Россия почти проиграла Ливию

Опубликовано:
12 окт 2011 - 07:02

А может проиграть и весь Ближний Восток

«Итальянцы не должны пустить русских в Ливию! » — вот суть конфиденциальных документов, написанных в апреле 2008 года послом США в Италии Рональдом Спольи. Сейчас, в период коварной борьбы за выгодные контракты в африканской стране среди иностранных государств-победителей, они каким-то образом попали в редакцию туринской газеты. В принципе в этих бумагах нет ничего неожиданного. Американцы и ряд европейских стран обеспокоены энергобезопасностью Старого Света и не доверяют России.

Особенно теперь, когда уже ясно, кто будет сидеть в Кремле.

Реконструировать ливийский сценарий очень непросто — это мозаика не только со многими отсутствующими, но и с фальшивыми элементами. И все же попробуем рассмотреть его вкратце с самого начала, с эпохи колонизации.

В 1911 году Итальянское королевство захватило регионы Триполитания и Киренаика в ходе войны с Османской империей. «Большой ящик с песком», как средний итальянец обычно называл Ливию, стал во времена фашизма «четвертым побережьем», куда правящий режим направлял своих мигрантов. Тогда еще никто не знал о больших запасах энергоресурсов, найденных в 1950-х годах, и переселенцы жаловались на плохую почву.

После Второй мировой войны американцы и британцы открыли в независимой уже Ливии две базы, чтобы лучше контролировать Средиземное море. А с момента переворота, организованного Муамаром Каддафи в 1969 году, в истории Ливии начинается смутное время. Следуя примеру Иосифа Сталина на Кавказе и в Крыму, полковник устроил этническую чистку — выгнал из своих домов 20 тысяч простых граждан итальянского происхождения в течение одного дня в октябре 1970 года. Представьте себе, что Прибалтийские республики осенью 1991 года посадили бы на поезда и выслали на восток всех своих жителей со славянскими корнями. Пару лет назад в Мельбурне я буквально онемел, когда познакомился с итальянской пожилой женщиной. Отвечая на мой вопрос, откуда она, бабуля сказала: «Из Триполи, но не могу туда вернуться! ». Для итальянца это то же самое, как если бы вы несколько десятилетий назад встретились с русскими, покинувшими Аляску...

Каддафи так долго продержался у власти, потому что внутри страны великолепно разыграл карту с местными племенами, а на международной арене сыграл на противоречиях между политическими блоками и государствами. Он был удобным для всех правителем, несмотря на то что его друзья-враги постоянно старались его тем или иным способом отстранить.

Какие интриги, какие государственные секреты, какие ужасные тайны связаны с Каддафи! И сколько грязи и крови! Об американских авиаударах по Триполи и Бенгази 15 апреля 1986 года международная общественность все знает. Совсем другой вопрос — с трагедией в небе над островом Устика (Сицилия) 27 июня 1980 года. Тогда самолет итальянской компании «Итавия» был сбит ракетой во время авиационного сражения. Через 20 дней ливийский «МиГ-23» был найден в калабрийских горах. Спустя 31 год, в прошлом сентябре, итальянский трибунал приговорил два наших министерства к выплате 100 миллионов евро семьям 81 погибшего, потому что они скрывали и фальсифицировали доказательства. Записи радаров НАТО, итальянских военных и гражданских ведомств того дня просто куда-то исчезли. А те, кто в тот день находился за мониторами, «ничего не помнят».

Следственный судья Розарио Приоре выяснил, что в день трагедии американский авианосец «Саратога» находился в Неаполитанском заливе, а французский — «Клемансо» — был недалеко от сицилийского побережья. Слухи, опубликованные в печати, говорят о том, что Каддафи должен был в тот вечер вернуться на родину после встречи в Варшаве.

В 2007 году бывший итальянский президент Коссига подтвердил теорию о воздушном бое: рейс 870 Болонья—Палермо был ошибочно сбит ракетой, выпущенной французским истребителем, который следил за самолетом ливийского полковника. А этот последний скрылся внезапно за «Итавией». Конечно, Коссига не представил никаких доказательств. Ходят и другие слухи — о том, что Каддафи предупредили о грозящей опасности из Рима...

Отношения между изолированным африканским диктатором и Италией всегда были своеобразными. Ливийцы традиционно вкладывали и продолжают инвестировать огромные деньги (миллиарды долларов) в акции самых влиятельных итальянских компаний. Одновременно, вызвав ревность других стран, Триполи дал итальянской корпорации ЭНИ разрешение развивать свои стратегические нефтяные и газовые месторождения.

При этом с Каддафи у Италии постоянно возникали забавные и щекотливые ситуации. Например, его сын Саади играл в футбол в итальянской «серии А». Пилотажная группа «распылила» в небе над Триполи итальянский флаг (как символ бывших колонизаторов и оккупантов) во время парада в честь 40-летия ливийской революции. Однажды полковник читал лекцию о превосходстве ислама двумстам итальянским девушкам в Риме (в центре христианского мира). Вообще ни одно его пребывание на Апеннинском полуострове не обходилось без скандалов, а родственница Дуче, Алессандра Муссолини (она является депутатом парламента), ни разу не упускала возможности публично оскорбить Каддафи, называя его «погонщиком верблюдов».

Почему Рим так долго терпел полковника — понять несложно. Итальянцы исторически не доверяют внешней политике Великобритании и Франции (особенно в Африке). Уже в 1950-х годах Энрико Маттеи, основатель ЭНИ, понял важность энергоресурсов для государственной безопасности и постарался снизить зависимость Италии от нефти, производимой в основном американскими компаниями. Именно поэтому, а не по каким-то идеологическим причинам тогда наши специалисты начали работать в СССР. Если у вас во время «холодной войны» лучшие эксперты работали в КГБ или в «ящиках», а в США — в госдепартаменте или в НАСА, то у нас — в ЭНИ.

Кто в марте этого года начал западные авиаудары в Ливии, даже не ожидая официальной позиции НАТО после резолюции ООН 1973? Как странно: французы! Похоже, у Парижа с Каддафи были какие-то неизвестные остальным проблемы. Иначе сложно объяснить такую активность Елисейского дворца, который косвенно дал понять китайцам, чтобы они успокоились с их экспансией в Африке. Италия же предоставляла свои военные базы коалиции, а ЭНИ — бензин повстанцам.

В сентябре Кэмерон и Саркози праздновали победу Переходного национального совета (ПНС) в Бенгази. Ливию посетил и Паоло Скарони. Для некоторых стран визит генерального директора ЭНИ поважнее, чем приезд итальянского министра. Так вот. ПНС подтвердил Скарони соблюдение всех контрактов. По-другому, собственно, и быть не могло. В то же время нельзя не заметить, что «Газпром-нефть» получила через ЭНИ свою долю в проекте «Элефант».

Россия в апреле 2008 года списала долги Каддафи и поменяла их на некоторые выгодные контракты для своих компаний. Часть из соглашений — военная, и вряд ли она будет соблюдена новой властью Триполи. Также из-за своей позиции на протяжении гражданского конфликта 2011 года Москва наверняка окажется без явных союзников в Ливии и среди победителей.

Впрочем, большая ливийская игра только начинается. Пока превосходство в энергосекторе у ЭНИ (которая еще в 2006 году подписала соглашение о международном стратегическом партнерстве с «Газпромом»). Французы, британцы и американцы смотрят, наоборот, не столько на настоящие, сколько на огромные будущие возможности этой африканской страны. Эксперты предполагают, что ее запасы энергоресурсов в десять раз больше, чем предполагалось. Если это действительно так, то Ливия станет для Европы настоящим альтернативным поставщиком в конкуренции с Востоком. Вот в чем причина нежелания Вашингтона видеть русских в Триполи. Но нежелание — это одно, а что же в реальности?

В реальности, чтобы выиграть будущие международные тендеры в Ливии, надо в первую очередь гарантировать качество и надежность. А в этих вопросах у российских компаний часто возникали проблемы. Одно слово: конкурентоспособность. Популярные в вашей стране истории о том, что, мол, никто не любит Россию, на самом деле выдумки. При глобализации сфер влияния больше не существует. Просто, чтобы побеждать, надо быть лучшим.

Западные аналитики сейчас пытаются понять, какова внешняя политика России на Ближнем Востоке и ее отношение к «арабской весне». Пока это не очень ясно. Многих удивляют ошибки, которые допускает Россия, — сначала в Ливии, а теперь и в Сирии. Понятно, что Дамаск традиционно являлся союзником Москвы. Но мир быстро меняется. И на Западе уже есть мнение, что мы наблюдаем «закат России» в ближневосточном регионе. А ее место готова занять невероятно внешнеполитически активная Турция.

Автор материалов: 
Джузеппе Д’амато
Источник: 
http://nn.mk.ru/