Управляемая тактическая ракета средней дальности Х-59 Овод

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
40 км.
Год разработки:
1985 г.

]]>Ракета средней дальности Х-59]]> Тактическая ракета средней дальности Х-59 предназначена для поражения малоразмерных наземных целей, координаты которых определяются до пуска ракеты.

Разработана в МКБ "Радуга", изготавливалась на Смоленском авиационном заводе. Х-59 стала развитием ракеты ]]>Х-29Т]]>, зарекомендовавшей себя как высокоточное оружие, с использованием ряда удачных схемных решений ]]>Х-58]]>. Однако первоначальное намерение создать «телевизионный вариант» Х-58 пришлось отвергнуть: высокоскоростной профиль полета Х-58 не обеспечивал на подлете к цели требуемого времени для поиска, распознавания и «привязки» к цели телевизионной ГСН.  

С 1982 года ракета Х-59 проходила испытания на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. При испытаниях были достигнуты отличные результаты: ракеты не раз поражали мишень с попаданием в радиусе 1 - 1,5 м от «креста». К 1984 году испытания прошли с положительным заключением и Х-59 была рекомендована для оснащения стоявших на вооружении истребителей-бомбардировщиков, но, в конечном счете, от этого отказались в пользу внедрения ракет на фронтовых бомбардировщиках Су-24М, где в роли оператора наведения выступал штурман. Решение мотивировалось не столько эргономическими соображениями, сколько скорым свертыванием производства Су-17М4. В итоге Су-24М стал единственным типом самолета советских и российских ВВС, вооруженным Х-59.

За создание «высокоточного авиационного комплекса Х-59» его разработчикам в 1984 году была присуждена Государственная премия СССР. 

Впервые ракета Х-59 была продемонстрирована на авиасалоне в Дубаи в 1991 году.

На западе Х-59 получила обозначение AS-13 "Kingbolt".

В дальнейшем на базе этой ракеты были созданы модифицированные варианты ракет семейства ]]>Х-59М]]> с увеличенной дальностью стрельбы и новым двигателем.

Состав

]]>]]>Двухступенчатая ракета Х-59 выполнена по аэродинамической схеме "бесхвостка" с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии (при транспортировке складывается) (см. ]]>проекции]]>).

Ракета снабжена двумя РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым (возвращение к боковым соплам было вызвано занятием хвостовой части антенным блоком). После завершения работы стартовый двигатель отстреливается с помощью пиротолкателей. Маршевый двигатель обладает небольшим удельным импульсом и обеспечивает скорость полета на траектории порядка 285 м/с.  БЧ ракеты фугасно-кумулятивного действия массой 148 кг, служит для поражения прочных малоразмерных целей.

Управление ракетой осуществляется электромеханическими рулевыми приводами, питающимися от бортовой аккумуляторной батареи и преобразователя. Для осуществления маловысотного полета в состав аппаратуры входит радиовысотомер. Основными конструкционными материалами служат легкие сплавы и высокопрочная нержавеющая сталь ВНС-2 в агрегатах фюзеляжа, крыло сварное из легкого сплава АМГ-6 с лонжеронами из ВКЛ-3. Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки Х-59 изнутри оклеены слоем синтетического материала, а гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для повышения жесткости залит пенопластом вместе с установленными в нем жгутами и разъемами.

В целях повышения надежности, живучести и улучшения условий эксплуатации ракета скомпонована по отсекам. В каждом отсеке собраны системы, функционально наиболее связанные между собой.
Такая компоновка позволяет:

  • применить управляемую направленную антенну необходимого диаметра при минимальном миделе фюзеляжа ракеты,
  • производить замену боевых частей без расстыковки волноводного тракта,
  • оптимально использовать охлаждающий воздух, поступающий с самолета-носителя,
  • обеспечить удобный доступ к блокам электрооборудования при эксплуатации .

Для предохранения оптического обтекателя аппаратуры телевизионно-командного наведения от механических повреждений и аэродинамического нагрева в процессе совместного полета на ракете предусмотрен защитный конус, который с системой его сброса и раскладывания дестабилизаторов размещен перед видеообтекателем.

Существуют два способа наведения ракеты Х-59 - автономное и автономно-штурманское. 

 При автономном наведении перед пуском в память бортовой системы управления ракеты заносятся координаты цели.    Подключение двусторонней линии телевизионной и радиокомандной связи происходит после сброса стартового ракетного двигателя, открывающего антенну ракеты. После этого изображение пространства по курсу полета транслируется на борт самолета. Ракета направляется в район цели, заняв заданную с учетом рельефа высоту (от 15 до 1000 м), совершает полет (с помощью автопилота СНАУ-59) до момента обнаружения цели на экране видеокомандного устройства (ВКУ) в кабине штурмана.  Произведя опознавание цели штурман на экране ВКУ накладывает подвижное перекрестье на цель и нажимает кнопку привязки автоматической системы слежения "Тубус". После этого ракета самостоятельно наводится на цель.

Автономно-штурманское наведение выполняется при наличии характерных наземных протяженных ориентиров на трассе полета ракеты или при наличии ориентиров для коррекции в районе цели. При данном методе ракета на протяжении всего полета с момента отделения от носителя наводится как по командам автопилота, так и с помощью ручного управления от ручки механизма управления перекрестием (МУЛ) у штурмана. Круговое вероятное отклонение Х-59 при таком способе наведения составляет всего 2 - 3 метра, однако применение ракеты возможно исключительно в ясную погоду при хорошей видимости цели и наличии заметных ориентиров на местности, обеспечивающих наведение. При испытаниях системы наилучшие результаты достигались при наведении с помощью контрастных линейных ориентиров типа реки, шоссе или железной дороги, выводивших к цели, в противном случае решение задачи было проблематичным.

Для ракеты Х-59 на самолете-носителе необходимо иметь специальный подвесной контейнер типа ]]>АПК-8]]>. Аппаратный подвесной контейнер, оборудованный антенными блоками передней и задней полусферы, обеспечивает процесс наведения и после отворота носителя на обратный курс, позволяя самолету выходить из атаки после пуска, не входя в зону зенитного огня, а радиокомандная коррекция в реальном масштабе времени позволила уверенно поражать даже малоконтрастные объекты, «неподходящие» для обычной ТГСН, к которым те не могли осуществить привязку. Использование подвесного контейнера дает возможность применения ракеты Х-59 с различных носителей, в том числе и зарубежных.

Преимуществами телекомандной системы наведения "Текон-1" ( разработчик - МНИИТИ)  являются:

  • возможность «дистанционного» поиска и детекции цели, осуществляемых с помощью телевизионной головки на значительном удалении от носителя (прежде процесс осуществлялся при нахождении ракет на подвеске и ограничивался небольшим расстоянием до цели по возможности ее визуального обнаружения);
  • значительно возросшая точность попадания - наведение летчиком возможно практически до поражения цели;
  • осуществление всеракурсного управления ракетой, в том числе при отходе самолета от цели.

Для подвески и пуска Х-59 служит унифицированное авиационное катапультное устройство АКУ-58-1. 

Для транспортировки и хранения ракеты применяется термоконтейнер.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы ,км 40
Точность стрельбы (КВО), м 2-3
Скорость полета, м/с 285
Длина ракеты, мм 5368 - 5370
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 380
Размах крыльев , мм 1260 (1170)
Стартовый вес ,кг 760-790
Авиационная пусковая установка АКУ-58
Число ракет на ПУ 1
Разработчик МКБ "Вымпел"
Вес пустой ПУ, кг 185
Длина ПУ, мм 3810
Ширина ПУ, мм 130
Высота ПУ, мм 220

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М. Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты", "Бастион" N1, 2000г.
  2. В.Марковский, К.Перов "Советские авиационные ракеты "воздух-земля", М., Экспринт, 2005г.