Авиационная тактическая ракета Х-23 Гром

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
10 км.
Год разработки:
1973 г.

]]>Су-17]]>

В 1973 г. на вооружение истребительной авиации была принята тактическая ракета Х-23. Ракета предназначалась для поражения наземных малоразмерных целей и небольших кораблей.

Разработка ракеты Х-23 (изделие 68, "Гром") началась в апреле 1965 г. в ОКБ "Вымпел", в дальнейшем с 1968 г. была продолжена в ОКБ "Звезда" (гл.конструктор Хохлов Г.И.).

Ракета Х-23 создавалась на базе ракеты ]]>Х-66]]> с новым аппаратурным комплексом. Основным отличием Х-23 стала установка в хвостовом отсеке аппаратуры приема и дешифровки кодированных управляющих радиосигналов. Заводские испытания проводились с начала 1968 года по конец 1969 года. Из-за неготовности РЛС «Сапфир-23» к эксплуатации первые варианты самолета МиГ-23С комплектовались РЛС «Сапфир-21» (РП-22СМ) и оптическим прицелом АСП-ПДФ-21, созданными для самолета МиГ-21, вследствие чего на МиГ-23С не могли применяться ракеты Х-23, Р-23Р и Р-23Т. Более поздние образцы самолетов типа МиГ-23 применяли ракеты Х-23. Государственные испытания ракеты проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б до осени 1973 года. В следующем году Х-23 была принята па вооружение. На самолетах фронтовой авиации она использовалась с применением встроенной командной системы "Дельта-Н" и "Дельта-НМ" (на МиГ-23, МиГ-27, МиГ-23УБ и Су-24), а также подвесной контейнерной - "Дельта-НГ" (на Су-17, МиГ-23М, МЛ, и МиГ-27К/М).

В конце 1970-х годов по заказу правительства Сирии создавался и в 1983 году прошел летно-огневые испытания вариант противолодочного вертолета Ми-14ПЛ с комплексом управляемого ракетного оружия с двумя ракетами Х-23. Проводились испытания ракет Х-23 (Х-23М) и с вертолетов Ка-25 и Ка-252.

Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане выявил серьезные недостатки этого изделия, связанные , в первую очередь, с использованием радиокомандной системы наведения. После пуска ракеты летчику приходилось одновременно совмещать центральную метку прицела с изображениями ракеты и цели, следить за обстановкой, маневрировать, уклоняться от самолетов противника и зенитного огня. На базе ракеты Х-23 создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной системой управления.

В дальнейшем в отечественных ВВС ракеты Х-23 и Х-23М были заменены ракетами ]]>Х-25МР]]>.

На западе Х-23 и ее модификации получила обозначение AS-7 "Kerry".

Состав

]]>Ракета Х-23 установленная на Су-17]]>

Ракета Х-23 имела аэродинамическую схему "утка" (см. ]]>проекции]]>, ]]>компоновочную схему]]>).

Наведение радиокомандное визуальное по трассеру методом "трех точек". Трассер установлен на кронштейне под хвостовой частью ракеты. Время телеуправления 27 с. Для наведения ракет Х-23 использовалась бортовая самолетная аппаратура наведения "Дельта-Н", "Дельта-НМ". Возможно применение подвесного контейнера с аппаратурой наведения - "Дельта-НГ". На учебно-боевых самолетах МиГ-23УБ для наведения ракет Х-23 использовалась встроенная в правую неподвижную часть крыла аппаратура "Дельта-НМ". В ходе наведения летчик, следя за трассером ракеты, корректировал ее отклонение от цели движениями вверх-вниз и влево-вправо специально подвижной кнопки - кнюпеля на ручке управления. При испытаниях выявилась ненадежность наведения - причиной оказалось влияние трассера, смонтированного рядом с приемной антенной бортовой системы наведения "Дельта-Р1М". Рупорная антенна и ее волноводы нагревались и вибрировали. Устраняя недостатки, трассер заменили и вынесли под корпус ракеты на кронштейн.

Полуавтоматическое наведение Х-23 осуществлялось с помощью теплонеленгатора, отслеживающего полет ракеты по ее трассеру. В этом случае от летчика требовалось только удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды. Этот метод был использован в системе наведения "Аркан" на Су-24, где использовался телевизионный пеленгатор ракет "Таран-Р", автоматически определявший угловые координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию.

]]>]]>Пуск Х-23 был возможен с пикирования и с горизонтального полета, но после него пилот все же был связан в маневре - ракету нужно было удерживать в поле зрения и створе радиолуча до попадания в цель. По этой причине дальность пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность атаки снижал и чисто психологический фактор - натолкнувшись на огонь ПВО, летчик прекращал слежение за целью и все внимание уделял противозенитному маневрированию. Частично эти недостатки были устранены в модернизированном варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более совершенной системой радиоуправления и трассером повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5), облегчавшим визуальное сопровождение. Несколько изменена была аэродинамика ракеты и форма оперения. Новое бортовое оборудование "Дельта-Р2М" дало возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение ракеты.

Пуск ракеты производится с истребителя-бомбардировщика, летящего со скоростью от 550 до 1500 км/ч на высоте от 100 до 5000 м. Угол пуска по отношению к цели от 2 до 40°. Подвеска Х-23 осуществлялась на авиационные пусковые устройства АПУ-68У (УМ).

Двигатель твердотопливный с суммарным импульсом тяги 110000 н/с.

]]>]]>Боевая часть ракеты кумулятивно-осколочно-фугасная, снаряжена мощным взрывчатым веществом типа ТГ-40. В двух бортовых сегментах боевой части помещено 1488 готовых поражающих элементов - стальных кубиков с ребром 10 мм, которые при подрыве разлетались вбок и вперед. БЧ обеспечивала сплошное поражение небронированных целей в радиусе до 40 м и уничтожение защищенных объектов с толщиной брони до 250 мм. БЧ снабжалась неконтактным взрывателем РОВ-19Л, обеспечивавшим подрыв при пролете над целью, а в случае прямого попадания срабатывали находящиеся в рулевом отсеке контактные датчики СКД-24.

Для обучения летчиков навыкам боевой работы с ракетой Х-23, спроектирован наземный тренажер ТНР-23.

Тактико-технические характеристики

Самолет-носитель МиГ-23, МиГ-23Б, МиГ-23БК, МиГ-23УБ, МиГ-27М, Су-24М, Су-17М1, Су-17М2, Су-17М3, Су-22М1, Як-38
Длина, мм 3591 (3630)
Максимальный диаметр фюзеляжа, мм 275
Размах крыла, мм 785
Размах рулей, мм 424
Стартовый вес ракеты, кг 289
Вес ракеты в конце активного участка, кг 225
Вес боевой части, кг 111
Дальность прицельной стрельбы, км 2-10
Скорость полета, м/с 750
Высота применения, м 100-5000
Круговое вероятное отклонение, м 6
Вероятность попадания 0.56-0.62

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М.Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты" - СПб,"Бастион", 1.2000
  2. ]]>Н. Сойко, Н. Якубович "Русские молнии под индексом Х", "Техника-Молодежи" N2 1993 г.]]>
  3. Широкорад А.Б. "История авиационного вооружения", -Мн.: Харвест, 1999.-560с.