
     по азимуту до 4'
Данные шасси опытного образца автоматизированной боевой машины WR-40 Langusta
Грузоподъемность, кг 10 000
Тип кабины шестиместная
Модель двигателя Aifo Cursor 8, стандарт EURO 3
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 259 (350)
Внутренний объем двигателя, куб. дм 350
Запас хода, км 650
Дорожный просвет, мм 410

Источники

 

  1. Рекламный листок по автоматизированной боевой машине на шасси Star. 
  2. Рекламный листок по автоматизированной боевой машине WR-40 Langusta. 
  3. Фото© и дополнительная информация Томас Шульц (Tomasz Szulc, Польша, 2008 год) 
  4. Фото© Мирослав Дюроши (Miroslav Gyürösi, Словакия, 2008 год) 
  5. Bumar Group. Defence Equipment Catalogue. IDELF 2006. 122mm Extended Range PHENIX Rocket for BM-21/RM-70 Launcher. 
  6. Bumar Group. Defence Equipment Catalogue. IDELF 2006. 122mm Rocket for BM-21/RM-70 Launcher. 
  7. Holdanowicz Grzegorz. Feniks-Z 122mm rocket passes qualifying tests. // Jane’s defence weekly. – 24 October 2001. – Vol. 36. – № 17. – P. 30. 
  8. Grzegorz Holdanowicz. Poland orders Feniks-Z artillery rockets. // Jane’s MISSILES&rockets. Incorporating precision guided munitions – February 2004. – Vol. 8. – № 2. – P. 10. 
  9. Polski Przemysł Obrony. – 2003. – P. 71-72. 
  10. ]]>www.military-today.com]]>
  11. ]]>http://en.wikipedia.org/wiki/WR-40_Langusta]]>
  12. ]]>http://www.aadd2.com/vb/showthread.php?t=87492]]>