Зенитно-ракетный комплекс Mistral

ЗРК "Mistral"

Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "Mistral"("Мистраль") предназначен для непосредственного прикрытия подразделений сухопутных войск от самолетов и боевых вертолетов, выполняющих полеты на малых и предельно малых высотах. При его создании учитывались недостатки других ЗРК и возросшие требования современного высокоманевренного боя.

Разработка комплекса велась французской фирмой "Matra". Основными соисполнителями являлись фирмы: "Manufacture de Machines du Haut Rhin SA" - боевая часть, "Societe Anonyme de Telecommunications" (SAT) - инфракрасная головка самонаведения, "Societe Europeenne de Propulsion" - ракетный двигатель, "Societe Nationale des Poudres et Explosifs" (SNPE) - твердотопливный заряд.

Во время разработки, к ракете предъявлялись следующие требования: единая ракета для всех вариантов, независимость от способа запуска и минимум технического обслуживания. Полномасштабные работы по варианту SATCP были начаты в 1980 году. С 1986 по 1988 гг. французская армия проводила войсковые испытания, закончившиеся принятием комплекса на вооружение в 1988 году под наименованием "Mistral".

В настоящее время выпущено более 16000 ракет "Mistral".

ЗРК "Mistral" различных модификаций находится на вооружении сухопутных войск и флотов 25 государств: Бельгии, Чили, Кипра, Эстонии, Финляндии, Франции, Болгарии, Индонезии, Новой Зеландии, Омана, Сингапура, ОАЭ и др.

Помимо базового переносного варианта ЗРК "Mistral" разработано несколько вариантов комплекса для различных носителей:

  • ALAMO - комплекс для установки на легких автомобильных шасси;
  • ATLAS - мобильный ЗРК с пусковой установкой на две ракеты;
  • ATLAS-RC - мобильный ЗРК с дистанционноуправляемой пусковой установкой на две ракеты;
  • ALBI - спаренная пусковая установка для легких самоходных шасси (дополнительно может комплектоваться системами ночного видения и опознавания "свой-чужой");
  • ATAM - вертолетный вариант, используемый в качестве оружия класса "воздух - воздух" для борьбы прежде всего с боевыми вертолетами противника;
  • SANTAL - башенная система на шесть ракет с РЛС обнаружения;
  • SIMBAD - корабельный ЗРК со спаренной пусковой установкой для кораблей малого водоизмещения;
  • TETRAL - корабельный ЗРК на четыре ракеты;
  • SADRAL - корабельный ЗРК на шесть ракет;
  • SIGMA - строенная пусковая установка, совмещенная с 30-мм пушкой.

На выставке Eurosatory, проходившей в Париже с 12 по 16 июня 2006г., корпорация MBDA продемонстрировала новую многоцелевую боевую машину ( MPCV ), на шасси легкой бронированной машины VBR, оснащенную ЗРК "Mistral".

Состав: 

ПЗРК Mistral

ПЗРК "Mistral" включает в себя ракету в герметическом транспортно - пусковом контейнере (ТПК), треногу с прицельными приспособлениями, запросчик "свой-чужой" и источник питания.

Ракета "Mistral" (см. фото) состоит из корпуса, инфракрасной головки самонаведения (ГСН), электронной аппаратуры наведения, электрических серводвигателей для управления рулями, термохимической батареи, взрывателя, боевой части, маршевого и сбрасываемого стартового двигателей, а также устройства самоликвидации. Ракета выполнена по аэродинамической схеме "утка", что обеспечивает ей высокие маневренные качества, позволяющие выдерживать восьмикратные перегрузки и получать довольно высокую точность наведения на конечном участке полета.

Инфракрасная головка самонаведения ( ИКГСН) помещена внутри пирамидального обтекателя. Такая его форма имеет преимущество перед обычной сферической, так как снижает лобовое сопротивление. В ГСН использовано приемное устройство мозаичного типа, выполненное на арсениде индия (К = 3-5 мкм), что значительно повышает возможности по обнаружению и захвату целей с уменьшенным ИК излучением, а также позволяет отличить полезный сигнал от ложного (солнце, ярко освещенные облака, ИК ловушки и т. д.). Кроме того, для достижения высокой чувствительности применяется охлаждение приемного устройства (баллон с хладоагентом крепится к пусковому механизму). ГСН способна захватывать и сопровождать реактивный самолет на дальности до 6 км, а вертолет, оснащенный устройствами для снижения ИК излучения, - на дальности до 4 км даже на встречных курсах.

Осколочно - фугасная боевая часть ракеты содержит готовые вольфрамовые шарообразные поражающие элементы (1500 штук). БЧ снабжена контактным и лазерным неконтактным взрывателями. Выбор последнего (с механизмом точного отсчета дистанции) позволил избежать преждевременного подрыва боевой части вследствие воздействия помех, излучаемых местными предметами, деревьями и т. д. Расчетная величина ошибки по дальности составляет около 1 м. В ходе полигонных испытаний подрыв боевой части на таком расстоянии от воздушных целей приводил к их поражению.

Требования по сокращению массы и размеров двигателя, а также порядка его функционирования и обеспечения нужной надежности привели разработчиков к необходимости отказаться от традиционной конструкции двигателя для ЗУР в пользу более сложной технологии его исполнения, в частности использования композиционных материалов. Двигательная установка ЗУР "Mistral" состоит из двух двигателей; стартового и маршевого. Первый размещен в сопловой части маршевого двигателя (см.схему). Во время движения ракеты в ТПК он сообщает ей начальную скорость 40 м/с. Стартовый двигатель снабжен несколькими соплами, обеспечивающими вращение ракеты (10 об/с) для стабилизации ее в полете. Раскрытие аэродинамических рулей и плоскостей стабилизатора происходит при выходе ракеты из пускового контейнера. На безопасном для оператора расстоянии (около 15 м) стартовый двигатель отбрасывается и включается маршевый, сообщающий ракете максимальную скорость М=2.6. Благодаря такой большой скорости она достигает вертолет, зависший на расстоянии 4 км от места пуска, за 6 с, что не дает ему возможности не только применить свое оружие, но и укрыться за естественными складками местности.

В настоящее время в производстве находится усовершенствованный вариант ракеты, получивший обозначение "Mistral-2".

Для удобства наведения и пуска ЗУР оператор использует треногу с сиденьем, на которой монтируется ТПК и вся необходимая аппаратура. С помощью соответствующих механизмов обеспечивается разворот и необходимый угол возвышения для стрельбы практически в любом направлении. При транспортировке переносного ЗРК "Mistral" он делится на две части (масса каждой около 20 кг): ТПК с ракетой и тренога с прицельными приспособлениями и электронным блоком. При разработке данного ЗРК особое внимание уделялось сокращению времени на его развертывание и перезаряжание. По данным проведенных испытаний на установку ТПК на треногу и приведение комплекса в боевое положение требуется около 1 мин, на включение ГСН (раскрутка гироскопа и охлаждение ИК датчика) необходимо 2 с. Среднее время реакции (от включения пусковой цепи до старта ракеты) составляет около 5 с при отсутствии данных внешнего целеуказания и 3 с при наличии таких данных. На перезаряжание требуется около 30 с.

Прицельное устройство состоит из коллиматора и телескопического прицела. Пользуясь показаниями коллиматора, оператор может учитывать вертикальные и горизонтальные углы упреждения. Переносной ЗРК "Mistral" оснащен аппаратурой опознавания "свой - чужой" и тепловизионным устройством для обеспечения стрельбы в ночных условиях. Пусковой механизм включает в свой состав следующие элементы; аккумуляторную батарею для питания электрических цепей, баллон с хладоагентом, коммутирующее устройство, обеспечивающее необходимую последовательность прохождения команд и сигналов, индикатор со звуковым и вибрационным устройством, срабатывающим при захвате сигналов от цели головкой самонаведения ракеты. для действия в ночных условиях комплекс может комплектоваться тепловизором типа MATIS фирмы "Sagem" или MITS-2 фирмы "Thales Optronics".

Командный пункт MCP

Командный пункт MCP (Mistral Coordination Post) впервые показан на 1991г. на Парижском авиашоу. MCP создан для использования с переносным комплексом "Mistral", системами ATLAS или ALBI при организации ПВО войсковых подразделений и важных объектов.

MCP включает:

  • РЛС обнаружения и управления огнем с системой опознавания "свой-чужой" "Oerlikon Contraves" SHORAR ,
  • станцию боевого управления ,
  • блок передачи информации на огневые позиции,
  • систему обмена информацией с вышестоящим командным пунктом.

MCP обеспечивает выдачу целеуказания и управление огнем одиннадцатью ПЗРК ""Mistral", ЗРК ALBI или ATLAS в любой комбинации. MCP монтируется на шасси Panhard VBL 4x4 или любом другом шасси повышенной проходимости. MCP принят на вооружение странами НАТО и поставлялся на экспорт в Оман.

Характеристики: 
Зона поражения, м:
            - по дальности
            - по высоте

  500-6000
  5-3000
Максимальная скорость поражаемых целей, км/час    1500
Скорость полета ракеты ,М    2.6
Время полета на максимальную дальность, с    14
Длина ракеты, мм    1860
Диаметр корпуса ракеты, мм    90
Стартовый вес ракеты, кг    18.7
Вес боевой части, кг    3
Вес заряда ВВ боевой части, кг    1
Вес ракеты в ТПК, кг    24
Температурный диапазон боевого применения    от -45°C до +70°C
Источники: 
  1. В.Викторов "Французский ЗРК "Мистраль" , Зарубежное военное обозрение N 4, 1987 год
  2. Mistral Air Defence Missile System, France /www.army-technology.com/
  3. Mistral /www.deagel.com/

Классификация:

Назначение:
Боевая часть:
Страна:
Дальность:
6 км.
Год разработки:
1988