ADM-20A/B/C "Quail" - крылатая ракета-ложная цель

Крылатая ракета "Quail" является одним из самых оригинальных видов оружия, состоявшем на вооружении стратегических бомбардировщиков ВВС США. К началу 50-х годов прошлого века успехи в создании радиолокационных станций были весьма впечатляющими. Без сомнения, в США было известно о проводимых в СССР работах по созданию зенитно-ракетных комплексов, которые должны были защитить крупнейшие города и важнейшие военно-стратегические объекты от возможных налетов американской авиации. Именно поэтому в октябре 1952 года САК представило в Главный штаб ВВС требования на разработку ракеты-ложной цели, носителями которой могли выступить стратегические бомбардировщики B-47 "Stratojet" и B-52 "Stratofortress". В январе 1956 года Главный штаб ВВС выпустил Общее операционное требование 139 (GOR 139, General Operational Requirement 139) на разработку крылатой ракеты-ловушки малого радиуса действия, предназначенной для использования на бомбардировщиках B-52. Разработка ракеты, получившей обозначение GAM-72, велась в рамках программы создания системы оружия WS-122A. Главным подрядчиком являлась компания "McDonnell Aircraft", субподрядчиками: "Summers Gyroscope" (система управления), "Ramo-Wooldridge" (система создания помех) и "General Electric" (cиловая установка).

GAM-72 должна была иметь схожую с B-52 радиолокационную сигнатуру и оснащаться комплектом радиоэлектронной аппаратуры, имитировавшей работу РЛС бомбардировщика, траектория полета ракеты-ловушки должна была отражать основные особенности траектории B-52. Предполагалось, что этот комлекс мер сделает ракету-ловушку практически неотличимой от бомбардировщика-носителя для комплексов ПВО того времени.

Полеты бомбардировщиков B-52 с макетами ракеты-ловушки на борту начались в июле 1957 года с авиабазы Холломэн (штат Нью-Мексико), а в ноябре 1957 года был впервые осуществлен исследовательский сброс ракеты-ловушки без силовой установки на борту. Первый успешный запуск GAM-72 с работающим двигателем состоялся в августе 1958 года с борта B-52, летевшего на высоте около 9,1 км. За 14 минут ракета преодолела расстояние около 191 км. Всего до конца года было осуществлено 10 успешных запусков GAM-72. В декабре 1958 года Главный штаб ВВС подписал с компанией "McDonnell" контракт на осуществление полномасштабного производства модернизированных ракет-ловушек GAM-72A "Quail". GAM-72A оснащалась усовершенствованным комплексом создания помех, а также более надежным двигателем. В результате модернизации масса ракеты возросла и заметно снизилась дальность полета. В варианте GAM-72 было выпущено 24 ракеты первой серии, остальные ракеты были выпущены уже в варианте GAM-72A. Всего в испытательных целях в районе авиабазы Холломэн, а затем на ракетном полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) в 1959 году было осуществлено 17 запусков. Первые ракеты "Quail" в испытательной конфигурации прибыли в части САК для испытаний в феврале 1960 года - испытания решено было закончить на авиабазе Эглин (Флорида), где было размещено 4135-е стратегическое крыло. В марте того же года завершился испытательный этап, осуществлявшийся на авиабазе Холломэн. Первый запуск ракеты "Quail" экипажем САК был выполнен в июне 1960-го года над испытательным полигоном Эглин. Всего в 1960-м году было проведено 4 испытательных запуска, после чего было решено окончить программу испытаний. Первые серийные ракеты в штатной конфигурации поступили в сентябре того же года на авиабазу Эглин. К концу года в арсеналах САК числилось уже 93 ракеты.

В феврале 1961 года САК объявило, что одна из эскадрилий 4135-го стратегического крыла на авиабазе Эглин, укомплектованная ракетами "Quail", достигла боевой готовности. К концу года были объявлены боеготовыми для применения нового оружия уже одиннадцать эскадрилий из четырнадцати запланированных. Уже в первый день нового, 1962 года, самолеты сразу пяти подразделений (4038-е, 4039-е и 4137-е стратегические крылья, 42-е и 97-е тяжелобомбардировочные крылья) впервые вылетели с новыми ракетами на боевое дежурство. В апреле боеготовыми стали все четырнадцать запланированных эскадрилий бомбардировщиков B-52. В мае 1962-го года со сборочных линий сошла последняя ракета. Всего было выпущено 616 ракет GAM-72 и GAM-72A. В арсеналах САК к концу 1962-го года числилось 436 ракет.

Однако работы по совершенствованию ракеты не останавливались - к 1963 году была разработана и испытана модификация GAM-72B. От предыдущей модификации она отличалась усовершенствованной системой управления, что позволяло уверенно применять ракету на небольших высотах (это было сделано в рамках новой программы применения стратегических бомбардировщиков на малых высотах полета). В течение 1963 года все ракеты GAM-72A в строевых частях были доведены до уровня GAM-72B. К концу 1963-го года число ракет в арсеналах САК достигло своего максимума - 492 штуки. В 1959-1962 годах ,бомбардировщики B-52 модификаций C-F (а также ограниченное число более старых B-52B) прошли модернизацию в рамках программы "Big Four" (также известной как "Modification 1000"), одной из целей которой было оснащение ракетами-ловушками "Quail". В связи с изменением буквенно-цифровых обозначений ВВС США в 1963 году все модификации ракеты "Quail" получили новые обозначения: GAM-72 - ADM-20A; GAM-72A - ADM-20B; GAM-72B - ADM-20C. Первый запуск ракеты "Quail" по программе, полностью имитирующей боевое применение, успешно состоялся в марте 1964 года в рамках операции "Shotgun" над водной частью полигона авиабазы Эглин.

По мнению аналитиков САК и по результатам проводившихся учений, на протяжении большей части 60-х годов ракета "Quail" сохраняла достаточно высокую эффективность, хотя к началу 70-х годов по мере совершенствования средств ПВО ее эффективность заметно снизилась. На одном из учений в 1972 году национальными средствами ПВО ракета "Quail" была с уверенностью определена как ловушка в 91,3% случаев. Сокращалось и число носителей - к 1973 году с вооружения были сняты почти все самолеты B-52 ранних модификаций (B-F), а оставшиеся переведены в учебные подразделения. Самолеты же модификаций G и H получили на вооружение аэробаллистическую ракету SRAM, которая существенно повысила вероятность прорыва системы ПВО. Поддерживать в боеспособном состоянии устаревающие ракеты "Quail" становилось дорого и их число в арсеналах постоянно уменьшалось - к концу 1970 года там числилось 430 ракет. В силу всех этих причин был начат процесс постепенного снятия ракет "Quail" с вооружения. Последний учебно-боевой запуск ракеты "Quail" состоялся в июле 1972 года в районе авиабазы Эглин. Последняя ADM-20C была снята с самолета, несущего боевое дежурство, в июне 1978 года. В декабре 1978 года "Quail" была официально снята с вооружения.

Первоначальный успех программы по созданию ракет-ловушек привел к тому, что дальнейшие работы в этом направлении было решено продолжить. В январе 1968 года были выпущены требования к новой ракете-ловушке в рамках программы SCAD (Subsonic Cruise Aircraft Decoy), а в июле 1970 года была одобрена ее полномасштабная разработка, однако в декабре того же года Конгресс отказался одобрить выделение средств на данную программу в 1971-м финансовом году. В декабре 1972 года разрешение Конгресса все же было получено и начался подбор субподрядчиков для основных систем «преемницы Quail», но уже в июне-июле 1973 года разработка ракеты-ловушки в рамках программы SCAD была окончательно прекращена, и все полученные научно-технические наработки были переориентированы для создания стратегических крылатых ракет воздушного базирования по программе ALCM.

Крылатая ракета-ловушка "Quail" представляла собой летательный аппарат с бесфорсажным турбореактивным двигателем. Фюзеляж в поперечном сечении представлял собой прямоугольник с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Горизонтальное хвостовое оперение отсутствовало. Дельтовидное крыло было складным и имело отогнутые книзу законцовки. Управление по рысканию осуществлялось с помощью двух укрепленных в хвостовой части поворотных складных килей, а управление по тангажу и крену - с помощью элевонов в задней части крыльев. Особенности конструкции фюзеляжа обеспечивали ракете эффективную поверхность рассеяния, сравнимую с ЭПР бомбардировщика B-52. На ракетах модификаций GAM-72A/B площадь поверхности крыла была несколько уменьшена.

Помимо ТРД (на ракетах GAM-72 - J85-GE-3; на остальных модификациях - более надежный J85-GE-7, оба - разработки и сборки корпорации "General Electric"), топливных баков и вспомогательных систем в фюзеляже размещались система управления разработки компании "Summers Gyroscope" и комплекс постановки помех разработки корпорации "Ramo-Wooldridge".

Система управления инерциального типа с программируемым на земле аналоговым вычислителем обеспечивала полет ракеты на высотах, характерных для применения бомбардировщиков B-52 с характерными для самолета-носителя скоростями. Система управления допускала двукратное изменение курса и однократное изменение скорости за время полета, составлявшее от 45 до 55 минут. На последней модификации ADM-20C в систему управления был интегрирован барометрический автомат, что позволило применять усовершенствованные ракеты-ловушки и на небольших высотах.

Комплекс постановки помех первоначально представлял собой только имитатор сигналов радиоэлектронной аппаратуры B-52, однако уже на модификации ADM-20B он был дополнен установленным в хвостовой части источником инфракрасного излучения, имитировавшим, вкупе с излучением штатного ТРД, инфракрасную сигнатуру B-52. Кроме того, в корпусе были установлены контейнеры с дипольными отражателями. Все это существенно повысило эффективность ракеты-ловушки, за что пришлось заплатить уменьшением дальности полета.

 Применение ракет осуществлялось следующим образом - ракеты в количестве до восьми включительно (обычно - не более двух) размещались в бомбоотсеке B-52 со сложенными крыльями и килями. По команде штурмана-оператора створки бомбоотсека открывались, и ракеты по одной выдвигались из отсека специальным устройством прямо в набегающий поток воздуха. Раскрывались кили и крылья, включался ТРД, и ракета отделялась от самолета.

Технические характеристики ADM-20B/C (ADM-20A)

Длина, м 3,94
Размах крыла в развернутом/сложенном состоянии, м 1,65/0,74
Высота с килями в развернутом/сложенном состоянии, м 1,02/0,66
Масса, кг 540 (450)
Скорость, М 0,75-0,95
Дальность полета максимальная, км 661 (825)
Высота полета, км 10,67-15,24
Тяга двигателя, кН 10,9
Источники: 
  1. From Snark To Peacekeeper: A Pictorial History of SAC Missiles / by Office of the Historian HQ SAC. OH HQ SAC, Offut AFB, NE, 1990.
  2. Alert operations and the Strategic Air Command, 1957-1991 / SAC HQ Office of the Historian, 1991.
  3. Strategic Air Command and the Alert program: a brief history / SAC HQ Office of the Historian, 1988.
  4. SAC Missile Chronology 1939-1988 / by Office of the Historian HQ SAC. OH HQ SAC, Offut AFB, NE, 1990.
  5. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы зарубежных стран / В.Е. Ильин и И.В. Кудишин. Москва, АСТ Астрель, 2002.
  6. http://www.nationalmuseum.af.mil
  7. www.globalsecurity.org
  8. http://www.strategic-air-command.com
  9. http://www.designation-systems.net
  10. http://www.csd.uwo.ca