ЦАМТО: демарши иранских политиков не “разморозят” контракт по С-300

Опубликовано:
27 сен 2010 - 00:00
Страна:
Назначение:

Заявления иранских политиков о возможности судебных исков против России не повлияют на решение Москвы “заморозить” контракт на поставку зенитных ракетных систем С-300 в эту страну, заявил РИА Новости в понедельник директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.

В воскресенье в ходе заседания парламента Ирана председатель парламентского комитета по безопасности и внешней политике Алаэддин Боруджерди (Alaeddin Boroujerdi) заявил о том, что Тегеран может в судебном порядке потребовать с РФ возмещения ущерба в случае срыва поставок комплексов С-300.

” Указ президента РФ Дмитрия Медведева однозначно запрещает поставку в Иран зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300 ПМУ1, контракт по которым был заключен в 2007 году. Поэтому любые демарши иранских официальных лиц не смогут изменить сложившуюся ситуацию”, – сказал Коротченко.

По его словам, мировая практика свидетельствует, что штрафные санкции за одностороннее аннулирование контрактов составляют 5-10 процентов от их стоимости, что прописывается в каждом конкретном соглашении. “В случае, если возникшая после выполнения Россией резолюции СБ ООН №1929 (санкции) правовая коллизия не подпадает под понятие “форс-мажорное обстоятельство”, то с формальной точки зрения, Тегеран вправе поставить вопрос о соответствующей финансовой компенсации”, – заявил эксперт.

Однако, по его мнению, это вряд ли будет с пониманием воспринято в России. “Не будем забывать, что Москва реализует в Иране и более масштабные программы, чем С-300, в частности, строительство АЭС в Бушере”, – напомнил он.

По словам руководителя ЦАМТО, Тегеран должен вести себя осмотрительней, учитывая, что помимо РФ и Китая, у него больше нет влиятельных союзников в мире. Именно Москва и Пекин, как постоянные члены Совета Безопасности ООН, вероятнее всего, прибегнут к праву вето, если будет поставлен вопрос о нанесении авиаударов по объектам военной и ядерной инфраструктуры Ирана, заметил собеседник агентства.

Коротченко считает, что Иран упустил время и не в полной мере использовал “окно-возможность”, которая открылась после выхода РФ из соглашения Гор-Черномырдин в начале 2000-х годов (запрет российского военного экспорта в Иран). “Иранские переговорщики непростительно затянули время, пытаясь сбить цену по ряду контрактов, включая С-300, вместо того, чтобы подписать его в 2002-2003 годах на российских условиях, дотянув до новых санкций”, – сказал эксперт.

Между тем ранее в понедельник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил журналистам в Пекине, что непоставка Россией Ирану С-300 подпадает под понятие “форс-мажор”.

Контракт на поставки Ирану комплексов ПВО С-300 был подписан в конце 2007 года: Россия должна была поставить пять дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 на сумму около 800 миллионов долларов. Однако 22 сентября этого года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению четвертой санкционной резолюции СБ ООН в отношении Ирана (№1929 от 9 июня 2010 года). Указ предусматривает запрет на передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.

По данным ЦАМТО, в 2001 году Тегеран приступил к реализации 25-летней программы перевооружения национальных вооруженных сил, которая предусматривает, в основном, ориентацию на закупку вооружения и военной техники (ВиВТ) российского производства. Общий объем финансирования программы оценивается в 25 миллиардов долларов.

В перспективе Иран рассматривался в Москве как возможный заказчик зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) среднего радиуса действия “Бук-М2Э” для создания эшелонированной системы ПВО страны. Перспективный объем этой закупки эксперты оценивают в пределах от 18 до 36 таких ЗРК. По данной позиции упущенная выгода оценивается в 250-500 миллионов долларов.

В январе 2007 года Россия полностью завершила поставку в Иран 29 ЗРК малой дальности “Тор-М1″ стоимостью 700 миллионов долларов. Сейчас эти “Торы” развернуты для прикрытия от нападения с воздуха важнейших иранских государственных и военных объектов. Потери российской стороны в случае отказа поставлять запчасти и ракеты для ЗРК “Тор-М1″ можно приблизительно оценить в 50-80 миллионов долларов, подсчитали в ЦАМТО.

Ранее Тегеран высказывал намерение закупить до тысячи российских переносных ЗРК «Игла-С». Сумма возможного контракта могла составить до 500 миллионов долларов.

Иранская сторона также проявляла интерес к закупке радиолокационных станций “Гамма-ДЕ” и “Каста-2Е2″. В этом случае ориентировочные потери России могут составить 100-200 миллионов долларов.

Источник: 
http://rian.ru