Авиационная управляемая ракета Х-59МК (Х-59МК2)

Базирование:
Система управления:
Боевая часть:
Применение:
Страна:
Дальность:
285 км.
Год разработки:
2001 г.

 

]]>]]>Управляемая ракета Х-59МК повышенной дальности класса «воздух-поверхность» с активной радиолокационной головкой самонаведения является модификацией ракеты ]]>Х-59М]]>  и предназначена для поражения широкой номенклатуры радиолокационно-контрастных надводных целей в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях при волнении моря до 6-и баллов. Обеспечивается групповое применение ракет.

Разработчик -  ФГУП МКБ "Радуга" (г. Дубна, Московской области).  Х-59МК была  впервые  продемонстрирована на международном авиасалоне МАКС-2001. Ракета входит в состав вооружения авиационных комплексов типа Су-30.

Многоцелевая ракета Х-59МК2 (см. ]]>фото]]>) является модификацией Х-59МК и предназначается для поражения широкой номенклатуры неподвижных наземных целей с известными координатами местонахождения, в том числе не имеющих радиолокационного, инфракрасного и оптического контраста по отношению к окружающему фону. 
 

Состав

]]>]]>Как и все ракеты семейства Х-59, ракета Х-59МК выполнена по схеме "бесхвостка" и снабжена крестообразным треугольным крылом (см. ]]>схему]]>). В носовой части корпуса установлены четыре дестабилизатора.  По сравнению с Х-59М ракета имеет новую систему управления и маршевый двигатель. Замена стартового ускорителя на дополнительный топливный бак позволила значительно увеличить дальность полета ракеты (см. комп.схему).

Х-59МК используется для поражения широкой номенклатуры надводных радиолокационно-контрастных целей с ЭПР более 300 м2 (от катера до крейсера) в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях в открытом море и вблизи береговой черты. Максимальная дальность стрельбы ракеты Х-59МК по цели типа   "эсминец-крейсер" составляет 285км, по цели типа "катер" - 145км (см. ]]>зону поражения]]>). По оценке разработчика, вероятность попадания в крейсер или эсминец составляет 0.9-0.96, в катер - 0.7-0.93. При этом, для поражения катера достаточно одной ракеты, а расчетное среднее число попаданий для уничтожения крейсера или эсминца составляет 1.8 и 1.3, соответственно.

ПКР Х-59МК оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э , что в сочетании с современной помехозащищенной системой управления и мощной БЧ обеспечивает высокую эффективность боевого применения. АРГС-59Э разработана в ОАО "НПП "Радар ММС" (г. С-Петербург). Максимальная дальность обнаружения АРГС цели типа "эсминец" (ЭОП>5000кв.м) -25км, цели типа "катер" (ЭОП>300кв.м) -15км. Угол прокачки антенны АРГС по азимуту - ±45°, по углу места - +10°..-20°. Ракета способна выполнять сложные траектории полета с обходом опасных зон и всеракурсным подходом к цели (см. ]]>схему]]>). Обеспечивается групповое применение ракет.

Ракета Х-59МК2  (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>)отличается от Х-59МК корреляционно-оптической головкой самонаведения, обеспечивающей автономное распознавание прилегающей к цели местности. Она оснащена системой навигации и автоматического управления, выполненной на базе бесплатформенной инерциальной навигационной системы и дополненной блоком спутниковой коррекции.   В состав систем управления ракет Х-59МК (Х-59МК2) входит радиовысотомер А-079Э разработки  УПКБ "Деталь".  Маршрут низковысотного полёта к цели задаётся в полётном задании. При этом высота полета ракеты над земной поверхностью (в зависимости от рельефа местности) составляет всего 50…300 м, что крайне затрудняет перехват наземными средствами ПВО. Система конечного самонаведения обеспечивает круговое вероятное отклонение от заданной точки, не превышающее 3…5м.  Ракета Х-59МК2 может применяться в любое время года, при освещенности местности 103 ÷ 105 лкс, над любым типом местности. Ракурс цели при пуске ракеты Х-59МК2  до ±45°.

Проникающая боевая часть  (ПрБЧ) весом 320кг (см. ]]>фото]]>) имеет взрыватель с временной задержкой. Габариты ПрБЧ: диаметр-380мм, длина-1131мм. Ракета Х-59МК2 может комплектоваться кассетной боевой частью (КБЧ) весом 283кг с поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия.

]]>]]>Ракеты Х-59МК и Х-59МК2 оснащены высокоэкономичным малоресурсным турбореактивным двигателем 36МТ. Двигатель 36МТ (ТРДД-50АТ) разработан Омским моторостроительным конструкторским бюро (ОАО "ОМКБ"), выпускается НПО "Сатурн".

Турбореактивный двигатель 36МТ пилонного исполнения - двухконтурный, двухвальный, с соосными валами каскадов низкого и высокого давления. Камера сгорания - кольцевая полупетлевая с вращающейся форсункой. Каскад высокого давления – оседиагональный компрессор и одноступенчатая осевая турбина, каскад низкого давления – одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина. 

36МТ развивает статическую взлетную тягу 450кгс на уровне моря при собственном сухом весе 82кг, обладает максимальным поперечным размером в 330мм и длиной 850мм. Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс*ч. Используемое топливо — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ.

Двигатель работает в достаточно широком полетном диапазоне с возможностью маневра по высоте и скорости (высота полета от 0.2 до 11км, скорость полета до 1100км/ч). Для выполнения полетной программы и регулирования 36МТ оборудован современной электронно-гидравлической системой управления и встроенным электрогенератором мощностью 4 кВт. Двигатель имеет автономную маслосистему.

Эксплуатационные особенности двигателя 36МТ:

  • Высокая топливная экономичность.
  • Стойкость к попаданию на вход мелких посторонних предметов (птицы, пыль и др.).
  • Стойкость к воздействию ударных и тепловых волн.
  • Способность к самопроизвольному выходу из помпажа после исчезновения вызвавшей его причины.
  • Надежный запуск во всем диапазоне внешних условий эксплуатации (от +60° С до −50° С).
  • Высокая приёмистость.

Для контроля ракет Х-59МК при проведении их регламентного обслуживания используется автоматизированная система контроля АСК из состава комплекса "ОКА", доработанная для контроля ракет Х-59МК. Для обеспечения эксплуатации ракет в условиях технической позиции, транспортировки, хранения в арсеналах и складах, проведения регламентного обслуживания, проверки ракет и выдачи их для подвески под самолёт-носитель используются средства наземного обслуживания СНО-106МА.

Комплект поставки:

  • боевой вариант - ракета Х-59МК;
  • учебно-разрезной вариант - ракета Х-59МК(УР);
  • учебно-действующий вариант - ракета Х-59МК(УД);
  • автоматизированная система контроля;
  • средства наземного обслуживания ракеты Х-59МК;
  • комплект ЗИП групповой ракеты Х-59МК;
  • комплект эксплуатационной документации групповой.

Тактико-технические характеристики

 

  Х-59МК Х-59МК2
Максимальная дальность, км: 285
Минимальная дальность, км 5…25
Режимы пуска ракеты:
            - диапазон скоростей полёта носителя при пуске, км/ч
            - диапазон чисел М полета носителя при пуске
            - диапазон высот полета носителя, км
            - ракурс цели при пуске, град

600...1100
0,5…0,9
0,2…11
-45...+45
Скорость полета ракеты, км/ч 900…1050
Высота полета ракеты,м:
            - на маршевом участке
            - в районе цели

10…15
4…7
50…300
Стартовая масса ракеты, кг не более 930 не более 900
Масса боевой части, кг 320 -ПрБЧ 320 - ПрБч
283 - КБЧ
Габаритные размеры, м:
            - длина корпуса
            - размах крыла
            - диаметр основного корпуса  / носовой части

5,7
1,3
0,38 / 0,42
Время подготовки к пуску из дежурного режима, с 15
Максимальное время нахождения на подвеске самолета-носителя в режиме боевой готовности, суток 30

Источники

  1. ]]>Авиационная управляемая ракета Х-59МК]]> /ОАО "Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение"/
  2. ]]>Авиационная управляемая ракета Х-59МК2]]> /ОАО "Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение"/
  3. ]]>Малоразмерные двигатели изд. 36МТ/37]]> /НПО "Сатурн"/
  4. ]]>Модернизация УРвп Х-59М]]> /missiles.ru/
  5. ]]>Радиовысотомеры УПКБ "Деталь"]]>
  6. Х-59МК Ракета повышенной дальности /Рекламный проспект ОАО ГосМКБ "Радуга"/