Зенитная управляемая ракета Standard-1

ЗУР Standard-1 Американские ракеты "Standard" являются семейством твердотопливных зенитных управляемых ракет класса "корабль - воздух", предназначенных для обороны кораблей от ударов с воздуха на средних (от 20 до 100 км) и больших (свыше 100 км) дальностях. В настоящее время они входят в состав корабельных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) "Иджис", "Тартар" и "Терьер".

Кроме того, на базе этих ЗУР создано несколько модификаций противокорабельных (класса "корабль - корабль') и противорадиолокационных ("воздух - поверхность") управляемых ракет с тем же названием.

Разработка ЗУР "Standard" была начата в 1964 году с целью сокращения значительного числа устаревших разнотипных зенитных ракет, находившихся в то время на вооружении ВМС США, и стандартизации корабельного зенитного ракетного оружия средней и большой дальности. Работы по их созданию проводились с таким расчетом, чтобы свести к минимуму объем новых элементов, вводимых в состав систем управления существовавших тогда ЗРК, использовать имевшиеся пусковые установки, а также корабельные системы хранения и перезаряжания.

Ракета была разработана в двух вариантах:

  • средней дальности - MR (Medium Range) для замены ЗУР "Тартар" (RIM-24),
  • увеличенной дальности - ER (Extended Range ) для замены ЗУР "Терьер" (RIM-2) и "Таlos" (RIM-8)
Состав: 

Ракета StandardВсе ракеты "Standard" выполнены по нормальной аэродинамической схеме и имеют модульную конструкцию На средней части их корпуса крепятся четыре Х-образных крыла малого удлинения, почти доходящие до складывающихся аэродинамических рулей большой площади в хвостовой части ЗУР. На ЗУР с увеличенной дальностью стрельбы дополнительно установлены твердотопливные стартовые ускорители с Х-образным четырехплоскостным стабилизатором. Ускорители соединяются с ракетами посредством специального переходного узла цилиндрической формы.

Конструктивно ЗУР семейства "Standard" состоят из пяти основных отсеков: головного, боевой части (БЧ), автопилота, двигательного и хвостового.

Головной отсек закрыт радиопрозрачным пластиковым обтекателем овальной формы. В нем размещаются радиолокационная головка самонаведения, блок обработки сигналов, радиовзрыватель и бортовая ЭВМ. ГСН обеспечивает поиск цели, захват ее на сопровождение и самонаведение ракеты. Управление полетом ЗУР осуществляется с помощью ЭВМ, блока инерциального наведения и автопилота.

В отсеке боевой части размещается БЧ осколочно-фугасного или стержневого типа, подрыв которой производится радиолокационным взрывателем (в нескольких вариантах ракет применяется также контактный взрыватель ударного действия). Для безопасной эксплуатации боевая часть сопряжена с предохранительно-исполнительным механизмом, имеющим четыре степени предохранения.

В отсеке автопилота расположены блок автопилота, преобразователь напряжения и электробатарея.

В двигательном отсеке установлен однокамерный твердотопливный двигатель (имеет несколько модификаций).

В хвостовом отсеке размещаются сопло двигателя и электроприводы управления аэродинамическими рулями

Сборка и испытания полностью собранных ракет осуществляются в арсеналах ВМС, куда поступают отдельные их компоненты с заводов-изготовителей. Затем они складируются или передаются на корабль. В случае обнаружения какой-либо неисправности либо отказа ЗУР возвращаются для проверки и ремонта.

ЗУР "Standard-1MR";

Зенитная управляемая ракета ЗУР "Standard-1MR" (RIM-66) является базовой ракетой семейства ЗУР "Standard".

Для различных зарубежных изданий характерны свои способы обозначения моделей и модификаций ракет "Standard-1MR". В частности, могут равноправно применяться следующие варианты: RIM-66B1, или RIM-66 Block 1B, или RIM-66B Block1, или RIM-66B мод.1. При этом употребление цифры для обозначения мод.0 не обязательно.

По своему внешнему виду и массогабаритным характеристикам ракета сходна с предшествующей ЗУР - "Тартар", однако имеет следующие особенности: радиоэлектронное оборудование выполнено на миниатюрных модульных схемах, гидравлические силовые приводы рулей управления заменены электрическими, применен новый источник электропитания (сухая серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового использования).

Производство первых ракет "Standard" известных как "Standard-1" или "Standard SM-1", началось в 1967 году и продолжалось в течение 20 лет вплоть до 1987-го.

Запуск ракеты Standard-1 В бортовое оборудование в этих ЗУР впервые было выполнено на твердотельных элементах, а управление их аэродинамическими рулями осуществлялось с помощью электроприводов (ранее для этих целей применялись гидроприводы). В отличие от старых ракет подготовка ЗУР "Standard" к пуску занимает менее 1 с, поскольку длительный (5-7 мин) прогрев аппаратуры не нужен. Кроме того, в ходе разработки новых ЗУР удалось усовершенствовать их так, что исчезла необходимость в техническом обслуживании ракет при хранении на корабле в течение продолжительного времени. Это, в свою очередь, позволило исключить из состава ЗРК многочисленное контрольно-проверочное и измерительное оборудование, которое использовалось ранее для поддержания ракет в боеготовом состоянии.

ЗУР "Standart-1"(RIM-66A) наводится на цель полуактивной радиолокационной ГСН с коническим сканированием луча антенны. В качестве двигательной установки в ней используется двухрежимный маршевый двигатель Мк27 мод.0 фирмы "Аэроджет". Его стартовый и маршевый твердотопливные заряды расположены концентрически. К корпусу камеры сгорания плотно прилегает маршевый заряд (в виде цилиндрической трубы), внутри которой размещается стартовый.

Ракета оснащена боевой частью Мк51 стрежневого типа массой 60 кг (масса ВВ 30 кг). Ее подрыв производится с помощью контактного и дистанционного взрывателей. Эта БЧ содержит 400 стержней и имеет радиус поражения до 15м. В настоящее время ЗУР RIM-66A уже не состоит на вооружении ВМС США.

Зенитная управляемая ракета "Standard-1MR" (RIM-66B) по своему внешнему виду и габаритам аналогична RIM-66A, однако отличается от нее несколько большей массой, увеличенной дальностью стрельбы и усовершенствованной системой наведения. Дальность ее полета возросла за счет использования нового двигателя Мк56 (фирмы "Геркулес"). В стартовом режиме (масса топлива около 130 кг) он работает 4 с и создает тягу до 8500 кгс, а в маршевом (почти 150 кг) - примерно 30 с при тяге около 1600 кгс.

Специалисты фирмы "Дженерал дайнэмикс" разработали шесть модификаций ЗУР RIM-66B. Они отличаются друг от друга конструкцией тех или иных элементов, причем в модификациях с первой по четвертую (мод.1 - 4) эти различия несущественные и связаны в основном с улучшением электронных и противопомеховых систем.

Первые три модификации (мод.1, 2 и 3) использовались лишь в процессе разработки ракеты, поэтому в 1967 году на вооружение ВМС США поступила ЗУР "Standard-1MR" (RIM-66B) мод.4. Однако в 1968 году ее производство было прекращено, и с 1969-го по 1974-й выпускалась ракета мод.5, которая в настоящее время находится на вооружении ВМС США и других западных стран.

В отличие от предыдущих модификаций в мод.5 вместо БЧ Мк51 стержневого типа установлена боевая часть Мк90 осколочно-фугасного типа, а вместо двигателя Мк56 - Мк27 (фирмы "Аэроджет"), обеспечивающий большие дальность и высоту поражения целей.

Зенитная управляемая ракета Standard-1ERВ последней модификации этой ЗУР (мод.6) головка самонаведения с коническим сканированием заменена моноимпульсной ГСН, а аналоговая бортовая ЭBM - цифровой. Тем не менее в 1985, году производство ракет RIM-66В мод.6 было прекращено из-за принятия на вооружение кораблей ВМС ЗУР нового поколения.

ЗУР "Standard-1ЕR";

 Зенитная управляемая ракета "Standard-1ER" (RIM-67A) по своему внешнему виду массо-габаритным характеристикам подобна ЗУР "Терьер" Она является двухступенчатой твердотопливной ракетой, первая ступень которой представляет собой стартовый ускоритель Мк12 (фирмы "Геркулес"), отделяемый после полного выгорания топлива в конце участка разгона Его стыковка со второй ступенью осуществляется непосредственно на корабле По своему конструктивному исполнению вторая ступень ЗУР RIM-67A такая же, как и на RIM-66B мод. 5, однако она оснащена другим маршевым однорежимным двигателем.

Всего было разработано две модели этих ракет, главное отличие которых заключается в использовании разных маршевых двигателей фирмы АРК в первой модели применяется Мк20, а во второй (мод. 2) - более экономичный Мк30.

Производство ЗУР "Standard-1ER" было прекращено в 1973 году, а в настоящее время они снимаются с вооружения кораблей ВМС США.

Характеристики: 
  SM-1MR SM-1ER
Длина,м 4.41 7.98
Диаметр,м 0.343 0.343
Размах крыльев, м 1,08 1.57
Стартовый вес, кг 642.3 1343.6
Дальность пуска, км 27,8-37,1 64.0
Испытания и эксплуатация: 

Среди различных типов зенитных ракет средней и большой дальности, находящихся на вооружении ВМС США и других государств, ЗУР "Standard" получили наибольшее распространение. Всего головные разработчики этих ракет (американские фирмы "Дженерал дайнэмикс" и "Рейтеон") поставили заказчикам (Австралия, Израиль, Иран, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Германия, Республика Корея и Япония) около 14 000 ЗУР "Standard" различных моделей и модификаций, предназначенных для размещения на 156 кораблях.

Источники: 
  1. Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. Техника и вооружения №5-6.99

Классификация:

Базирование:
Назначение:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
64 км.
Год разработки:
1967