Авиационная тактическая ракета Х-25МР (изделие 714)

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
10 км.
Год разработки:
1981 г.

]]>Ракета Х-25мр]]>Авиационная тактическая ракета Х-25МР с радиокомандной системой наведения предназначена для поражения малоразмерных наземных и одиночных надводных целей: кабин РЛС, пусковых установок ракет, самолетов на открытых стоянках, железнодорожных эшелонов и малотоннажных кораблей и судов.

Входит в состав модульного ряда семейства ракет X-25М.

Основным достоинством ракеты является высокая помехоустойчивость в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия и относительно низкая стоимость.

Разработчик - ОКБ "Звезда".

В состав модульного ряда семейства модульных ракет Х-25М вошли ракеты:

  • ]]>Х-25МЛ]]> - с лазерной головкой самонаведения;
  • ]]>Х-25МР]]> - с радиокомандной системой наведения;
  • ]]>Х-25МП]]>- с радиолокационной пассивной головкой самонаведения.

Система вооружения Х-23 с ракетами Х-25МР используется самолетами МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, МиГ-23Б, Су-17М, Су-22М4, Су-24М, Су-24МК. Все самолеты размещают 2 ракеты, а Су-24МК -четыре.

Серийное производство ракет семейства Х-25М началось в 1982 г. Калининградским производственным объединением «Стрела».  Серийное производство ракет Х-25МР было свернуто к 1993 г.

На западе ракета получила обозначение AS-10 "Karen" (AS-7 "Kerry").

Состав

]]>]]>

Ракета Х-25МР (см. ]]>проекции]]>), как и другие модульные ракеты семейства Х-25М, выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:

  • Планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Корпус технологически делится на шесть отсеков. Все детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;
  • Двигатель РДТТ-324. Разработан на базе двигателя ПРД-276 ракеты Х-27ПС, от которого отличается использованием менее дымного топлива и является твердотопливным, двухрежимным, однокамерным ракетным двигателем, в стальной корпус которого заливается заряд смесевого топлива. Двигатель имеет суммарный импульс 17200 кг-с, тягу за время 0,15...2с более 2000 кг, время работы 5... 11,5 с, массу топлива 82,5 кг, массу снаряженную 122 кг; 
  • боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 160 кг, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;
  • контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200...900 м/с и углах подхода 2...45° (от горизонта);
  • систему управления ракетой СУР-17. Разработана на базе системы управления СУР-73 ракеты Х-27ПС. Ее главное отличие — использование блока формирования команд управления БФКУ-89, состоящего из датчика угла тангажа и электронной схемы и отличающегося от БФКУ-79 автопилота СУР-73 введением признака системы наведения и закона переключения при превышении углом визирования заданной величины, зависящей от времени.  Кроме БФКУ-89, в состав СУР-17 входят блок управления БУ-42-01, включающий три датчика угловых скоростей, два датчика линейных ускорений, датчик крена и электронную схему; два пневматических рулевых привода ПГ-11 для управления по курсу и тангажу; пневматический рулевой привод ПГ-10 для стабилизации ракеты по крену;
  • электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-71 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-71, электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами и регулятор частоты БРЧ-2;
  • воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей, устройству запуска ампульной батареи;
  • радиокомандную систему наведения В-500. В-500 отличается от аппаратуры «Дельта-Р2М» ракеты Х-23М меньшими габаритами (в 5 раз) и массой (в 3 раза).

Все варианты ракеты имеют общий базовый модуль, где размещаются системы управления, пневмо- и элетросистемы, двигатель, боевое снаряжение, и сменные носовой (ГСН на Х-25МЛ и МП, на Х-25МР пустой обтекатель, под которым размещены преобразователь с регулятором частоты) и хвостовой отсеки (аппаратура В-500 на Х-25МР, обтекатели на Х-25МЛ и МП).

Ракета Х-25МР получалась из ]]>Х-25МП]]> заменой пассивной радиолокационной ГСН на носовой обтекатель и размещением в 6-м отсеке радиокомандной аппаратуры  В-500.

]]>]]>Х-25МР (изделие 714) наводится классическим радиокомандным способом по помехозащищенному каналу. Приемная аппаратура и трассер для слежения за полетом установлены в хвостовом отсеке. Возвращение к, казалось бы, не очень совершенному способу наведения объясняется некоторыми недостатками лазерных боеприпасов и систем подсветки. Они обеспечивали достаточную дальность пуска лишь с больших высот, были чувствительны к погодным условиям (влажный воздух, дымка и пыль ослабляют лазерный луч) и требовали сопровождения ракеты пикированием на цель (в системах «Клен» и «Прожектор»), повышая уязвимость самолета. Другой причиной сохранения на вооружении ракет с радиокомандным наведением оставалось само наличие на самолетах этих систем - нишу следовало чем-то заполнить, а доводы в пользу Х-25МР ничуть не уступали остальным. К тому же, многие иностранные заказчики настаивали на сохранении такого вооружения на своих машинах, которые комплектовались экспортным исполнением радиокомандной аппаратуры «Дельта-НГ2Э», хорошо освоенной летчиками и управляемой тем же книппелем, что и луч лазерной подсветки.

Возможности современного радиокомандного наведения позволяют наносить удар с горизонтального полета, не входя в зону действия ПВО противника и не сковывая летчика в маневре после пуска. 

По сравнению с другими ракетами серии Х-25М ракета Х-25МР имеет усиленную осколочно-фугасную боевую часть типа Ф-27, размещенную в двух блоках в носовой и хвостовой частях ракеты. Для визуального сопровождения ракеты на ней установлен трассер.

Ракета Х-25МР предназначена для поражения тех же целей, что и Х-25МЛ, и используется в системе вооружения Х-23, включающих:

  • две-четыре ракеты Х-25МР;
  • пусковые устройства АПУ-68У, АПУ-68УМ, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМЗ с электроавтоматикой управления;
  • радиокомандную аппаратуру управления «Дельта-Н», встроенную на носителе ракет или размещаемую на нем в подвесном контейнере;
  • наземное контрольно-проверочное оборудование;
  • наземный тренажер.

Тактико-технические характеристики

Дальность пуска,км 2.5-10
Диапазон высот пуска,км 0.05-5
Диапазон скоростей пуска,км/ч 700 - 1350
Максимальная скорость полета ,м/с 870
Средняя скорость полета на дальность 6км ,м/с 450
Время управляемого полета ,с 90
Располагаемая перегрузка ,g 10
Точность (Екво) ,м 5-6
Габариты,мм
              длина 3686
              диаметр корпуса 275
              размах крыла 755
Стартовый вес ,кг 299
Вес боевой части,кг 140
Транспортный контейнер
              длина,мм 4200
              ширина,мм 860
              высота,мм 806
              масса контейнера с ракетой , кг 540

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М. Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты", "Бастион" N1, 2000г.
  2. Широкорад А.Б. "История авиационного вооружения", -Мн.: Харвест, 1999.-560с.
  3. "Авиация ВВС России и научно технический прогресс"
  4. ]]>http://karopka.ru/upload/iblock/884/photo_17_1431702664.JPG]]>