Противотанковый ракетный комплекс "Малютка" (9К14/9К11)

ПТРК "Малютка"ПТРК "Малютка" предназначен для борьбы с бронированными целями, разрушения укрытий и уничтожения огневых средств и точек противника. Разработан в КБМ (г.Коломна) под руководством главного конструктора С.Н. Непобедимого в 1960 году. Переносной вариант комплекса 9К11, а также созданный в инициативном порядке макетный образец боевой машины 9П110 прошли большой объем испытаний с пусками ракет в 1961 году и 16 сентября 1963 г. были приняты на вооружение.

В дальнейшем ракету модернизировали с присвоением индекса 9М14М (комплекс 9К14М). В 1968 году под этот комплекс была разработана новая боевая машина 9П122 на базовой машине ГАЗ-41-02. Комплекс вошел и в состав вооружения боевой машины пехоты БМП-1. Боекомплект БМП-1составлял 4 ПТУР, которые вручную устанавливались на направляющую, закрепленную над стволом 73-мм гладкоствольного орудия. Наведение обеспечивалось аппаратурой 9С420. Позднее аналогичное вооружение получила и боевая машина десанта БМД-1, но боекомплект составлял только три ракеты.

В 1969 году завершилась разработка полуавтоматического варианта комплекса - 9К14П "Малютка-П". Вес собственно ракеты, получившей наименование 9М14П, возрос незначительно до 11.4кг. Специально для нового комплекса была создана боевая машина 9П133 на шасси БРДМ-2. Новая ракета 9М14П могла применяться и в составе переносного комплекса 9К11, но только в прежнем, ручном режиме наведения. Наземная аппаратура полуавтоматического комплекса оказалась более громоздкой, что исключило ее применение в переносном комплексе.

Помимо использования в переносных и самоходных комплексах в первой половине шестидесятых годов проводились работы по оснащению комплексами "Малютка" танков ПТ-76, Т-62, Т-10м, но до принятия на вооружение эта техника не дошла.

Серийный танк Т-10М имел 122 мм нарезную пушку М-62 с начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/сек и эффективность стрельбы на 1,5-2 км около 70 %. В целях увеличения дальности стрельбы указанный танк был оборудован управляемыми реактивными снарядами "Малютка" (пехотный вариант). Пусковая установка на три снаряда "Малютка" была расположена на корме башни танка. Установка на этом танке управляемых снарядов позволяла вести стрельбу тремя снарядами на дальность 2,5-3 км и обеспечивалась бронепробиваемость под углом 60º около 200 мм.

Уже в 1963 г. проводились работы по размещению шести "Малюток" на вертолете Ми-1У. В 1974 году был создан и в дальнейшем выпускался для поставок на экспорт вертолет Ми-8ТБК, отличавшийся от Ми-8ТВ применением шести "Малюток" вместо четырех "Фаланг". Производство вертолетов Ми-2 было передано в Польшу, где был разработан ряд модификаций Ми-2, в том числе созданный в 1979 г. Mi-2URP, вооруженный четырьмя "Малютками".

Комплекс "Малютка" можно отнести к несомненным удачам отечественного ракетостроения. Помимо "службы" на протяжении нескольких десятилетий в Советской Армии он экспортировался в десятки зарубежных стран и неоднократно использовался в локальных конфликтах, в ходе которых подтвердил свою высокую боевую эффективность и надежность в эксплуатации. За время производства ПТРК этого типа их поставлено в отечественные Вооруженные силы и за границу (в более чем 35 стран мира) более 300 000 штук.

Собственно ракетный комплекс производился в Болгарии, Иране, Югославии и Китае. В нашей стране комплексы типа "Малютка" выпускались до 1984 года. В настоящее время КБМ предлагает вариант модернизации комплекса, получивший обозначение "Малютка-2".

На западе комплекс и его модификации имел обозначение AT-3 "Sagger".

Состав: 

Переносная ракета Малютка

Ракета 9М14 состоит из пристыковываемых перед пуском боевой части 9Н110 и крыльевого отсека. Соединение их производится очень быстро, с использованием специальных замков. В крыльевом отсеке по оси последовательно располагаются - маршевый двигатель, рулевая машинка и гироскоп. В кольцевом пространстве вокруг маршевого двигателя размещается камера сгорания стартового двигателя с многошашечным зарядом, а за ней - катушка проводной линии связи. На наружной поверхности корпуса ракеты установлен трассер.

Ракета 9М14 оснащена одноканальной системой управления. На ракете установлена всего одна рулевая машинка, перемещающая насадки (дефлекторы) на двух противоположных косонаправленных соплах маршевого двигателя. При этом попеременно осуществляется управление по тангажу и курсу, так как ракета в полете вращается относительно продольной оси с постоянной угловой скоростью - 8.5 оборотов в секунду. Первоначальный проворот по крену придается при работе стартового двигателя с соответствующей ориентацией осей сопл. Далее вращение поддерживается за счет установки плоскости крыльев под углом к продольной оси ракеты. Для увязки углового положения ракеты с наземной системой координат используется трехстепенной гироскоп с механической раскруткой, осуществляемой в процессе старта посредством ленты. На ракете отсутствуют бортовые источники электропитания, а единственная рулевая машинка работает от тока, поступающего от наземной аппаратуры по одной из цепей водостойкого трехжильного провода.

Крылья ракеты в транспортном положении складываются навстречу друг другу, так что поперечные габариты не превышают 185х185мм при размахе разложенного крыла 393мм.

Для переносного комплекса 9К11 переноска ракеты с пусковой направляющей осуществляется в заплечном чемодане-ранце 9П111. В боевом положении корпус чемодана-ранца служит основанием пусковой установки. Два бойца противотанкового расчета несут вьюки №2 и №3 - чемоданы-ранцы с ракетами весом 18.1кг и пусковыми установками, а командир расчета, он же старший оператор (наводчик), несет вьюк №1 - пульт управления 9С415 с монокулярным визиром 9Ш16 и аппаратурой наведения, весом 12.4кг. Оптический визир имеет восьмикратное увеличение, только дневной режим, поле зрения 22.5°.

Разработчики комплекса придавали большое внимание снижению трудоемкости изготовления ракеты и снижению ее стоимости. В корпусе боевой части и крыльевого отсека широко использовались пластмассы, из стеклопластика изготавливался чемодан-ранец для переноски ракеты.

Модернизированный вариант ракеты 9М14М был оснащен более совершенной боевой частью, контакты взрывателя перенесли с боевой части на двигатель, был введен дополнительный бугель. Управляемый снаряд 9М14М предназначен для борьбы с подвижными и неподвижными бронированными целями и огневыми точками на дальностях от 500 до 3000 м.

Система управления обеспечивает попадание в цель с одного двух выстрелов при стрельбе, осуществляемой подготовленным оператором.

Управление снарядом и наведение его на цель осуществляется посредством команд, передаваемых на снаряд по проводам с пульта управления, при наблюдении снаряда и цели в оптический визир.

Боевая часть 9Н110М управляемого снаряда 9М14М со взрывательным устройством размещена в головной части снаряда. В корпусе боевой части помещен кумулятивный заряд с медной воронкой. Корпус боевой части пластмассовый.

Двигательная установка представляет собой двухкамерный реактивный двигатель, снабженный двумя пороховыми зарядами 9Х110 - стартовым и маршевым.

При сгорании стартовый заряд сообщает снаряду заданную скорость полета и после схода с направляющей пусковой установки вращательное движение.

Маршевый заряд обеспечивает поддержание скорости полета снаряда на всей траектории.

Крыльевой отсек состоит из пластмассового корпуса и четырех крыльев, соединенных с корпусом осями. Крылья выполнены складными и в раскрытом положении удерживаются стопорами. При транспортировке снаряда в укупорке крылья складываются.

Трасер 9Х44 служит для обеспечения визуального наблюдения за снарядом при наведении его на цель. Трассер закрепляется на корпусе крыльевого отсека и воспламеняется одновременно со стартовым зарядом.

На стартовом участке снаряд раскручивается до угловой скорости 8,5 об/сек за счет наклонной установки сопел стартового двигателя.

На маршевом участке вращение снаряда поддерживается крыльями, установленными под углом 3°15' к продольной оси снаряда, и сматывающимся с катушки микрокабелем проводной линии связи.

Снаряды первых серийных выпусков имеют индекс 9М14. Снаряды 9М14М отличаются от снарядов 9М14 тем, что на одном из стартовых сопел имеют пятый бугель, являющийся дополнительной опорой на направляющей, а ножевые контакты разъема электрической цепи взрывателя расположены на корпусе стартовой камеры (ножевые контакты у снарядов 9М14 расположены на корпусе боевой части). Боевая часть снарядов 9М14 имеют индекс 9Н110. Боевые части 9Н110 не взаимозаменяемы с боевыми частями 9Н110М и комплектуются только со снарядами 9М14.

Наибольший показатель бронепробиваемости - 520мм - был достигнут в модификации ракеты 9М14П1 (см. описание ПТУР 9М14П/9М14П1).

К недостаткам комплекса следует отнести:

  • ручное управление (кроме 9М14П) и, следовательно, зависимость эффективности применения комплекса от степени тренированности и психофизического состояния оператора.
  • недостаточно высокий уровень боеготовности - при всем достигнутом удобстве эксплуатации перед боевым применением ракета требует извлечения из чемодана-ранца, пристыковки боевой части, раскрытия консолей крыльев, размещения ракеты на направляющей пусковой установки, которую, в свою очередь, также нужно развернуть при переходе из походного положения в боевое.
  • для обеспечения безопасности оператора от воздействия газовой струи двигателя ракеты пульт управления относится подальше от пусковой установки. Для выведения стартующей сбоку ракеты на линию визирования также требуется время. Оно-то в значительной мере и определяет ограничение по минимальной дальности пуска (см. схему зоны поражения).
  • недостаточно высокая скорость полета позволяет противнику предпринять эффективные меры противодействия.
Характеристики: 
Комплекс 9К11
Дальность стрельбы, м 500 - 3000
Число ракет в комплексе 2
Боевой расчет, чел. 3
Время перевода в боевое положение, сек 100
Темп стрельбы, выстр/мин 2
 
Ракета 9М14М
Размеры ракеты, мм  
- калибр (диам. корпуса) 125
- длина 860
- размах оперения 393
- поперечные габариты снаряда со сложенными крыльями 185×185
Система управления ручная с линией связи по проводам, метод наведения  - по 3 точкам
Средняя скорость полета ракеты, м/с 115
Средняя маршевая скорость полета, м/с 120
Время полета на максимальную дальность, сек. 26
Скорость вращения снаряда в полете,об. / мин 8.5
Вероятность поражения цели типа танк 0.7
Вес, кг. 10,9
Боевая часть кумулятивная
Вес боевой части, кг 2.6
Бронепробиваемость , мм:
- под углом 0°
- под углом 60°
400
200
Габариты укупорки 9Я618 (с одним снарядом), мм:  
- длина 1051
- ширина 340
- высота 350
Минимальная дальность прицельной стрельбы, м 500
Максимальная дальность управляемого полета, м 3000
 
Ракета 9М14П
Размеры ракеты, мм:
- калибр (диам. корпуса)
- длина
- размах крыльев (в разложенном положении)
125
860
393
Средняя скорость полета ракеты, м/с 115
Время полета на максимальную дальность, сек. 26
Масса ракеты, кг. 11.4
Боевая часть кумулятивная
Бронепробиваемость, мм 520
Вероятность поражения цели типа танк 0.9
Испытания и эксплуатация: 

ПТУР "Малютка" весьма успешно использовался во время арабо-израильской войны 1973 года, именно с его помощью был уничтожен практически весь израильский танковый парк - порядка 800 машин. Только 6 октября 1973 года, например, была наголову разбита 252-я танковая дивизия Израиля - подбито более сотни машин.

Источники: 
  1. Ангельский Р.Д. "Отечественные противотанковые комплексы" - М: ООО "Издательство Астрель", 2002,-192с.
  2. Боевая машина 9П122. Техническое описание 9П122 ТО. Министерство оборонной промышленности СССР, 1971. – С. 5-9.
  3. Управляемый снаряд 9М14М (9М14). Техническое описание. - М.: Воениздат, 1966. - С.4-6.
  4. Russian Missile Systems - www.wonderland.org.nz
  5. "Czas Wiatrakow"
  6. Управляемый снаряд 9М14П. Техническое описание. Военное издательство МО СССР, 1972г.
  7. Изделие 9С446. Техническое описание. Часть I. БЛ1.335.005 ТО/. - М.: Воениздат, 1980. - 120 С. (для изделия 9П133 и снарядов 9М14П1 (9М14П), 9М14).     (Смотрите электронный вариант издания).
  8. Дело 51. Сводные данные и материалы по уровню реактивного вооружения. Начато 25.07.1962 г. Окончено 04.11.1962 г. / АННОТАЦИЯ по танку T-I0М с управляемыми реактивными снарядами "Малютка". 26.09.1962 г. Документ без подписей и мест для них // РГАЭ. Ф. 298. Оп. 1. Д. 3058. Л. 55,55об.
Автор материалов: 
С.В. Гуров (Россия, Город-Герой Тула) (по боевой машине 9П122)

Классификация:

Назначение:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
3 км.
Год разработки:
1963