Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27C Polaris A-3

UGM-27C "Polaris A-3"

Ракета UGM-27C "Polaris-A3" была последней в семействе американских БРПЛ "Polaris", разработка которых началась с 1956 года. Принятие ее на вооружение пришлось на период резкого количественного/качественного роста и становления последней из трех составляющих американской "ядерной триады" - группировки атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, известных как "41 for Freedom". Сформировавшись к концу 1967 года, эта группировка лишь с конца 1980-х годов начала уступать свое место новейшей ракетно-ядерной системе ВМС США "Trident" - "Ohio".

Первые ракеты семейства - "Polaris-A1" и "Polaris-A2" - создавались в достаточно большой спешке, что не позволяло конструкторам оперативно внедрять в полном объеме самые новейшие технологии. Максимально раскрыть свой научно-технический потенциал на период начала 60-х годов американские ученые и инженеры смогли в процессе создания БРПЛ "Polaris-A3". Существенного прогресса по сравнению с предыдущими БРПЛ данного семейства удалось добиться благодаря тому, что консорциум создателей БРПЛ, возглавляемый корпорацией Lockheed, внедрил целый ряд принципиальных технологических усовершенствований - в двигателестроении, материаловедении, химии твердых топлив, электронике и т.д. Благодаря этому практически без увеличения габаритов ракеты ("Polaris-A3" была длиннее "Polaris-A1" чуть больше чем на метр при том же диаметре) удалось добиться резкого роста дальности стрельбы, точности стрельбы и боевой эффективности (в первую очередь за счет оснащения ракеты разделяющейся головной частью рассеивающего типа с тремя боевыми блоками). Успешное выполнение жестких габаритных ограничений позволило вооружить новыми БРПЛ не только строящиеся ракетоносцы, но и уже существующие ПЛАРБ.

Ракета вышла на летные испытания в августе 1962 года в своей опытной модификации, получившей название "Polaris-A3X". Первый пуск был удачным лишь частично, что, учитывая множество новых решений, примененных при конструировании ракеты, было уже достаточно большой удачей. Ракетой "Polaris-A3" предполагалось оснастить прежде всего новейшие ПЛАРБ класса "Lafayette", постройка которых началась в США в 1961 году и закончилась в 1967 году (всего тремя подсериями был построен 31 атомный подводный ракетоносец). Кроме того, данными БРПЛ планировали перевооружить и первые ракетоносцы классов "George Washington" (5 ПЛАРБ, строились в 1958-1961 г.г.) и "Ethan Allen" (5 ПЛАРБ, строились в 1961-1962 г.г.), которые при создании были вооружены БРПЛ "Polaris-A1" и "Polaris-A2", соответственно.

Летные испытания БРПЛ "Polaris-A3X" проходили на Восточном Испытательном Ракетном Полигоне (авиабаза Патрик, Флорида). Для испытаний использовались стартовые стенды LC25A и LC29A. Первый пуск с борта подводной лодки был выполнен в апреле 1963 года и закончился неудачей. С июня 1963 года новая БРПЛ получила обозначение UGM-27C. Последний пуск опытной модификации "Polaris-A3X" был выполнен в июле 1964 года (успешно), после чего было принято решение о принятии БРПЛ на вооружение. Всего по программе испытаний было выполнено 38 пусков (2 - неудачно, 16 частично удачно). К моменту окончания программы запусков модификации A3X уже начались партионные пуски серийной модификации БРПЛ - "Polaris-A3" (встречается и обозначение "Polaris-A3P", они равнозначны). Первый состоялся (успешно) с борта ПЛАРБ в мае 1964 года, последний - в апреле 1968 года. Значительная продолжительность этапа партионных пусков объясняется не только стремлением максимально "отработать" новую ракету, но и большим числом подводных лодок, вступавших в строй с новой БРПЛ или переоснащаемых ею. Например, в течение 1964-1965 гг. на переоснащение ракетами UGM-27C были отправлены все 5 ПЛАРБ класса "George Washington", а последний ракетоносец получил новые ракеты в 1974 году (SSBN 611 "John Marshall" класа "Ethan Allen"). Из 31 ПЛАРБ класса "Lafayette" ракетой UGM-27C первоначально были оснащены последние 23 лодки - первые 8 получили на вооружение более старую ракету "Polaris-A2". Впоследствии и эти 8 ракетоносцев были перевооружены на ракеты "Polaris-A3" и "Poseidon-C3"  (с 1970 года). Первые 10 ракетоносцев классов "George Washington" и "Ethan Allen" из-за несовершенной конструкции пусковых шахт потенциально не могли быть перевооружены на ракеты "Poseidon-C3", в результате чего они вынуждены были остаться с БРПЛ "Polaris A-3". Первый учебно-боевой пуск ракеты UGM-27C "Polaris-A3" с борта подводной лодки состоялся в ноябре 1965 года. На первое боевое патрулирование ПЛАРБ SSBN 626 "Daniel Webster" (класса "Lafayette") вышла в конце сентябре 1964 года. Последние ракеты "Polaris-A3" были изготовлены в январе 1968 года. Следует отметить, что с целью ускорения и удешевления работ американцы активно использовали в испытаниях различных узлов новой ракеты и имеющиеся БРПЛ - в частности, на модифицированных ракетах "Polaris-A2" были проверены система управления и боевые блоки для новой ракеты, пуски 8 ракеты были начаты в ноябре 1961 г. и окончены в декабре следующего года. В сентябре и декабре 1961 г. было также проведено два пуска модифицированных ракет "Polaris-A1", на которых проверялась принцип управления тягой на второй ступени будущей "Polaris-A3", где управляющие усилия создавались за счет впрыска фреона в закритическую часть сопел.

Еще до окончания отработки базовой модификации ракеты "Polaris-A3" стартовал ряд программ модернизации, направленных на повышение ее эффективности. Основной упор был сделан на повышение эффективности действия боевого оснащения ракеты в районе цели - прежде всего вероятности достижения самой цели в свете широкомасштабного развертывания работ по противоракетной и противокосмической обороне в СССР. Первой стала программа, стартовавшая в апреле 1962 года, целью которой было оснастить ракету КСП ПРО "PX-2",состоящим из 6 легких ложных целей и 6 блоков дипольных отражателей. Летные испытания КСП ПРО с помощью БРПЛ "Polaris-A3X" начались в июле 1964 г., всего было проведено 12 пусков. Производство данного КСП ПРО началось в мае 1965 года, однако уже месяц спустя, в связи с предполагаемой невысокой эффективностью данного КСП ПРО, было решено не оснащать им БРПЛ "Polaris-A3", производство было прекращено. В начале 1965 года на конкурентной основе был дан старт сразу нескольким программам по повышению вероятности преодоления боевым оснащением ракеты перспективных советских систем ПРО. Первыми программами стали "Exo-PAC", "Mark Up" и "Coral". В ходе первой планировалось вместо одного из трех ББ ракеты установить т.н. "носитель средств прорыва", - "Penetration Aid Carrier (PAC)", позже получивший обозначение Mk 2 Mod 3, - который должен был отделяться от ракеты наряду с ББ, после чего, осуществив с помощью собственных двигателей на сжатом "холодном" газе (азоте) самоориентацию в пространстве, сформировать облако ложных целей длиной 230 км и диаметром до 19 км из 8 (позднее 9) равных частей, каждая из которых состояла из легкой ложной целей и дипольных отражателей. Позже, с внедрением программы "Impala", количество равных частей в облаке ложных целей сократилось до 7. Программа "Mark Up" была нацелена на повышение устойчивости ББ (без уменьшения их числа) к ПФЯВ, усовершенствованные ББ должны были получить обозначение Mk 2 Mod 2. В рамках программы "Coral" проводилось изучение воздействия радиации на электронику ракеты и возможность использования навесных траекторий для боевых блоков. Однако уже в июле 1965 года с целью повышения эффективности программы "Exo-PAC" и "Mark Up" были объединены в одну,получившую наименование "Hexo". Кроме этого, было решено повысить и устойчивость самой БРПЛ к ПФЯВ, что осуществлялось в рамках программы "Topsy", основанной на результатах, полученных в рамках программы "Coral". Работы перешли в практическую стадию в августе того же года. Уже в октябре 1965 года с целью дальнейшего повышения эффективности было решено объединить программы "Hexo" и "Topsy" - в ноябре новая программа получила наименование "Antelope". Основными задачами программы являлись:

  • повысить вероятность преодоления ракетой т.н. заградительных ЯВ в районах пуска за счет роста устойчивости ракеты и ее боевого оснащения к ПФЯВ;
  • повысить вероятность преодоления боевым оснащением ракеты системы ПРО за счет повышения устойчивости ББ к ПФЯВ БЧ противоракет на заатмосферном участке траектории;
  • обеспечить возможность стрельбы по навесным траекториям с целью повышения вероятности выполнения боевой задачи.

В сентябре 1966 года в данную программу (без изменения ее названия) в качестве подпрограммы была включена и программа "Impala", ранее являвшаяся частью программы "Hexo" и выделившаяся в отдельную программу после образования программы "Antelope". Целью данной программы являлась разработка различных тяжелых ложных целей, способных, в отличие от дипольных отражателей и легких ложных целей, прикрывать ББ и на атмосферном участке траектории, указанные цели должны были размещаться в носовой части второй ступени ракеты. По программе "Antelope" в 1966-1968 годах было проведено 14 испытательных пусков, которые были разделены на две фазы - в первой, обозначавшейся "A3TX", испытывалось в основном модифицированная ракета, а во второй - "A3TY", - делался упор на испытания ее боевого оснащения. Еще один пуск "A3TY" был отменен. Испытания в рамках программы "Impala" проводились в 1967-1968 гг. на полигоне White Sands с помощью ракеты "Athena", всего было проведено 5 пусков, ракете с отработанным боевым оснащением планировалось присвоить обозначение "Polaris A-3A". Вместе с тем, несмотря на существенное повышение вероятности прорыва перспективных советских систем ПРО и ПКО, дальность полета модернизированного образца снизилась с 4630 км до 3710 км, что вызывало неудовольствие военных. Однако еще до окончания испытательной программы было принято окончательное решение об оснащении ракетоносцев класса "Lafayette" новой перспективной БРПЛ "Poseidon-C3". Программа "Antelope" была закрыта. Единственным ее итогом стало появление на свет модификации "Polaris A-3T", электронные устройства которой имели повышенную стойкость к ПФЯВ, а для бортовой кабельной сети ракеты были применены экранировка и специальные способы укладки с целью минимизации воздействия ПФЯВ. Кроме того, ракета получила возможность использования навесных траекторий для боевых блоков. Первые ракеты были изготовлены в августе 1968 года с выходом на массовое производство в октябре того же года. В марте 1972 года последние ракеты "Polaris A-3" были заменены на "Polaris A-3T". Ракетами "Polaris-A3T" были в конечном итоге оснащены - первоначально британцам поставлялись "Polaris-A3", - и 4 британских атомных подводных ракетоносца класса "Resolution", которые были построены с американской помощью в рамках т.н "соглашения Нассау" от декабря 1962 года. Все британские ракеты оснащались БЧ британского производства и отличались системой окраски.

Первые 10 ракетоносцев классов "George Washington" и "Ethan Allen" из-за несовершенной конструкции пусковых шахт потенциально не могли быть перевооружены на ракеты "Poseidon-C3", в результате чего они вынуждены были остаться с БРПЛ "Polaris A-3". Однако желание так или иначе повысить эффективность боевого оснащения этих кораблей привело к появлению на свет очередной модификации ракеты "Polaris-A3", получившей название "Polaris-A3T". По сравнению с предшественницей она была оснащена улучшенной системой управления, более стойкой к поражающим факторам ядерного взрыва (при разработке этой системы были использованы результаты программы "Topsy"). Испытания усовершенствованной БРПЛ начались в ноябре 1966 года. Ракетами "Polaris-A3T" были в 1968-1970гг. оснащены и 4 британских атомных подводных ракетоносца класса "Resolution", которые были построены с американской помощью в рамках "пакта Нассау" от 1962 года. Британские ракеты оснащались БЧ британского производства и отличались системой окраски.

Учебно-боевые пуски ракет "Polaris-A3T" производились в акваториях Восточного и Западного Ракетного Испытательного Полигона (авиабаза Ванденберг, Калифорния). Последний пуск БРПЛ "Polaris-A3T" с борта американской ПЛАРБ состоялся в апреле 1979 года. К концу 1981 года, в связи с вводом в строй новейших ПЛАРБ класса "Ohio" и необходимостью удерживать общее число носителей и боезарядов в рамках, определяемых международными договорами, все американские ПЛАРБ с БРПЛ "Polaris-A3T" были выведены из состава стратегических сил постоянной готовности, ракетные отсеки были удалены, а лодки переклассифицированы для выполнения иных задач.

Британские ракетоносцы продолжали выполнять боевые патрулирования с БРПЛ "Polaris-A3T" на борту вплоть до 1987 года. К 1992 г. в рамках программы "Chevaline" британские ракеты и их носители были существенно модифицированы (ракеты получили обозначение "Polaris-A3TK"), что позволило значительно повысить эффективность британских морских стратегических ядерных сил. Только в 1996 году БРПЛ "Polaris-A3TK" были сняты с вооружения ВМФ Великобритании и заменены на БРПЛ "Trident-II" D5, носителями для которых выступали новейшие ПЛАРБ класса "Vanguard".

Рассказ о ракете "Polaris A-3" был бы неполным без упоминания об ее варианте - ракете "Polaris Mk3" (см. схему), которой планировалось оснастить до 25 надводных кораблей различных классов, принадлежащих США, Великобритании, Франции, Италии и ФРГ, общим количеством до 200 БРПЛ. Идея т.н. MLF (Multilateral Force) была впервые публично озвучена президентом США Д.Ф. Кеннеди в мае 1961 года, однако ряд данных свидетельствует о том, что прорабатываться она начала гораздо раньше, в бытность президентом США Д. Эйзенхауэра. Косвенным свидетельством этому может служить тот факт, что при проведении глубокой модернизации итальянского крейсера довоенной постройки "Giuseppe Garibaldi", выполненной в 1957-1961 гг., корабль получил 4 ШПУ для надводного пуска БРПЛ "Polaris" (см. фотосхему) и соответствующие системы. В сентябре 1962 года с крейсера были проведены бросковые испытания массо-габаритного макета БРПЛ "Polaris A-1", однако реальных ракет итальянцы так и не получили. В ожидании окончания разработки и испытаний "Polaris Mk3" итальянцы приняли меры по дальнейшему росту ударных возможностей своих ВМС - на вошедших в состав флота в 1964 году однотипных крейсерах "Andrea Doria" и "Caio Duilio" было зарезервировано место под 2 ШПУ ракет "Polaris" на каждом корабле, ШПУ были изготовлены и хранились в арсеналах, однако на корабли никогда не устанавливались. В проекте заложенного в 1965 году крейсера "Vittorio Veneto" также было выделено место под 2 (по другим данным, 4) ШПУ ракет "Polaris". Однако принятое в декабре 1964 года в США командой нового президента Л. Джонсона решение поставило крест на идее MLF и на самой ракете "Polaris Mk3" - после Карибского кризиса американцы сняли с боевого дежурства свои БРСД "Thor" и "Jupiter", размещенные в Великобритании, Италии и Турции и формально входившие в состав вооруженных сил указанных стран, и стали очень осторожно относиться к идее передачи ядерного оружия и соответствующих технологий своим союзникам, не считая самого верного, т.е. англичан. Кроме того, успешная реализация программы строительства и ввода в строй ПЛАРБ ВМС США также привела к переоценке важности размещения ракет на уязвимых надводных кораблях. Данное решение, в свете уже состоявшегося в 1963 году вывода БРСД "Jupiter" из состава итальянских ВВС (36ª Aerobrigata Interdizione Strategica, 36-я авиаэскадрилья стратегического сдерживания, 30 ракет находились на боевом дежурстве в составе указанной эскадрильи в 1961-1963 гг.), явилось для тогдашнего итальянского правительства, имевшего серьезные внешнеполитические амбиции, весьма неприятным сюрпризом. Возможным выходом из сложившегося положения являлось создание ядерного оружия и средств его доставки своими собственными силами.

После проведения растянувшейся на несколько лет обширной серии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (с учетом наличия некоторой информации по БРПЛ "Polaris", полученной в свое время от американцев), была создана т.н. Единая межвидовая группа специализации GRS (Gruppo di Realizzazione Speciale Interforze), под эгидой которой в 1971 году начались работы по программе разработки баллистической ракеты морского базирования. Программа, как и сама ракета, получила наименование "Alfa", а официально целью программы было объявлено создание РДТТ большой мощности для гражданского и военного применения. К созданию ракеты были подключены ведущие итальянские промышленные компании - РДТТ разрабатывала BPD Spazio, наземное оборудование - Selenia, бортовую радиоэлектронику - Sistel. Основным подрядчиком была выбрана Aeritalia, среди прочих в числе участвовавших в проекте числились компании Laben и Motofides/Whitehead. Основной задачей являлась разработка двухступенчатой твердотопливной БР, способной обеспечить доставку ГЧ массой не менее 1 т на дальность не менее 1600 км, что при размещении ее на итальянских крейсерах позволяло обеспечить поражение отдельных целей в Европейской части СССР, включая Москву. К моменту выхода испытания РДТТ первой ступени был уже создан и отработан - было выполнено 8 стендовых огневых испытаний. Двигатель имел массу 8 т и имел длину 3,845 м при диаметре 1,37 м, развивал тягу 232 кН при времени работы 57 с, заряд смесевого твердого топлива в форме пятилучевой звезды имел массу 6,05 т, органами управления, как и на БРПЛ "Polaris", служили 4 поворотных сопла. Ступень РДТТ второй ступени находилась в процессе создания, все испытательные пуски проводились только с габаритным макетом второй ступени массой 0,95 т. Ракета была выполнена в одном диаметре, длина ракеты составляла 6,5 м. Серия испытательных пусков была проведена в период с февраля 1973 г. по апрель 1975 г. с полигона Salto di Quirra. Работы были прекращены в мае 1975 года, после того, как Италия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. Никаких сведений о планируемом типе и характеристиках ГЧ для создававшейся ракеты не имеется.

Состав: 

Ракета Polaris-A3

Баллистическая ракета "Polaris-A3" (см.схему) частично унаследовала конструктивные особенности от своей предшественницы - БРПЛ "Polaris-A2". Ракета выполнена двухступенчатой с последовательным соединением ступеней, корпуса которых изготавливались из стеклопластика методом намотки стекловолокна с проклейкой эпоксидной смолой. За счет применения нового топлива, а также и экономии веса конструкции двигателя (и систем ракеты) удалось практически без изменения геометрических размеров (по сравнению с "Polaris-A2") заметно увеличить дальность стрельбы при одновременном увеличении забрасываемого веса.

Маршевый РДТТ первой ступени A3P, разрабатывавшийся фирмой "Aerojet General", имел четыре поворотных сопла. Для управления вектором тяги двигателя на первой ступени ракеты применены кольцевые дефлекторы, установленные на каждом из сопел и сочлененные с соответствующими гидроприводами (эта система доказала свою жизнеспособность на БРПЛ "Polaris-A1" и "Polaris-A2"). Испытания показали высокую эффективность этого типа рулевого устройства и, в частности, возможность вывода ракеты на траекторию даже при значительном отклонении по вертикали в момент включения двигателя первой ступени. Система управления позволяла управлять ракетой по каналам тангажа, рыскания и крена. Двигатель включался электромеханическим приспособлением и мощным запалом, при этом хвостовые пробки сопел, предохранявшие двигатель от попадания воды при подводном ходе ракеты, выталкивались давлением рабочих газов в момент включения двигателя. На начальном этапе применялось топливо марки ANP 2969 из нитропластифицированного полиуретана, а позже, с целью оптимизации работы соплового блока, было применено топливо ANP 9696, у которого температура газов, образовывающихся при сгорании топлива, была снижена.

На ракетном двигателе второй ступени X-260, разработанном фирмой "Hercules Powder", установили четыре неподвижных сопла, а управляющие усилия создавались за счет впрыска фреона (марка Freon 114) в закритическую часть сопел. Запас фреона хранился в тороидальном баке, который заполнялся в заводских условиях. Данная система позволяла уверенно управлять ракетой на участке работы второй ступени. Ступени соединялись с помощью переходника из магниевого сплава. Для разделения маршевых ступеней использовался огневой способ. В передней части переходника крепился заряд, срабатывавший в момент разделения. После разделения переходник остается на второй ступени. Такой способ использовался и используется практически на всех американских БРПЛ. На данной ступени было применено составное модифицированное двухосновное топливо EJC.

Полет ракеты после выхода из пусковой шахты ПЛАРБ осуществлялся по заранее заданной программе без корректировки с подводной лодки-ракетоносца, что предъявляло высокие требования к системам навигационной привязки и наведения комплекса. Примененная в комплексе автономная инерциальная система управления Mk II обеспечивала вывод ракеты на заданную траекторию, стабилизацию ее полета и выключение двигателя второй ступени ракеты при достижении заданной скорости. Аппаратура системы управления расположена в неотделяемом приборном отсеке, который крепился к передней части корпуса второй маршевой ступени ракеты и был изготовлен из магниевого сплава. Здесь размещались платформа с акселерометрами и блоком высокоскоростных гироскопов, программный автомат управления полетом, блок вспомогательной электроаппаратуры, вычислительная машина, источники питания и т.д. На ракете модификации "Polaris-A3T" электроника имела повышенную стойкость к ПФЯВ. Система управления была разработана фирмами "General Electric" и "Hughes" с участием Массачусетского Технологического Института ("Massachusetts Institute of Technology"). Она имела на 60% меньшую массу, чем инерциальная система управления БРПЛ "Polaris-A2".

Ракета "Polaris-A3" была впервые в мире оснащена разделяющейся головной частью (см.схему), рассеивающего типа (РГЧ такого типа не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков - прицелить можно было один из блоков, либо центр их группировки), включавшей в себя 3 ББ Mk2 Mod 0, каждый из которых содержал в себе термоядерную БЧ W-58 мощностью 200 кт. Разведение ББ осуществлялось по сигналу системы управления - все ББ одновременно отводились от рамы, на которой они крепились, с помощью системы гидравлических толкателей, после чего производилось разделение и увод боевых блоков с помощью РДТТ малой тяги, это позволяло отказаться от системы обнуления тяги на второй ступени, что упростило ее конструкцию. На атмосферном участке стартовой траектории головная часть была прикрыта отделяющимся головным обтекателем, изготовленным из ламинированной древесины, в задней части обтекателя крепился заряд, срабатывавший в момент отделения обтекателя от второй ступени, после чего обтекатель уводился с помощью собственного РДТТ. Боевые блоки Mk2 на британских ракетах содержали в себе БЧ ET.317 британской разработки. История разработки данной БЧ в силу нестандартности подхода и необычности обстоятельств заслуживает особого внимания. В рамках т.н "соглашения Нассау" от декабря 1962 года американцы обязались предоставить всю необходимую научно-техническую и технологическую помощь для того, чтобы к концу десятилетия Великобритания обрела свои морские стратегические ядерные силы на основе системы вооружения "Polaris". Достигнутое согласие было дополнительно закреплено подписанием т.н. "соглашения о покупке "Polaris" в апреле 1963 года. К этому времени в Великобритании активно велись работы по созданию перспективной стратегической термоядерной бомбы "Weapon X" известной ныне как WE.177B (мощность 420 кт), разрабатываемой в рамках спецификации OR.1195 и пригодной для любого метода сброса, в том числе с задержкой детонации после приземления бомбы на землю на собственном тормозном парашюте - это позволяло применять ее даже со сверхмалых высот полета, благодаря чему у самолета-носителя значительно возрастали шансы продолеть рубежи ПВО. Для боеприпаса ZA.297 этой бомбы в качестве первичного или ядерного узла (триггера) было применено устройство "Katie", являвшееся развитием устройства "Super Octopus", испытанного на Невадском испытательном полигоне в марте 1962 года во время ядерного взрыва "Pampas", и дальнейшего развития "Super Octopus" - устройства "Cleo", испытанного там же в декабре того же года во время ядерного взрыва "Tendrac". Оба испытания прошли успешно. Первоначально "Cleo" должно было стать триггером в боеприпасе RE.179 для "британских" ракет "Skybolt" (вторичный термоядерный узел полностью заимствовался от американского боеприпаса W-59, предназначенного для данной ракеты, замена триггера была произведена потому, что американский узел "Tsetse" считался британцами опасным из-за повышенной чувствительности примененного там ВВ), но после того, как американцы закрыли эту программу спустя 15 дней после испытания "Tendrac", работы были переориентированы в ином направлении. В рамках передачи британцам сведений о боевом оснащении БРПЛ "Polaris-A3" американцы в январе 1963 г. передали техническую документацию по "своему" боеприпасу W-58 и AWRE (Atomic Weapons Research Establishment, разработчик британского ядерного оружия) принялся ее изучать. Результаты были неутешительны - в декабре 1963 г. было заявлено, что прямое заимствование W-58 невозможно, триггер "Kinglet", использованный американцами, был сочтен непригодным для применения британцами в силу тех же самых причин, что и триггер "Tsetse" ранее. Повторная перепроверка ничего не дала и в январе 1964 г. полученный негативный результат был сочтен окончательным. Выход из сложившейся ситуации был найден путем использования наработок по боеприпасу ZA.297 - триггера "Katie" и термоядерного узла "Simon", последний являлся уменьшенной версией вторичного узла боеприпаса W-59. На основе "Katie" был разработан триггер "Jennie" для боеприпаса ET.317 ракет "Polaris-A3", а в качестве вторичного узла для данного беприпаса была применена уменьшенная версия узла "Simon" - "Reggie". Несмотря на максимальное заимствование с целью сокращения времени на разработку и расходов, было ясно, что перед запуском в серийное производство новые боеприпасы необходимо испытать. Британцы решили, что вторичные узлы в испытании не нуждаются - они фактически являлись последовательно уменьшенными копиями вторичного узла в боеприпасе W-59, который успешно прошел полномасштабные испытания. Т.о., оставалось испытать только триггеры. Первым на испытания вышел триггер для бомбы WE.177B - в июле 1964 года во время ядерного испытания "Cormorant" на Невадском испытательном полигоне (далее все испытания тоже проходили на этом полигоне) было успешно подорвано устройство "Packard" (встречаются также наименования "Frida" и "Cedric", относящиеся к данному испытанию). Следующим планировалось испытать триггер для ET.317. Испытания данного триггера преследовали, помимо основной, и другую цель - планировалось изучить возможность потенциальной экономии до 130 кг плутония при производстве боеприпасов ET.317 для британских ракет (экономия до 0,45 кг на боеприпас, т.н. "Polaris Economy Tests"). По некоторым оптимистичным оценкам, экономия могла достигнуть и 200 кг. Однако испытателей постигла неудача - во время испытания "Courser" в сентябре 1964 г. устройство "Packard Prime" не взорвалось в штатном режиме из-за отказа американского внешнего нейтронного инициатора. Британские инженеры и ученые взяли тайм-аут и после тщательного анализа провели с теми же целями в сентябре 1965 ядерное испытание "Charcoal". Взрыв устройства прошел успешно и вскоре ET.317 был запущен в серийное производство.

В ракетном отсеке каждой ПЛАРБ, оснащенной ракетами "Polaris-A3", были установлены 16 пусковых установок. Каждая из них имела классическую конструкцию - состояла из шахты, крышки с гидравлическим приводом, уплотнения крышки, стального пускового стакана, мембраны и оборудования подачи низкотемпературной парогазовой смеси, вырабатывавшейся индивидуальным газогенератором для каждой ПУ.

Система обеспечивает выброс БРПЛ с глубины не более 30-40м (в зависимости от класса ПЛАРБ) на высоту около 10м над поверхностью воды. Все 16 ракет могли быть запущены за 16 минут. Метод старта БРПЛ - в штатных условиях только подводный, но при необходимости можно было осуществить и надводный пуск ракет.

Характеристики: 
Длина ракеты, м 9,86
Диаметр ракеты, м 1.37
Масса снаряженной БРПЛ, т 16,2
Масса боевого снаряжения (3 ББ), т 0,76
Дальность полёта, км 4630
Круговое вероятное отклонение, м 1000
Число ББ, шт 3
Мощность ББ, кт 200
Тяга двигателя 1 ступени на уровне моря, кН 356
Высота апогея траектории ГЧ, км 800
Источники: 
  1. The real meaning of the words: a pedantic glossary of British nuclear weapons by www.mcis.soton.ac.uk & R. Moore. UK, 2004.
  2. А.А. Шумилин «Авиационно-космические системы США». Москва, «Вече», 2005.
  3. www.lockheedmartin.com
  4. www.baesystems.com
  5. www.strategic-air-command.com
  6. www.astronautix.com
  7. www.nuclearweaponarchive.org
  8. www.globalsecurity.org
  9. www.fas.org
  10. www.arms.ru
  11. www.militaryparitet.com
  12. www.orugie.ru
  13. www.dodmedia.osd.mil
  14. en.wikipedia.org (B. Burnell pictures, 2006)

Классификация:

Базирование:
Назначение:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
4730 км.
Год разработки:
1964