Рулевой отсек УР Р-3С

Рулевой отсек имеет цилиндрический корпус, с внешней стороны которого размещены две пары рулей, а внутри установлен рулевой привод. Рулевой привод предназначен для поворота рулей ракеты в соответствии с управляющими сигналами тепловой головки самонаведения. Привод имеет два независимых канала управления, аналогичных по конструкции и характеристикам.

В состав привода входят:

  • газогенератор ;

  • турбогенератор БП-13В3 ;

  • обогревательные элементы с терморегулятором ТР-4КМ ;

  • срезной разъем 7, служащий для соединения электрических цепей пускового устройства и ракеты;

  • переходник 3 с кронштейном 14, на котором закреплены штепсельные разъемы 2, предназначенные для подключения электрических цепей отсека к ТГС.

В рулевом отсеке помещается также контактный взрыватель боевой части, состоящий из реакционных контактов 10 (см. схему ) и предохранительно-исполнительного механизма 9.

Схема рулевого привода

Рулевой привод работает за счет энергии горячего газа, вырабатываемого пороховым газогенератором (ПАД). Его работа начинается при нажатии на кнопку “Пуск” на самолете-носителе. Импульс тока поступает на пиросвечу 17, зажигает воспламенитель, который в свою очередь поджигает пороховой заряд 10 газогенератора 7. Образовавшиеся газы заполняют кольцевую распределительную камеру 16, откуда газы через четыре сопла 15 поступают в рабочие цилиндры 14, оказывая давление на поршни 4. Из подпоршневой полости газы проходят через отверстие в сердечнике 13, регулируемый зазор между клапаном 6 и торцом сердечника 13 и далее через радиальные отверстия истекают в атмосферу.

Энергия порохового газогенератора используется также для привода в действие турбогенератора 1, снабжающего электроэнергией агрегаты ракеты. Для этого часть газов из камеры 16 через сопло 18 поступает на лопатки турбины турбогенератора 1 и далее через сопло в плите 2 выходит в атмосферу. Поршень 4 рабочего цилиндра 14 представляет собой одновременно и электромагнит с обмоткой 12. Он снабжен клапанным устройством, состоящим из калиброванного отверстия в сердечнике 13, якоря 5 и клапана 6. При помощи клапанного устройства можно управлять расходом газа через рабочий цилиндр, а, следовательно, и величиной давления газа, действующего на поршень. Положение, которое занимает клапан, определяется равенством двух приложенных к нему сил: силы электромагнита, притягивающего якорь 5, и газодинамической силы, зависящей от давления газов. При изменении тока в обмотке электромагнита изменяется усилие, притягивающее якорь, и равновесие клапана может наступить лишь в новом положении при ином зазоре между клапаном и сердечником и, следовательно, при измененном давлении в цилиндре.

Если токи I1 и I2 в обмотках обоих электромагнитов одного канала управления равны, то и расходы через клапанные устройства обоих поршней одинаковы. В этом случае поршни неподвижны. При подаче ТГС управляющего сигнала за счет возникающей разности токов происходит дифференциальное изменение зазоров в клапанных устройствах двух поршней. В результате нарушается равенство давлений в цилиндрах 14 и равенство моментов, приложенных к валу рулей. Разность моментов двух поршней пропорциональна разности токов.Рули поворачиваются до тех пор, пока не уравновешивается аэродинамическим моментом.

Рулевой привод

Основным элементами рулевого привода являются: корпус 5, четыре колонки 16 с установленными в них осями 9 и 14 рулей ракеты, фланец 10, две пары поршней 7, газогенератор 17, четыре обогревательных элемента 20. Колонки 16 вставлены в отверстия корпуса 5 и закреплены штифтами. С противоположной стороны на колонках закреплен четырьмя гайками фланец 10 с розеткой 11, предназначенной для подсоединения вилки предохранительно исполнительного механизма (ПИМ) контактного взрывателя. Для крепления ПИМ служит гайка 12. С передней стороны к корпусу 5 прикреплена четырьмя винтами 21 плита 4. Внутри стакана 18, выполненного за одно целое с корпусом, помещен газогенератор 17. К плите 4 крепится турбогенератор 1, терморегулятор 22 и колодка 2 переходника. Обогревательные элементы 20 помещены в отверстиях корпуса 5 и служат для подогревания порохового заряда газогенератора и цилиндра, в которых крепятся поршни 7. Температура обогрева регулируется терморегулятором 22. Распайка проводов нагревательных элементов осуществляется на переходных колодках 19. Тяги 8 связывают поршни 7 с рычагами осей 9 и 14. Ось 9 прямая, а ось 14 коленчатая. Оси вращаются в подшипниках 15, запрессованных в расточки колонок 16. Газораспределительная камера образована расточкой в плите 4. Она сообщается с цилиндрами, в которых установлены кольцевые шайбы 6, за счет которых пороховые газы направляются на центральную часть торцов поршней, что предохраняет уплотнительные кольца поршней от прогара. В плите 4 имеются два радиальных канала, сообщающиеся с газораспределительной камерой. Один из них закрыт мембраной из медной фольги, прорывающейся при повышении давления газов выше допустимого. Второй служит для подвода сжатого воздуха при наземных проверках отсека управления.

Технические характеристики

Тип рулевого привода газоэлектрический
Давление пороховых газов в распределительной камере,Н/м2 56-84
Максимальный угол поворота рулей ±18°
Максимальный момент, развиваемый приводом по одному каналу управления,Нм 93
Время горения порохового заряда газогенератора, с не менее 21
Напряжение, вырабатываемое турбогенератором, В 140-180