В Тульском Государственном Университете состоялась XI Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы проектирования и производства систем и комплексов"

Сегодня в Тульском Государственном Университете (г. Тула) начала работу XI Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы проектирования и производства систем и комплексов", которая завершится завтра.

Организаторами конференции стали Российская академия ракетно-артиллерийских наук, ФГУП «ГНПП «Сплав», ГУП КБ «Приборостроение», ОАО «НПО "Стрела", Тульский государственный университет, Институт высокоточных систем им. В.П. Грязева, Машиностроительный факультет, Факультет систем автоматического управления, Тульский Дом науки и техники, Союз научных и инженерных общественных объединений Тульской области, ОО НТО "ОБОРОНПРОМ".

В данном материале приводится открытая информация по ракетной технике, представленная участниками секции "Проектирование систем и комплексов". Можно считать, что наилучшим был доклад на тему "Аналитический обзор современных образцов ракетной техники с целью обоснования технических требований к перспективной навигационной системе" (по заявке). Доклад в виде презентации "Навигационная система малогабаритной ракеты эффективности функционирования: технические требования и прототипы" был посвящен анализу тактико-технических требований существующих ракет класса "воздух-воздух", "воздух-земля", "корабль-земля", "корабль-корабль", "земля-земля", "земля-корабль" за исключением сверхзвуковых ракет, оперативно-тактических ракет, тактических ракет, противотанковых управляемых ракет, реактивных снарядов реактивных систем залпового огня и зенитных управляемых ракет с целью формирования требований к перспективной навигационной системе ракетной техники (НСРТ). В частности, кратко было рассказано о тактико-технических характеристиках ракет Р-77 (Россия), V3EA-Darter (ЮАР), крылатых ракет 3М14-Э (Россия), SCALP (Франция), YJ-62 (Китай). По результатам анализа были представлены требования к перспективной НСРТ:

  • высокие скорости полета (в настоящее время 5М и в перспективе 7-12М);
  • высокие перегрузки управления (100g);
  • большие углы разворота (180 градусов);
  • большие угловые скорости разворота (500 град и выше);
  • значительные ударные нагрузки (порядка 10000g);
  • сложная траектория полета (различные профили полета);
  • вибрации (более 10g) и акустические шумы (более 110дБ);
  • высокая точность (промах десять метров);
  • круглосуточность и всепогодность;
  • помехозащищенность (за счет многоканальности информации);
  • универсальность по носителям;
  • минимальная масса (менее 1кг) и объем.

Тема другого доклада: "Теоретическая оценка эффективности функционирования бронезащиты динамического типа (НОЖ)" была посвящена анализу украинского варианта так называемой активной брони для бронетехники. По результатам доклада был сделан один из основных выводов, что такая защита не может быть эффективной в случае попадания следующего или следующих снарядов или ракет. Использовать подобную броню для защиты дотов и дзотов также не выгодно. Обеспечить бронирование (защиту) нижней проекции и гусениц бронетехники такой активной броней невозможно.

Также был предствлен доклад по теме, связанной с состоянием и дальнейшим развитием реактивных систем залпового огня в мире, странность которого была в том, что он был подготовлен как спецтема с соответствующим грифом "секретно", хотя подборка была сделана исключительно по открытым источникам. Несмотря на это некоторая открытая информация все-таки была представлена в ходе доклада и обсуждений. Одним из основных вопросов был вопрос о целесообразности создания управляемых реактивных снарядов для реактивных систем залпового огня. Ответ докладчика был следующим: разработка выгодна в случае создания бортовой аппаратуры высокого качества с исключением сбоев в работе навигационных и спутниковых систем, решения вопроса о последовательности идентификации каждым снарядом своей цели при залповом пуске и ориентирования ракеты без нахождения наводчика вблизи района боевых действий. В отношении использования транспортно-пусковых контейнеров в составе артиллерийских частей боевых машин было высказано мнение, что техническая позиция может быть быстро уничтожена при ведении боевых действий. Эта идея не является новой, и в России пакетный (контейнерный) способ заряжания с помощью подъемного крана был предложен в предварительных тактико-технических характеристиках, предъявленных к боевой машине БМД-24Б в 1957 году (по данным Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации). Также было отмечено, что идея унифицированной поворотной рамы в состав которой входили пакеты направляющих для пуска турбореактивных снарядов калибра 140 мм и 240,6 мм была реализована в конструкциях боевых машин типа БМ-14 и БМ БМ-24 в начале 50-х годов прошлого века. Пакетное заряжание прорабатывалось при создании боевой машины реактивной системы залпового огня 9К55 "Град-1". Другими обсуждаемыми вопросами была конструкция управляемого реактивного снаряда GMLRS, управление которой основано на использовании спутниковой навигационной системы GPS и инерциальной навигационной системы, а также конструкция белорусской боевой машины "БелГрад", разработанной на основе боевой машины БМ-21 Полевой реактивной системы М-21, преимуществом которой является только экономия шасси для транспортной машины.

Также затрагивался вопрос ведения бесконтактной войны, т.е. когда человек находится вдалеке от района ведения боевых действий и обеспечивает функционирование техники и вооружения дистанционно. Присутствующие не были готовы к ведению дискуссии на эту тему. Было сообщено, что возможно обеспечить десантирование техники, но управление ими может быть выполнено только операторами на месте, а не дистанционно. На вопрос как можно выполнить десантирование в горных условиях ответ получен не был. Сложилось мнение, что присутствующие не обладаю информацией о дистанционном управлении техникой и вооружением, хотя американцы используют этот подход при эксплуатации беспилотных самолетов, находящихся за пределами территории США, управляя ими с территории Соединенных Штатов (Пенсильвания).

С сожалением было отмечено, что не все подавшие заявки и материалы выступили с докладами. Из двадцати заявленных докладов для секции были сделаны только пять.

Подробнее о темах докладов смотрите на сайте Тульского государственного университета.

Также смотрите фоторепортаж о экспонатах ракетной техники в экспозиции Музея Института высокоточных систем им. В.П. Грязева Тульского Государственного Университета (г.Тула).

Автор материалов: 
С.В. Гуров (г.Тула)