Иран может предъявить России штрафные санкции на сумму до 200 млн дол за нарушение контрактных обязательств по поставкам вооружений

Опубликовано:
24 сен 2010 - 00:00
Страна:
Назначение:

Штраф только за аннулирование соглашения по поставке пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 стоимостью более 800 млн дол может составить до 10 % от суммы контракта, то есть около 80 млн дол.

В целом, как показывает мировая практика, штрафные санкции за одностороннее аннулирование контрактов составляют от 5 до 10 % от их стоимости, что прописывается в каждом соглашении.

На момент подписания указа президента РФ Дмитрия Медведева о мерах по выполнению резолюции СБ ООН № 1929 от 9 июня 2010 года, в стадии реализации с Тегераном находилось еще несколько программ.

По имеющимся данным, контракт на модернизацию 24 Су-24 (300 млн дол) входил в пакетное соглашение стоимостью 1,4 млрд дол, подписанное в декабре 2005 года. Основной объем работ по этой программе планировалось выполнить в период 2009-2010 гг. Предположительно, эта программа на текущий момент реализована на 50 проц. Если это соответствует действительности, с учетом сворачивания работ по этой программе штрафные санкции могут составить до 15 млн дол

В 2010 году планировалось завершить работы по модернизации третьей ДЭПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Ирана. Штрафные санкции по этой программе могут составить 3-5 млн дол.

Остальная сумма приходится на неисполнение контрактных обязательств по поставкам запчастей, сервисному обслуживанию и ремонту ранее поставленной военной техники. Этот сегмент очень емкий из-за большого количества поставленных Тегерану вооружений, а контракты, как правило, предусматривают обеспечение МТО и поставку запчастей в течение длительного периода времени.

По мнению ЦАМТО, в случае выставления штрафных санкций, государство должно компенсировать потери предприятиям ОПК из госбюджета, поскольку они не несут ответственность за возникшую форсмажорную ситуацию.

Указом президента РФ предусматривается запрет на экспорт всех семи видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН – боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем.

Указ президента РФ полностью соответствует п.8 резолюция № 1929, принятой 9 июня 2010 года Совбезом ООН, которая  вводит запрет на продажу Исламской Республике Иран всех семи категорий вооружений по классификации Регистра ООН. 

Следует отметить, что кроме поставки финальных образцов вооружений, указ президента РФ предусматривает также запрет на поставку запчастей и средств материального обеспечения к военной технике, которая входит в перечень семи категорий вооружений Регистра ООН, что также соответствует п.8 резолюции № 1929 СБ ООН..

В то же время, как отметил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, «Россия не прекращает полностью военно-техническое сотрудничество с Ираном, возможности для этого остаются, несмотря на введение жестких ограничений».

В этом же ключе высказался заместитель министра иностранных дел России Алексей Бородавкин, который заявил, что «в строгом соответствии с резолюцией СБ ООН и соответствующим указом президента РФ, Россия ограничивает объем военно-технического сотрудничества с Ираном, но не приостанавливает и тем более не прекращает его».

Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, в свою очередь, заявил, что «Россия продолжит ВТС с Ираном по тем вопросам и в тех направлениях, которые не подпадают под ограничения резолюции Совбеза ООН № 1929».

По мнению ЦАМТО, ограниченный сегмент для сотрудничества в сфере ВТС РФ с Ираном имеется, однако вряд ли на это пойдет Тегеран.

Согласно перечню Регистра ООН, под запрет не подпадает легкое стрелковое, полевая артиллерия и минометы калибром менее 100 мм, транспортные вертолеты, зенитные артиллерийские установки, РЛС, военная автомобильная техника и еще ряд систем, которые можно охарактеризовать как «пограничные» и решение об их возможной поставке будет, скорее всего, отрицательным. К примеру, категория «боевые самолеты» напрямую включает многоцелевые истребители, штурмовики, бомбардировщики, самолеты базовой патрульной авиации. Как «пограничные» в этой категории можно рассматривать военно-транспортные самолеты, самолеты ДРЛОиУ, разведывательные самолеты и  учебно-тренировочные самолеты.

Полностью подпадает под запрет военно-морская техника по категории «военные корабли» (боевые надводные корабли основного класса, подводные лодки, катера и малые десантные корабли), бронетанковая техника (основные боевые танки, боевые бронированные машины, бронеавтомобили), вертолетная техника (ударные вертолеты, противолодочные и морские патрульные вертолеты, многоцелевые вертолеты), ракетно-артиллерийское вооружение (оперативно-тактические ракетные комплексы, противотанковые ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, самоходные артиллерийские установки, орудия и минометы калибром более 100 мм), средства ПВО (зенитные ракетные системы малой, средней и большой дальности), ракеты всех типов (наземного, морского и авиационного базирования).

То есть ниша возможного сотрудничества с Ираном в сфере ВТС осталась крайне узкой. Практически по всем этим системам (кроме определенных как «пограничные») иранский ОПК является самодостаточным, и вряд ли будет обращаться к России. Наиболее вероятными сегментами, где сотрудничество может быть продолжено, это транспортные вертолеты и военная автомобильная техника. 

Безусловно, после запрета на экспорт в Иран основных видов обычных вооружений, Тегеран какое-то время сможет сохранить приемлемую боеготовность ВС за счет ранее импортированного вооружения, а также поставок вооружений национальным ОПК. Однако без запчастей к технике российского производства и должного обслуживания большая ее часть в достаточно короткое время придет в небоеготовое состояние.

Источник: 
http://www.armstrade.org