Авиационная тактическая ракета Х-29Т

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
12 км.
Год разработки:
1980 г.

]]>Ракета Х-29т]]> Ракета Х-29Т предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа: железобетонные укрытия, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП, корабли и десантно-высадочные средства водоизмещением от 5000 до 10000 тонн.

Разработка ракеты Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения началась в КБ "Молния" под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ "Вымпел".  Самолеты-носители:  Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-34, Су-35, МиГ-29СМ, Су-25Т, Су-27М, МиГ-27К (М,Д), МиГ-29М. 

Ракеты семейства Х-29 имеют модульную конструкцию и различаются типом установленной ГСН. Двигатель, боевая часть, взрыватель и электропневмосистема ракеты Х-29Т такие же, как и на ракете ]]>Х-29Л]]>. 

Помимо двух базовых вариантов, МКБ "Вымпел" сообщало о разработке ракет Х-29ТЭ (Х-29ТЕ) с увеличенной до 20 - 30 км дальностью стрельбы и Х-29МЛ в комплексе со станцией дальнего подсвета и дальнометрирования и моделей с автономной когерентной РЛГСН разработки "Фазотрон-НИИР".
 

На западе ракета получила обозначение AS-14 "Kedge".

Состав

Ракета Х-29Т имеет аэродинамическую схему "утка" (см. ]]>проекции]]>, ]]>компоновочная схема]]>). Корпус Х-29Т состоит из пяти отсеков - ГСН, отсека управления, БЧ, двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.

Для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы, именуемые на Х-29 «несущими гребнями». Управление по крену (стабилизация) осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом энергоснабжения в 40 с.  

Для поражения прочных и защищенных целей ракета оснащена мощной проникающей БЧ 9Б63МН весом 317 кг, и снабженной контактным взрывателем КВУ-63, обеспечивающим подрыв с заданным замедлением после пробития преграды, уничтожающий содержимое укрытия. БЧ оснащена специальным противорикошетным устройством на передней части, повышающим эффективность удара при малых "скользящих" углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя ("мгновенно" или "с замедлением") задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла. На прочный кожух приходится основная доля массы БЧ, вес взрывчатого вещества составляет 116 кг. 

]]>]]>Ракета Х-29Т имеет пассивную телевизионную систему самонаведения (см. ]]>фото]]>). Измерение углов пеленга цели и угловой скорости линии визирования производится с помощью телевизионной ГСН "Тубус-2" угол поля зрения которой в режиме поиска цели равен 12° x16°   и в режиме автосопровождения - 2.1° x2.9° . Максимальная угловая скорость линии визирования - 10° /c.

ТГСН "Тубус-2" состоит из оптико-электронной части с координатором цели, закрепленным на карданном подвесе, и электронного блока обработки информации, обеспечивающего выделение и запоминание контрастных объектов. Поиск цели может вестись с помощью бортовой аппаратуры самолета или визуально летчиком.

Обнаружив цель и "загнав" ее на прицельно-пилотажный индикатор, летчик выполняет привязку и целеуказание ТГСН, после чего изображение цели появляется и на экране телевизионного индикатора в кабине. Предполагаемый объект атаки может быть "выхвачен" телекамерой из общего фона, а его изображение увеличено для опознания. После выделения цели производится переход с широкого поля зрения ТГСН на узкое, а для сохранения захвата летчику остается только удерживать кнюппелем прицельную рамку на цели, ожидая сближения на разрешенную дальность пуска.

Система управления в вертикальной плоскости работает в двух режимах, автономном и самонаведения. Автономное управление осуществляется на начальном участке полета ракеты, самонаведение - на последнем. После отделения от самолета-носителя автономное управление обеспечивает полет ракеты с постоянным углом тангажа. При достижении равенства текущего угла пеленга и заданного система управления производит программный разворот ракеты на цель до момента равенства нулю текущего значения угловой скорости линии визирования. После этого управление ракетой переходит на пассивное телевизионное самонаведение по методу пропорционального сближения. Телевизионное самонаведение носит пассивный характер и производится по светоконтрастному краю цели. Заметность цели при этом может подчеркиваться не только ее контрастным цветом, но и углом падения солнечных лучей или теням выдающими замаскированный объект. Перед целью ракета делает "горку".

Пуск Х-29Т может осуществляться с малых высот. Дальность ее применения определяется, в основном, возможностью обнаружения цели и сильно зависит от высоты полета, атмосферных условий, контрастности, размеров и конфигурации цели. Круговое вероятное отклонение при пуске с оптимальных по условиям обнаружения цели 4-5км составляет 2.2м.

При нанесении ударов по ВПП аэродромов ракета оставляет воронки диаметром от 12 до 15м и глубиной до 6м.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Т используется контейнер.

Тактико-технические характеристики

Разработчик МКБ "Вымпел"
Изготовитель Ленинградский Северный завод, БАПО "Иглим"
Ракета
Дальность cтрельбы, км 3-12
Скорость полета носителя, км/час 600-1250
Высота пуска, км 0.2-10
Максимальная скорость полета, м/с 450
Средняя скорость полета, м/с 250-350
Габариты: 1
                 - длина, мм 3875
                 - максимальный диаметр корпуса, мм 380-400
                 - размах крыла, мм 1100
                 - размах рулей, мм 750
Cтартовый вес, кг 680
Головка самонаведения
                   - тип пассивная телевизионная "Тубус-2"
                   - разработчик НПО "Импульс" (МНИИТИ)
                   - спектральный диапазон,мкм 0.4-0.95
                   - освещенность,лк 50-10000
                   - поле зрения,град 2-3
                   - ТВ-стандарт 625 строк, 50 Гц
                   - разрешение, линий 550
Боевая часть
                   - тип фугасно-проникающая
                   - вес, кг 317-320
                   - вес взрывчатого вещества, кг 116
 Транспортный контейнер
                 -длина, мм 4350
                - ширина, мм 900
                - высота, мм 860
                - вес ракеты в контейнере ,кг 1030
Ракета Х-29ТЕ
Расположение на пусковых установках АКУ-58ТЕ 
Стартовый вес, кг 690
Длина, мм 3900
Размах крыльев, мм 1100
Дальность пуска:  
     максимальная, км до 20...30
     минимальная, км 3
Высота пуска, км 0,2...10
Масса боевой части, кг 320
Тип боевой части фугасная, проникающего типа

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М. Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты", "Бастион" N1, 2000г.
  2. В.Марковский, К.Перов "Советские авиационные ракеты "воздух-земля", "М-Хобби" N1(41), 2003г, стр.26.
  3. AIR-TO-SURFACE MISSILE OF INCREASED RANGE Х-29ТЕ. Рекламный листок JOINT STOCK COMPANY "STATE MACHINE BUILDING DESIGN BUREAU "VYMPEL BY NAME I.I. TOROPOV". Первая половина второго десятилетия ХХI века (материал предоставлен Гуровым С.В. (Россия, Город-Герой Тула).